Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие требования к информационным медицинским системам




Классификация информационных медицинских систем

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ СИСТЕМЫ

Информационная система — это организационно упорядочен­ная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вы­числительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Информационные системы предназначены для сбора, хране­ния, обработки, поиска, распространения, передачи и предо­ставления информации.

Во второй половине XX в., в период начала бурного развития компьютерных технологий, всеобщая информатизация не могла не захватить такую жизненно важную область, как медицина. Как в России, так и за рубежом стали разрабатываться ИМС.

Основными задачами, решаемыми с помощью ИМС, явля­ются:

· информационная поддержка оказания медицинской помощи населению;

· информационная поддержка управления отраслью здраво­охранения.

Определений ИМС в современной специальной литературе много. Рассмотрим одно из них.

Информационная медицинская система — это совокупность ин­формационных, организационных, программных и технических средств, предназначенных для автоматизации медицинских про­цессов и(или) организаций.

Уже к концу 1970-х гг. в СССР было разработано столько видов ИМС, что встал вопрос об их классификации.

Классификация С.А. Гаспаряна. В 1978 — 2005 гг. С.А. Гаспарян опубликовал три варианта классификации ИМС. Рассмотрим клас­сификацию, включающую пять классов:

1)технологические информационные медицинские системы (ТИМС);

2) банки информации медицинских служб (БИМС);

3) статистические ИМС;

4) научно-исследовательские ИМС;

5) обучающие (образовательные) ИМС.

В основу этой классификации были положены сразу четыре системообразующих фактора: объект описания, решаемая соци­альная задача, пользователь, степень и направленность агрегации информации на уровне выходных документов.

1. Технологические информационные медицинские системы обес­печивают информационную поддержку отношений врач —боль­ной. Основанием для деления ИМС в классе ТИМС на виды была характеристика цели обработки медико-биологической информа­ции.

1.1. Автоматизированные системы клинико-лабораторных ис­следований, включая программно-аппаратные комплексы, пред­назначенные для функциональной, лучевой и лабораторной диа­гностики.

1.2. Автоматизированные системы консультативной вычисли­тельной диагностики.

1.3. Автоматизированные системы профилактических осмотров населения.

1.4. Автоматизированные системы постоянного интенсивного наблюдения для послеоперационных палат, реанимационных от­делений, ожоговых центров и т.д.

2. Банки информации медицинских служб обеспечивают инфор­мационную поддержку отношений совокупность больных — вра­чи. Основанием для деления БИМС на виды была широта охвата обслуживаемого населения.

Банк данных — совокупность баз данных, а также программные, язы­ковые и другие средства, предназначенные для централизованного на­копления данных и их использования с помощью электронных вычис­лительных машин.

База данных — объективная форма представления и организации со­вокупности данных, систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ.

В настоящее время эти понятия практически слились.

2.1. Банки медицинской информации ЛПУ — для поликлиник, стационаров, диспансеров, родильных домов и т.д.

2.2. Банки медицинской информации специализированных служб — персонифицированные регистры (от англ. register — ре­естр) — онкологические, психиатрические, наркологические, кожно-венерологические; сюда же относят регистры больных с врожденными заболеваниями, больных с сахарным диабетом, ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС и т.п.

2.3. Банки медицинской информации населения администра­тивной территории, включая банки фондов ОМС.

3. Статистические информационные медицинские системы обес­печивают информационную поддержку отношений популяция (в смысле населения обслуживаемого региона) — органы, управ­ляющие системой медицинского обслуживания. Деление стати­стических ИМС на виды было основано на различии объектов опи­сания, представленных в статистических отчетах ЛПУ и террито­риальных органов управления здравоохранением.

3.1. Информационные медицинские системы «Здоровье насе­ления» — объектами являются половозрастные и профессиональ­ные группы населения в целом по России, регионам или муници­пальным образованиям.

3.2. Информационные медицинские системы «Среда обита­ния» — объектами являются социальные институты, объекты про­изводства и экологические зоны.

3.3. Информационные медицинские системы «Учреждения здра­воохранения» — основаны на описании материально-технической базы учреждений, их совокупности по типам и характеристикам их деятельности.

3.4. Информационные медицинские системы «Кадры здраво­охранения» — объектами описания являются средние медицин­ские работники, врачи, руководители, научные сотрудники.

