Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы и место компьютерного мониторинга здоровья населения в общей системе здравоохранения




Цели и задачи информационных медицинских систем федерального уровня

Федеральная информационная медицинская система здраво­охранения — это интегрированная система сбора, обработки и хранения данных о состоянии здоровья населения, окружающей природной среды, материально-технической базы и экономиче­ских аспектах функционирования отрасли здравоохранения стра­ны. Федеральная ИМС опирается на БД территориальных, ведом­ственных ИМС и специализированных федеральных регистров.

Отрасль здравоохранения — это система с многочисленными авто­номными блоками, функционирование которых обусловлено взаимодей­ствием различных по своей направленности учреждений (на которые распространяется юрисдикция Министерства здравоохранения и соци­ального развития Российской Федерации) как в проведении профилак­тических и лечебно-оздоровительных мероприятий, так и в контроле за состоянием окружающей природной и профессиональной среды.

Конкретизацией понятия «система» как организации является сово­купность понятий, связанных с категориями структуры и порядка. По­нятие «структура системы» охватывает не только ее строение, но и изме­нения, взаимодействия, развитие в целом. Порядком можно назвать со­отношение процессов в некоторой повторяющейся пространственной или временной последовательности, что в здравоохранении имеет место при наблюдении пациентов в различных учреждениях в процессе жизни. Си­стемная дифференциация, в данном случае — специализация здравоох­ранения, порождает дополнительные связи, повышая организационную сложность системы в целом. При этом необходимо стремиться к совер­шенствованию отношений между всеми организационными единицами (структурами) системы, перехода их на новый, более высокий уровень взаимного дополнения при одновременном отказе от дублирования ин­формации.

Целью федеральной ИМС является обеспечение информаци­онной поддержки в вопросах оперативного, тактического и стра­тегического управления системой охраны здоровья населения, планирования развития и ресурсного обеспечения здравоохране­ния страны на основе анализа полного объема статистических дан­ных и прогнозирования тенденций в состоянии здоровья и окру­жающей среды с использованием методов математического моде­лирования.

Переход к системе взаимоувязанных ИМС всех уровней, начи­ная с персонифицированных баз медицинских данных в ЛПУ, является основой для обеспечения необходимой полноты инфор­мации при оказании медицинской помощи на любом уровне и реализации поэтапной обработки и сжатия первичной информа­ции в соответствии с потребностями поддержки принятия реше­ний.

Основными задачами федеральной ИМС являются:

1) анализ (мониторинг) текущей ситуации:

· состояния здоровья населения (динамическая характеристи­ка по различным возрастным, этническим, профессиональным и другим группам);

· факторов загрязнения окружающей среды;

· функционирования и состояния системы охраны здоровья населения;

· кадрового состава и уровня оснащенности системы здраво­охранения;

2) ведение полицевых деперсонифицированных БД (регист­ров) на отдельные категории больных;

3) прогнозирование тенденций уровня заболеваемости, инва­лидности, смертности и изменений в их структуре;

4) анализ уровня обеспеченности потребностей населения в медицинской помощи, медикаментах, средствах реабилитации и прогноз необходимой коррекции материального и кадрового обес­печения системы здравоохранения.

Полицевые базы данных включают медицинскую информацию на каждого индивидуума, но в них отсутствуют фамилии, имена, отчества и точный адрес.

Персонифицированные базы данных включают как медицинскую информацию, так и паспортные данные индивидуума.

Единая федеральная ИМС — это своего рода виртуальная си­стема, представляющая собой комплекс федеральных ИМС раз­личного направления (клинического, лекарственного, социаль­но-гигиенического, экологического, организационного, финан­сово-экономического, кадрового, материально-технического), подчиненных различным ведомствам и фондам, но обменива­ющихся необходимой информацией (или обеспечивающих санк­ционированный доступ к необходимым данным) на основе со­гласованных протоколов.

Приоритетами медико-социальной направленности системы являются снижение как медицинских, так и социальных про­блем лиц с ограниченными возможностями (инвалидов), предо­ставление информации для разработки обоснованных региональ­ных программ, направленных на улучшение их обслуживания, выявление отдельных групп населения, нуждающихся в прове­дении неотложных и плановых медицинских и социальных ме­роприятий, и прогнозирование потребностей в ресурсах, необ­ходимых для удовлетворения нужд инвалидов и их интеграции в общество.

Комплексный подход, предусматривающий многофакторный анализ зачастую разнонаправленных процессов, позволяет полу­чить объективную картину состояния здоровья населения России, ведущих факторов, оказывающих негативное влияние, и меро­приятий, потенциально способных улучшить ситуацию в отноше­нии заболеваемости, инвалидности, смертности и, соответствен­но, продолжительности жизни.

В Концепции создания Государственной системы мониторинга здоровья населения России (1996) приведено следующее опре­деление: мониторинг здоровья населения — это система оператив­ного слежения за состоянием и изменением здоровья населения, представляющая собой постоянно совершенствующийся механизм получения разноуровневой информации для углубленной оценки и прогноза здоровья населения за различные временные интер­валы.

