Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной оценкой эффективности и качества управления является степень достижения поставленных целей как на текущий период, так и на средне-и долгосрочную перспективу. 2 страница




Все субъекты бизнеса несут ответственность по результатам своей дея­тельности согласно законодательству своей страны в соответствии с правовым положением лица или фирмы (капиталом и личным имуществом или только капиталом).

Бизнес всегда предполагает совершение в конечном итоге коммерческих операций по обмену товарами или услугами, результатом которых может быть получение прибыли или несение убытка.

Бизнес — понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность, поскольку к бизнесу относится совершение любых единичных разовых ком­мерческих сделок в любой сфере деятельности, направленных на получение дохода (прибыли).

Субъект в бизнесе именуется бизнесменом (business man) или коммерсантом.

Практически во всех национальных системах права существуют особые правила деятельности коммерсантов как самостоятельных предпринимателей, осуществляющих сделки ради получения дохода (прибыли).

Статус коммерсанта признается по закону за лицом, деятельность кото­рого характеризуется следующими признаками: заключение сделок и осуще­ствление иных хозяйственных операций в виде предпринимательства; осуще­ствление предпринимательской деятельности от своего имени, т.е. в качестве самостоятельного экономического субъекта рыночных отношений.

В качестве коммерсантов выступают как индивидуальные предпринимате­ли, так и объединения предпринимателей. К индивидуальным коммерсантам относятся физические лица, которые, будучи собственниками предприятия, действуют как отдельные предприниматели. Сфера их деятельности обычно распространяется на те области хозяйства, где не требуется вложения круп­ных капиталов (мелкое производство и торговля, обслуживание, торговое по­средничество).

Объединения предпринимателей (фирмы) действуют в разных правовых формах и выступают как юридические лица. Коммерсанты ведут хозяйст­венную деятельность профессионально, специализируясь на конкретных видах деятельности: приобретение и продажа товаров и ценных бумаг, осуществ­ление страховых, транспортных, банковских, торгово-посреднических и других операций. К коммерсантам относятся также владельцы небольших промыш­ленных предприятий, предприятий сельского и лесного хозяйства.

Условием признания за лицом статуса коммерсанта является его деятель­ность в качестве самостоятельного предпринимателя, собственника имущества, выступающего в хозяйственном обороте от своего имени независимо от сферы его хозяйственной деятельности — производственной, сельскохозяйственной, тран­спортной, банковской и т.д.

Законодательство обычно устанавливает для коммерсантов ряд обязанно­стей, относящихся к организационно-правовым условиям их деятельности:

• публикация сведений в форме регистрации в торговом реестре;

• приобретение разрешения (патента, лицензии, франшизы) на веде­ние хозяйственной деятельности с уплатой установленного налога;

• ведение торговых (бухгалтерских) книг;

• открытие собственного банковского счета;

• выступление в хозяйственном обороте под определенным фирменным наименованием.

Ввиду широкой трактовки торговых сделок в законодательстве многих стран сферой деятельности коммерсанта является как обращение товаров, так и производство. Это означает, что они охватывают весь круг хозяйственно-экономических отношений:

• торговые сделки, вытекающие из производственной деятельности про­мышленных, сельскохозяйственных, строительных, жилищно-коммуналь­ных, издательских, зрелищных и иных предприятий;

• сделки торговых, банковских и иных предприятий, относящихся к обращению товаров и денег;

• сделки транспортных, страховых, транспортно-экспедиторских предпри­ятий; предприятий, занимающихся страхованием, хранением и други­ми операциями, связанными с товародвижением;

• сделки по обеспечению промышленной и торговой деятельности раз­ного рода услугами: инжиниринговыми, арендными, консультационны­ми и др.