3.5. Информационные медицинские системы «Медицинская промышленность» — основаны на описании объектов-предприятий и объектов-продуктов этих предприятий (лекарств, изделий, оборудования).

4. Научно-исследовательские информационные медицинские си­стемы позволяют рассматривать объекты и документы науки. Раз­деление на виды основано на различиях объектов описания.

4.1. Автоматизированные системы научной медицинской ин­формации для обработки и поиска документов — научных публи­каций.

4.2. Организационные научно-исследовательские медицинские системы, основанные на описании тематики научных исследова­ний и их результатов по совокупности учреждений или научных направлений.

4.3. Системы автоматизации медико-биологических исследова­ний, основанные на описании поведения исследуемых объектов или их совокупности. Они очень похожи на АС клинико-лабораторных исследований, но имеют одно существенное отличие: в последних объектом описания является пациент, а в первых — экспериментальное животное.

5. Обучающие информационные медицинские системы обеспечи­вают информационную поддержку отношений обучаемые — пре­подаватели. Образовательные ИМС разделяются на виды в соот­ветствии с педагогическими принципами оценки уровня освое­ния знаний учащимся.

5.1.Автоматизированные системы, контролирующие воспро­изводство знаний по ответам на вопросы, выбранным из возмож­ных вариантов.

5.2. Автоматизированные системы, обучающие и контролиру­ющие знания, т.е. представляющие знания и контролирующие их усвоение.

5.3. Автоматизированные системы, обучающие решению задач.

Таким образом, системы этого класса разделяются по уровню усвоения знаний, уровню интеллектуальной насыщенности си­стемы.

Каждый следующий вид систем класса обучающих ИМС может включать в себя возможности предыдущего.

Любая классификация есть произвольное разделение целого на части. Не каждую ИМС можно отнести к какому-либо одному виду (или даже классу) систем.

Классификация Г. А. Хая. Другую классификацию ИМС предло­жил Г.А.Хай (2001), разделивший ИМС на следующие типы:

1. медико-технологические;

2. справочные;

3. базы данных;

4. приборно-компьютерные системы или измерительно-вычис­лительные комплексы (ИВК);

5. микропроцессорные системы;

6. передачи и обработки изображений;

7. сервисные;

8. автоматизированные системы управления (АСУ).

Г.А.Хай считал, что медицинской технологией является про­фессиональная деятельность врача — профилактика, прогнозиро­вание, ранняя и дифференциальная диагностика, лечение, реа­билитация. Медико-технологические системы обеспечивают ее ин­формационную поддержку. К таким системам относятся:

· системы вычислительной диагностики;

· системы автоматизации скрининга;

· системы статистического прогнозирования и угрозометрии;

· системы выбора решающих правил для принятия оптималь­ных решений о лечебных мероприятиях.

Рассуждая о медико-технологических системах, автор отдает должное статистическому моделированию, отмечая, что оно дает хорошие результаты при выраженной клинической картине. В то же время к недостаткам систем, основанным на статистическом моделировании, он относит ограниченные возможности в части диагностического диапазона и несоответствие алгоритма распоз­навания врачебной логике (см. гл. 8).

Приборно-компьютерные системы также относятся к медико-технологическим. Их основой является математическая обработка физиологических сигналов. Самостоятельную группу систем обра­ботки медико-биологической информации составляют, в частно­сти, комплексы программ для лабораторных исследований.

Микропроцессорные системы — это автоматизированные си­стемы, основой которых является микропроцессор. Их применя­ют в самых разных областях: от искусственных органов и управ­ляемых протезов до автоматизации управления инфузионной те­рапией или искусственной вентиляции легких. Особую группу составляют робототехнические системы (от автономных датчи­ков для исследования полых органов до управления манипуля­торами).

Системы передачи и обработки изображений используются дос­таточно давно. Рентгенограммы, ЭКГ, макро- и микропрепараты передаются на любые расстояния по каналам связи. В настоящее время обмен изображениями для осуществления дистанционной диагностики реализуется в основном с помощью телемедицин­ских технологий.

Справочные ИС позволяют врачу всегда иметь под рукой необ­ходимую для него информацию. В отличие от консультативных медицинских систем справочные носят чисто информационный характер. Справочные системы могут хранить в себе и немедицин­скую информацию (в узком смысле этого слова). Понятно, что основываются справочные системы на БД.

