Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы построения автоматизированных информационных систем ЛПУ




Функциональное назначение учрежденческих систем

Концепции разработки информационных систем лечебных учреждений

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ЛПУ

За рубежом внедрение АИС учрежденческого уровня достаточ­но давно считается совершенно необходимой и естественной со­ставляющей деятельности здравоохранения. В развитых странах АИС ЛПУ разрабатываются, начиная с 1960-х гг., а с середины 1980-х гг. крупные ЛПУ на внедрение и эксплуатацию таких АИС тратят до трети своего бюджета, причем особое внимание уделяется реше­нию управленческих задач.

В России в конце 1980-х—начале 1990-х гг. появились первые реальные разработки учрежденческих систем: в московских город­ских клинических больницах № 31 и им. С.П.Боткина, лечебно-оздоровительном объединении при Совете министров СССР, Центральном военно-медицинском госпитале им. Н.Н.Бурденко и др.

В первых концепциях разработки информационных систем ЛПУ подчеркивалось, что учрежденческая система создается как ин­тегрированная совокупность средств для решения различных за­дач автоматизации деятельности ЛПУ:

1. сбора, хранения, обработки и выдачи пользователям всей информации о пациентах;

2. медико-технологических процессов в диагностике и лече­нии больных;

3. планирования, учета и анализа деятельности подразделе­ний ЛПУ в целях оптимизации их работы.

Все концепции декларировали подход «вокруг пациента», од­нако реально отличались по выставляемым приоритетам и пред­лагаемому порядку решения задач.

Концепция разработки и внедрения АИС управления амбулаторно-поликлинической помощью предполагала последователь­ную реализацию в несколько этапов.

На первом этапе разработки учрежденческой системы предпо­лагалось осуществить автоматизацию наиболее широко применя­емых методов диагностики (ЭКГ, функции внешнего дыхания, лабораторных исследований). Планировалось разворачивание в ЛПУ (поликлинического типа) АС профилактических осмотров, а так­же одной на район (город) мощной системы консультативной вычислительной диагностики.

На втором этапе наиболее эффективной представлялась орга­низация персонифицированной БД для ведения (в случае ЛПУ поликлинического типа) регистра прикрепленного контингента с паспортными, ограниченными медицинскими данными, опе­ративным учетом посещений, контролем за плановыми сроками обслуживания диспансеризуемых групп населения, анализом ди­намики показателей здоровья населения в разрезе участков, про­фессиональных и половозрастных групп, а также создание и веде­ние персонифицированной БД медицинского персонала для уче­та движения медицинских кадров учреждения, анализа объема и качества деятельности участковых врачей и специалистов. На этом же этапе предусматривалась автоматизация планирования бюдже­та ЛПУ и его исполнения.

Третий этап планировался как надучрежденческий, с создани­ем банка данных на всех жителей района (города) на основе рас­пределенной сети с внедрением персональных магнитных карт, находящихся на руках у пациентов.

Концепция информатизации лечебно-диагностических учреж­дений здравоохранения предполагала четырехуровневую иерархи­ческую систему построения автоматизированных ИС поликлини­ки и больницы: первый (нижний) уровень — автоматизация диа­гностического обследования пациентов (переход к медико-техно­логическим системам); второй — АРМ; третий — автоматизиро­ванные лечебно-диагностические и управленческие системы для поддержки медико-технологических процессов структурно-функ­ционального подразделения (отделения, лаборатории); четвертый (верхний) — объединяющий в единое целое все предыдущие, должен был быть представлен АИС ЛПУ.

В Концепции построения больничных ИС подчеркивалось, что центральным направлением информатизации должно являться создание и внедрение интегрированных систем. Среди основных решаемых задач назывались:

1) административно-управленческие (включающие учет обслу­живания пациентов и кадров, материально-технических ценно­стей, медикаментов), финансовые задачи и задачи развития уч­реждения;

2) медицинские задачи обслуживания пациентов — ведение истории болезни — листа назначений, заявок на исследования, передачу результатов обследования из лабораторий и диагности­ческих отделений, оформление заказов на медикаменты, плани­рование диетического питания, предоставление консультативно-справочной информации.

К медицинским задачам обслуживания пациентов относили и составление расписания работы персонала (диспетчеризацию). По современным представлениям эта задача относится к организаци­онным.

Уже тогда подчеркивалась важность использования экспертных систем, но на базе развитых учрежденческих систем, в которых вывод экспертных заключений может опираться на имеющийся банк данных о пациентах. Наряду с подсистемами для решения чисто информационных задач важным считалось и создание тех­нологических систем.

Перечень и описание концепций разработки АИС ЛПУ можно было бы продолжить, так как в каждой из них есть масса ценных мыслей. Таким образом, идеология разработки АИС ЛПУ была предложена достаточно давно. Однако так сложилось, что ни одна из предложенных концепций полностью реализована не была. Это объясняется целым рядом причин, которые уже обсуждались ра­нее.