Компьютерный мониторинг здоровья предполагает регулярный сбор и накопление данных, получаемых на любых уровнях иерар­хической системы здравоохранения и в ведомственных медицин­ских учреждениях на протяжении всей жизни человека. Это обес­печивает формирование объективных интегральных оценок обще­ственного здоровья, динамический анализ ситуации и прогноз тенденций, на основе которых может осуществляться выявление приоритетов для проведения первоочередных мероприятий в от­ношении различных групп населения путем направленного со­вершенствования системы здравоохранения и планирования те­кущих и долгосрочных мероприятий. Основой для этого служат территориальные и проблемно-ориентированные системы сбора, переработки, хранения и анализа регулярно пополняемой меди­цинской информации пациентов.

В настоящее время на разных уровнях системы здравоохране­ния функционируют разнообразные мониторинговые системы. Их классификацию (по направленности) можно представить следующим образом:

· динамический контроль медико-демографических показа­телей: рождаемости, заболеваемости, инвалидности, смертности;

· периодический контроль состояния здоровья — диспансер­ные осмотры населения (общие, профессиональных групп, воз­растных групп и др.);

· эпидемиологический мониторинг по нозологическим груп­пам (врожденные пороки развития, наследственные заболевания, онкологическая патология, туберкулез, психические болезни, ВИЧ/СПИД и др.), позволяющий получить сравнительную ин­формацию о распространенности хронических заболеваний на территории России, в том числе среди разных возрастных, про­фессиональных и этнических групп;

· социально-гигиенический, в том числе медико-дозиметри­ческий и медико-экологический мониторинг;

· мониторинг генетических процессов в популяции и отдель­ных субпопуляциях населения страны.

Компьютерный мониторинг переходных состояний здоровья — от нормы до выраженной патологии — является основой для оценки уровня как индивидуального, так и общественного, или популяционного, здоровья в различных группах населения.

Концепция континуума переходных состояний здоровья развивающегося организма (Б. А. Кобринский, 2000), включающая норму, компенсаторные или обратимые функциональные нару­шения, пограничные состояния, генетически детерминированные, мультифакториальные или приобретенные хронические заболе­вания (компенсированные состояния и стойкое нарушение функ­ций или декомпенсация), в том числе врожденные пороки разви­тия, и инвалидность, объясняет роль динамического изменения факторов риска, негативное влияние которых опосредуется орга­низмом в рамках его нормы реакции при наличии наследствен­ной обусловленности или предрасположенности к тем или иным заболеваниям. Учет этого является обязательной основой для фор­мирования групп риска, отражающих вероятность заболеть в оп­ределенный период жизни (момент времени). Из этого вытекает, что с возрастом должна осуществляться регулярная переоценка соотносительной роли (удельного веса) и влияния как отдельных факторов, так и их совокупностей, т.е. необходима система дина­мической многофакторной оценки экзо- и эндогенных влияний, учитывающая интерференцию положительных и отрицательных влияний б процессе воздействия факторов риска на формиру­ющийся и развивающийся организм ребенка, что возможно толь­ко при организации компьютерного мониторинга за состоянием здоровья детей.

Мониторинг «маркерных» заболеваний (см. гл. 9) позволяет осуществлять оценку многообразных негативных воздействий (му­тагенное, тератогенное, гонадотоксическое, эмбриотоксическое, канцерогенное, аллергическое, токсическое и др.), которые мо­гут проявляться в разное время и в различных формах. Монито- рирование социально значимых заболеваний, нередко сопровож­дающихся инвалидизацией, позволяет реально контролировать динамику изменений в состоянии здоровья этих контингентов больных и эффективность абилитационных/реабилитационных мероприятий.

Федеральная система мониторинга здоровья населения предус­матривает аналитическую обработку полицевых данных специа­лизированных регистров для получения различных пространствен­но-временных показателей по классам патологии с учетом уровня представления данных. Например, аналитический модуль феде­ральной системы мониторинга инвалидности позволяет получить в динамике полноценную информацию медико-социального ха­рактера о состоянии пациентов, эффективности восстановитель­ной терапии и текущих потребностях лиц с ограниченными воз­можностями для оптимизации их состояния и адаптации в обще­стве. С его помощью осуществляется:

1. комплексная оценка уровня и качества жизни инвалидов;

2. анализ уровня и структуры инвалидности;

3. оценка функциональных нарушений;

4. оценка характера ограничений жизнедеятельности;

5. оценка суммарного реабилитационного потенциала;

6. оценка эффективности индивидуальных программ реабили­тации;

7. анализ динамики изменений в состоянии инвалидов;

8. анализ социальной адаптированное™ инвалидов;

9. учет потребностей в постоянном лечении;

10. учет потребностей в лекарствах, пищевых добавках;

11. учет потребностей в протезировании;

12. учет потребностей в технических средствах.

Получение такой информации позволяет оперативно коррек­тировать расходы медицинской и социальной служб, оптимизи­ровать перспективные планы мероприятий по медико-социаль­ному обеспечению инвалидов и в конечном счете добиваться сни­жения эффекта дезадаптирующих нарушений и повышения уров­ня социальной адаптации этих больных.

Объединение информации на различных уровнях в плане от­дельных нозологических форм или групп заболеваний позволяет получить полноценную картину состояния медико-демографиче­ских показателей, характеризующих физические и психические характеристики, уровень и структуру заболеваемости, инвалид­ности и смертности населения Российской Федерации.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.