Базы данных пациентов позволяют врачу хранить информацию о своих больных в течение неограниченного времени, оперативно получая из нее нужные сведения.

К сервисным системам относятся программы, не имеющие не­посредственного отношения к медицине и лечебному процессу, но активно использующиеся, такие как электронная почта, Ин­тернет, системы напоминания, учебные программы и т.д.

Автоматизированные системы управления ЛПУ связаны с уп­равлением деятельностью лечебного учреждения в целом. Такие системы включают в себя ряд подсистем: управления потоками больных, работой врачей, ведением медицинской документации, кадрами, материально-техническими ресурсами, финансами, документооборотом, учетом и отчетностью.

В настоящее время такие системы называют автоматизированными информационными системами лечебно-профилактических учреждений (см. гл. 10).

Зарубежные классификации. В зарубежных источниках почти все авторы в последнее время поддерживают деление систем на Com­puterized Physician Order Entry и Patient Care Information Systems. Та­кое деление условно соответствует следующим понятиям: автома­тизированные рабочие места специалистов или системы поддер­жки принятия решений (Decision Support Systems) и информаци­онные медицинские системы. Среди систем Computerized Physician Order Entry различают:

· системы, используемые врачами;

· системы, используемые медицинскими сестрами;

· системы, используемые фармакологами.

В результате исследования пяти ведущих (в плане информати­зации) больниц США были выявлены основные типы систем, используемых в стационарах:

Computerized Results — системы, представляющие компьютерные отчеты о доступных для использования диагностических процессах;

Computerized Notes — системы, позволяющие вводить различные сведения о лечебно-диагностическом процессе, включающее элементы ЭИБ;

Computerized Ordering — системы управления лечебно-диагностическим процессом;

Computerized Event Monitoring and Notification — системы компьютерного мониториования и оповещения. Эти системы обеспечивают поиск важных для лечебно-диагностического процесса симптомов и оповещают о найденных отклонениях;

Clinical Administration Systems — экономические, административные и справочные системы;

Decision Support — системы поддержки решений, при пользовании которыми может осуществляться взаимодействие с системами типа Computerized Results.

Все большее развитие получают электронные истории болезни (Electronic patient record).

Рассмотрев классификации разных авторов, как отечественные, так и зарубежные, можно сделать заключение, что, несмотря на различный вид, они содержат сходные элементы.

Иерархическая классификация. Одной из относительно бесспор­ных является иерархическая классификация ИМС, которая суще­ствует столько времени, сколько собственно информатизация здра­воохранения.

Информатизация — комплекс мероприятий, направленных на свое­временное и полное обеспечение участников той или иной деятельности необходимой информацией, определенным образом переработанной и при необходимости преобразованной (об информатизации деятельности медицинских работников более подробно речь пойдет в подразд. 6.2).

Информационные медицинские системы классифицируют на основании иерархического принципа, соответствующего струк­туре здравоохранения как отрасли на уровни:

· базовый (клинический);

· учреждений (поликлиники, стационары, диспансеры и др.);

· территориальный (профильные и специализированные меди­цинские службы и региональные органы управления);

· федеральный (федеральные учреждения и органы управле­ния).

Внутри каждого уровня ИС классифицируются по функцио­нальному принципу, т.е. по целям и задачам.

Рассмотрим вариант классификации ИМС, предложенный ав­торами. Он основан на иерархическом принципе построения си­стемы здравоохранения и оказания пациенту медицинской помо­щи (рис. 2).

1. Медико-технологические системы. Это самые многочисленные из разрабатываемых ИМС. Они обеспечивают обработку и анализ: информации для поддержки принятия врачебных решений и ин­формационной поддержки медицинских технологических процес­сов (см. гл. 7). Медико-технологические системы в свою очередь подразделяют на несколько систем.

1.1. Автоматизированные системы для обработки медицинских сигналов и изображений.

1.2. Автоматизированные системы для консультативной помо­щи в принятии решений.

1.2.1. Автоматизированные системы для распознавания патоло­гических состояний методами вычислительной диагностики.

1.2.2. Автоматизированные консультативные системы для по­мощи в принятии решений на основе интеллектуального (эксперт­ного) подходов.

1.2.3.Автоматизированные гибридные (экспертно-статистические, экспертно-моделирующие) системы для консультативной помощи в принятии решений.