В настоящее время ситуация с разработкой и внедрением АИС ЛПУ изменилась к лучшему. Есть примеры развивающихся си­стем, достаточно широко внедряемых, и крупных ЛПУ, кото­рые имеют более чем десятилетний опыт развития на их базе таких ИС и не представляющих без них полноценного функцио­нирования.

Основной целью информатизации ЛПУ является повыше­ние эффективности их деятельности: улучшение качества про­филактического и лечебно-диагностического процессов, сокра­щение времени на их проведение за счет оптимизации затрат ресурсов, всесторонний анализ деятельности учреждения в це­лом и его структурных подразделений с выдачей информации для принятия оперативных и перспективных управленческих решений.

Автоматизированная информационная система предназначена для оптимизации информационных потоков и автоматизации ос­новных видов деятельности ЛПУ.

Автоматизированные информационные системы ЛПУ разли­чают по типам учреждений: АИС «Стационар» («Больница») или «Госпитальная система»; АИС «Поликлиника»; АИС «Медсанчасть»; АИС «Диспансер»; АИС «Диагностический центр»; АИС «Скорая помощь». Однако в настоящее время часто на одной платформе (или в рамках единой технологии) успешно осуществляется раз­работка учрежденческих систем разных типов.

Автоматизированные информационные системы ЛПУ состоят из большого числа подсистем, которые можно объединить в три группы:

1. административные;

2. организационные;

3. медико-технологические.

Административные подсистемы предназначены для информа­тизации административно-управленческой и финансово-экономи­ческой деятельности ЛПУ. Они дают возможность осуществлять контроль за показателями деятельности ЛПУ в целом и его под­разделений, за выполнением обязанностей медицинским персо­налом, сроками лечения, финансово-экономическими показате­лями учреждения, вести учет ресурсов, расчеты со страховыми компаниями и т.д.

Автоматизированные рабочие места в структуре АИС много­численны и разнообразны: главного врача, его заместителей, спе­циалистов по кадрам, экономиста, бухгалтера, медицинского ста­тистика. Существует также много прикладных программных средств для этих категорий персонала ЛПУ.

Организационные подсистемы предназначены для решения за­дач управления потоками информации: среди них — оптимизация учета и распределения всех видов ресурсов, включая диспетчери­зацию пациентов. Организационные подсистемы — это важная часть АИС ЛПУ. Информация о посещениях поликлиник, движении пациентов, занятости коечного фонда в стационарах помогает оперативно и эффективно управлять важными аспектами деятель­ности ЛПУ. Однако ключевым аспектом при информатизации ЛПУ должен быть лечебно-оздоровительный процесс.

Наличие развитых медико-технологических подсистем декла­рируется разработчиками всех внедряемых АИС ЛПУ. В реальности ситуация сложнее. Действительно, в каком-то виде подсистемы, ориентированные на поддержку деятельности медицинского пер­сонала, в учрежденческих системах присутствуют. Однако в по­давляющем большинстве случаев они предоставляют медикам воз­можности ведения медицинской документации (далеко не всегда структурированной и соответствующим образом формализован­ной в соответствии с потребностями медицинских работников), в лучшем случае включают получение справочной информации (по медикаментам и др.), не обеспечивая поддержки собственно медицинской деятельности — процессов диагностики и лечения. Это объясняется целым рядом причин.

На рубеже XX —XXI вв. при формировании рынка АИС ЛПУ в России разработчикам этих систем представлялось, что решение административных и организационных проблем более приоритет­но. По-видимому, это было связано с тем, что так обстояло дело в других отраслях, более известных разработчикам, в которых про­цесс информатизации начался раньше. Затем в течение несколь­ких лет было распространено мнение, что если уж фирма смогла решить проблемы автоматизации ЛПУ, то создание медико-технологических модулей не представляет значительных трудностей.

В настоящее время пришло понимание того, что для полно­ценного решения медико-технологических задач необходимы зна­ния предметной области. В то же время существуют коллективы и системы, в которых эти непростые задачи уже решены, и более эффективно было бы не разрабатывать такие подсистемы заново, а интегрироваться с уже имеющимися системами или коллекти­вами. Это касается и отдельных процессов, и целых функциональ­ных подсистем (лабораторной, радиологической и др.). Однако оказалось, что полноценная интеграция систем — крайне непро­стая задача, а использование стандартов, а также Международ­ной систематизированной номенклатуры медицинских терминов (см. подразд. 5.3), обеспечивающей взаимодействие между ИС, в России находится в зачаточном состоянии. В ряде случаев проще совместно создать новую, включающую все элементы (клиниче­скую, радиологическую подсистемы и др.), медико-технологиче­скую подсистему, нежели полноценно интегрировать систему в АИС ЛПУ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2947; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.