Автоматизированные информационные системы федерального уровня
Автоматизированные информационные системы территориального уровня
Автоматизированные информационные системы ЛПУ Поликлиника Стационар Специализированные Скорая Станция учреждения помощь переливания крови
Информационно-технологические системы Системы Электронные Информационные Специализированные диспансерного истории болезни системы отделений информационные системы наблюдения медицинских учреждений (регистры)
Автоматизированные рабочие места Медико-технологические Организационно-технологические Административные
Медико-технологические системы Автоматизированные Автоматизированные системы Автоматизированные системы системы для обработки для консультативной помощи для управления жизненно медицинских сигналов в принятии решений важными функциями организма и изображений
Пациент

Рис. 2. Классификация ИМС, основанная на иерархическом принципе построения системы здравоохранения

 

1.3. Автоматизированные системы для управления жизненно важными функциями организма.

1.3.1. Мониторно-компьютерные системы.

1.3.2. Интеллектуальные системы для постоянного интенсив­ного наблюдения.

2. Автоматизированные рабочие места медицинских работников. Эти комплексы обеспечивают ведение БД, обработку информа­ции и поддержку процессов принятия решений в определенной предметной области (см. гл. 8). В свою очередь АРМ подразделяют на несколько видов.

2.1. Медико-технологические.

2.1.1. Клинические.

2.1.2. Функциональные.

2.1.3. Радиологические.

2.1.4. Лабораторные.

2.1.5. Фармакологические.

2.2. Организационно-технологические.

2.2.1. Организационно-клинические.

2.2.2. Телемедицинские.

2.3. Административные.

2.3.1. Административно-управленческие.

2.3.2. Медико-статистические.

2.3.3. Медико-экономические.

3. Информационно-технологические системы. Эти системы исполь­зуют для поддержки электронного документооборота и принятия лечебно-диагностических и организационных решений (см. гл. 9). Среди них выделяют несколько систем.

3.1. Системы диспансерного наблюдения.

3.2. Электронные истории болезни.

3.3. Информационные системы отделений медицинских учреж­дений.

3.4. Специализированные информационные системы (регистры).

4. Автоматизированные информационные системы ЛПУ. Такие си­стемы подразделяют на несколько видов.

4.1. Амбулаторно-поликлинических учреждений.

4.2. Учреждений стационарного типа.

4.3. Специализированных учреждений.

4.4. Скорой, неотложной и экстренной медицинской помощи.

4.5. Станций переливания крови.

5. Автоматизированные информационные медицинские системы территориального уровня. Среди них выделяют шесть видов систем.

5.1. Автоматизированные ИС сбора и обработки данных о со­стоянии здоровья населения.

5.2. Специализированные регистры по направлениям медици­ны.

5.3. Автоматизированные И С обязательного медицинского стра­хования.

5.4. Автоматизированные ИС лекарственного обеспечения.

5.5. Автоматизированные ИС кадрового и материально-техни­ческого обеспечения.

5.6. Автоматизированные ИС санитарно-экологического надзора.

6. Автоматизированные информационные медицинские системы федерального уровня. Выделяют восемь систем данного уровня.

6.1. Автоматизированная ИС сбора и обработки статистических данных о состоянии здоровья населения.

6.2. Автоматизированные ИС специализированных служб.

6.3. Специализированные регистры по направлениям медицины.

6.4. Автоматизированная ИС высокотехнологичной медицинс­кой помощи.

6.5. Автоматизированная ИС Федерального фонда ОМС.

6.6. Автоматизированная ИС лекарственного обеспечения.

6.7. Автоматизированная ИС «Медицинские кадры».

6.8. Автоматизированная ИС ресурсного обеспечения медицин­ской помощи.

6.9. Автоматизированная ИС санитарно-экологического надзора.

Каждый последующий уровень ИМС «вбирает» в себя системы предыдущего уровня. Например, медико-технологические систе­мы могут быть подсистемами автоматизированных рабочих мест медицинского персонала и т.д. Наряду с этими ИМС существуют справочно-информационные системы для помощи в принятии решений на различных уровнях («у постели больного», в отделе­нии, ЛПУ и т.д.).

Основным документом, определяющим требования и порядок разработки АС (в том числе медицинских), является техническое задание (ТЗ).

Техническое задание на АС может включать следующие под­разделы:

1. общие сведения;

2. назначение и цели создания (развития) системы;

3. характеристика объекта информатизации;

4. требования к автоматизированной системе;

5. состав и содержание работ по созданию системы;

6. порядок контроля и приемки системы;

7. требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие;

8. требования к документированию;

9. источники разработки.

Общие сведения. В подразделе, посвященном общим сведениям об автоматизированной системе, указывают ее полное наимено­вание и условное обозначение, наименование организации-заказчика и организации-разработчика, перечень документов, на ос­новании которых создается система, плановые сроки начала и окончания работ, порядок оформления и предъявления заказчи­ку результатов работ по разработке системы.

Назначение и цели создания (развития) системы. При создании и внедрении любой ИМС необходимо в первую очередь сформу­лировать ее назначение и цель создания (внедрения).

Например, при разработке и внедрении АИС управления здравоохра­нением города назначением системы является поэтапная реализация информационной поддержки управления как на уровне ЛПУ, так и на уровне управления здравоохранением города. Цель создания такой си­стемы может быть сформулирована следующим образом: способствовать реализации основной функции охраны здоровья населения — увеличе­нию продолжительности активной жизни — путем создания и внедре­ния информационных технологий на всех уровнях управления здраво­охранением.

Формулируются конкретные задачи и описываются методы разработки ИМС.

Характеристика объекта информатизации. Важно тщательно и подробно изучить и описать объект информатизации.

При разработке и внедрении АИС управления здравоохранением го­рода объектом информатизации являются процессы управления деятель­ностью как внутри ЛПУ, так и со стороны управления здравоохранени­ем города. При исследовании деятельности учреждений (например, по­ликлинических) необходимо учитывать численность контингентов, об­служиваемых ЛПУ по ОМС (взрослых и детей), общее число посещений за год, число посещений на дому, а также число пациентов, стоящих на учете в диспансерах. Нужно исследовать структуру ЛПУ города, включая ведомственные и коммерческие, распределение ЛПУ по страховым ком­паниям, собственно структуру управления здравоохранением города.

Требования к автоматизированной системе. Подраздел должен включать в себя требования к системе в целом, к функциям, вы­полняемым системой, видам обеспечения. Состав требований за­висит от вида, назначения, специфических особенностей разра­батываемой системы. При этом создание любой ИМС должно ба­зироваться на нескольких принципах.

1. Преемственность предполагает, что целесообразным вариан­том построения ИМС является такой, при котором максимально используется существующий в здравоохранении научно-техниче­ский подход и система обработки медицинской информации. Мо­дернизация существующих систем может осуществляться посте­пенно и без остановки обслуживания пользователей. В процессе модернизации должен поэтапно осуществляться переход к совре­менным техническим и программным платформам, в частности интегрирующим различное стандартное математическое обеспе­чение, к новым принципам реализации серверных и клиентских приложений, оптимизации процессов сбора и обработки данных на новом техническом уровне, современным методам идентифи­кации и защиты данных.

2. Унификация и стандартизация предполагают согласование и использование единых архитектурных решений, системы класси­фикации и кодирования, принципов организации и обмена дан­ными, пользовательских интерфейсов.

3. Непрерывное совершенствование системы предполагает посто­янное развитие и наращивание ее функциональных и технологи­ческих возможностей.

4. Интеграцию действующих и вновь создаваемых ИС следует реализовывать как на уровне функциональных модулей отдельных ЛПУ, так и по уровням управления, на основе единых коммуни­кационных протоколов, включая стандартизацию интерфейсов для обмена информацией между системами разных уровней.

5. Межведомственная и межотраслевая кооперация предпола­гает информационное взаимодействие с ИМС других ведомств, а также (при необходимости) проектами других отраслей.

6. Согласование типовых проектных решений предполагает со­здание типовых программных средств, которые могли бы быть применимы в большинстве ЛПУ без существенных доработок и отработку проектов в качестве «пилотных» на базе отдельных ЛПУ.

7. Обеспечение информационной безопасности предполагает ис­пользование комплексного подхода к безопасности информаци­онных ресурсов здравоохранения на основе правовых и организа­ционно-технических методов.

8. Автоматизация документооборота означает, что система дол­жна обеспечить не только выполнение задач учета и анализа, но и задачи сбора, предварительной обработки, систематизации, струк­турирования данных.

9. Одноразовый ввод информации и ее многократное использование подразумевают, что все основные данные, с которыми работает система, должны вводиться один раз, а в последующем лишь об­новляться.

10. Формирование выходных документов подразумевает, что они должны содержать необходимую и достаточную информацию для решения задач на том уровне, для которого они предназначены.

11. Открытость системы для дальнейшего развития и модер­низации.

Следование этим принципам позволяет обеспечить модерни­зацию действующих ИС на основе максимальной преемственно­сти их функциональных и информационных возможностей, со­хранение навыков работы персонала с предыдущими версиями систем, а также непрерывное совершенствование и наращивание функциональных и технологических возможностей.

В подразделе описывается структура системы: все подсистемы, информационное взаимодействие между ними и решаемые зада­чи, а также потенциальные пользователи системы (их квалифика­ция, численный состав, режим работы).

Например, потенциальными пользователями АИС управления здра­воохранением города являются руководители ЛПУ (главные врачи, их заместители) и руководители управления здравоохранением города (на­чальник, его заместители, главные специалисты по разным врачебным специальностям).

В процессе информатизации учреждения не должны слепо ко­пировать сложившиеся информационные связи. Их критический анализ позволяет выявить существующие резервы. В современной трактовке реорганизация деятельности учреждения — реинжини­ринг — предполагает переосмысление и перепроектирование так называемых бизнес-процессов (business process reengineering), под которыми понимается движение больных, медикаментов, назна­чений/результатов исследований, просмотр различной информа­ции, получаемой в разных местах, для достижения коренных улуч­шений в основных показателях деятельности, т.е. формирование модели оптимально организованной системы.

Основные результаты реинжиниринга сводятся к тому, что информация может одновременно быть доступна в тех местах, где она необходима, и принятие решений становится частью работы каждого сотрудника в соответствии с его областью ответственно­сти (иерархическое принятие решений).

Кроме того, в этом же подразделе формулируются требования к надежности, техническому обслуживанию, защите информации от несанкционированного доступа, сохранности информации при авариях, патентной чистоте, по стандартизации унификации и др.

Приводится перечень функций, подлежащих автоматизации, а при создании системы в две или более очереди — перечень функ­циональных подсистем, отдельных функций или задач, вводимых в действие в первой, второй и последующих очередях. Определяется временной регламент реализации каждой функции. Описываются требования к качеству реализации задачи или комплекса задач, формам представления выходной информации, достоверности вы­дачи результатов. Приводится перечень и критерии отказов для каж­дой функции, по которой задаются требования по надежности.

В зависимости от вида системы приводятся требования к ин­формационному, программному, техническому, лингвистическо­му, метрологическому, методическому, организационному и дру­гим видам обеспечения проектируемой и внедряемой автомати­зированной системы.

Состав и содержание работ по созданию системы. Подраздел должен включать перечень этапов работы по разработке автома­тизированной системы и список документов, предъявляемых по их завершению.

Порядок контроля и приемки системы. Описываются виды, объем и методы испытаний автоматизированной системы и ее состав­ных частей (при наличии подсистем). В этом подразделе приводят­ся перечень организаций, участвующих в испытаниях, сроки и место их проведения, статус приемочной комиссии (ведомственная, межведомственная, государственная).

Требования к составу и содержанию работ по подготовке объек­та автоматизации к вводу системы в действие. Подраздел должен содержать перечень основных мероприятий, которые необходимо выполнить до ввода системы в действие: приведение информа­ции, поступающей в систему, к виду, пригодному для обработки с помощью компьютера; изменения, которые необходимо осуще­ствить в объекте автоматизации; создание необходимых для функ­ционирования автоматизированной системы служб и подразделе­ний; сроки обучения персонала.

Требования к документированию. Подраздел включает согласо­ванный заказчиком и разработчиком перечень подлежащих разра­ботке видов документов, соответствующих требованиям государ­ственных стандартов, перечень документов, выпускаемых на ма­шинных носителях.

Источники разработки. Подраздел включает документы и ин­формационные материалы (например, технико-экономическое обоснование, материалы об отечественных и зарубежных аналогах и др.), которые использовались при создании системы.

Таким образом, процесс разработки и сдачи в эксплуатацию ИМС является строго регламентированным. Это дает возможность заказчику четко формулировать свои требования и получать про­дукт, соответствующий им.

Организационное обеспечение функционирования ИМС рас­смотрено в подразд. 5.4.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3870; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.