Выделение в особую категорию участников хозяйственного оборота — пред­принимателей, именуемых коммерсантами, деятельность которых подчиняется во многом специальному правовому режиму торгового права, имеет следу­ющие цели:

придание предпринимательской деятельности публичного характера путем соблюдения правил регистрации коммерсантов в торговых реестрах, опубли­кования результатов хозяйственной деятельности (публичной отчетности) при одновременной правовой защите их банковских, промышленных и коммер­ческих секретов;

закрепление специального регулирования отношений по кредитованию в хозяйственном обороте, играющих важную роль в предпринимательской де­ятельности. К сделкам по кредитованию, относящимся к коммерческим, предъявляются особо строгие требования, направленные на то, чтобы предо­ставить кредитору предпринимателя определенные гарантии получения пла­тежа. В частности, согласно правилам, коммерсант обязан заявить о пре­кращении платежей в течение установленного срока; соблюдать процедуру взыскания платежей в случае его банкротства; уплачивать повышенный про­цент при просрочке платежей; нести солидарную ответственность в случае банкротства партнера;

создание условий, обеспечивающих быстроту осуществления коммерческих сделок и разрешения возникающих по ним споров.

В менеджменте широко используется такое понятие, как "предпринима­тельская структура". Под предпринимательской структурой понимается со­став субъектов рыночных отношений, к числу которых относятся только те организационно-хозяйственные единицы, целью деятельности которых явля­ется получение прибыли (предпринимательского дохода) как конечного ре­зультата деятельности.

Беря за основу классификации цель деятельности субъекта рыночных от­ношений, можно выделить четыре категории экономических субъектов: фир­мы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. При этом фирмы мы относим к основным субъектам предпринимательской дея­тельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные струк­туры — к обслуживающим сферу предпринимательской деятельности, которая охватывает как национальные рынки, так и мировой рынок.

Под фирмой понимается любая организационно-хозяйственная единица, осуществляющая предпринимательскую деятельность в области промышленно­сти, торговли, строительства, транспорта, преследующая коммерческие цели и пользующаяся правами юридического лица. Для обозначения фирмы в ме­неджменте часто используется термин "организация".

Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет в своем составе одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности (в производстве товаров и услуг), и функциональные подразделения, осуществляющие управленческую деятельность.

Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, пред­ставляющая собой совокупность материальных и людских ресурсов, определен­ным образом организованная для достижения конкретно поставленных целей.

В законодательстве большинства стран предприятие не рассматривается как самостоятельный субъект права, за ним не признается характер хозяй­ственного образования, обладающего обособленным имуществом, собственным балансом и пользующегося правами юридического лица. Предприятие рас­сматривается как определенный имущественный комплекс, включающий ма­териальные и нематериальные элементы и являющийся объектом права. Этот имущественный комплекс принадлежит предпринимателю (индивидуальному или объединению предпринимателей), который управляет данным имуществом.

В состав материально-денежных элементов предприятия входят:

помещения — производственные здания, магазины, административные по­мещения;

товары — сырье, топливо, полуфабрикаты, готовые изделия; наличные денежные средства — кассовая наличность;

права промышленной собственности — права на изобретения, промышлен­ные образцы, товарные знаки, ноу-хау, фирменное наименование;

приобретенные авторские, лицензионные, арендные и другие права;

денежные требования и долги, включая полученные займы и кредиты.

В состав предприятия входят также нематериальные элементы: постоянные деловые связи, положение на рынке, приобретенная репутация, клиентура, что объединяется понятием "гудвилл" ("goodwill").

В качестве объекта права предприятие оценивается как определенным образом обособленное в хозяйственном обороте имущество, выделяемое из остального имущества предпринимателя. Предприятие выступает в качестве объекта права собственности и совершаемых с ним юридических сделок как единое целое, т.е. как единый целостный предмет сделки купли-продажи, аренды, залога (при получении кредита).

Хотя предприятие и не признается в качестве юридического лица, оно тем не менее наделяется некоторыми элементами правосубъектности. Так, предприятие может иметь собственное наименование (фирму) и быть заре­гистрированным в торговом реестре в качестве самостоятельного предприятия либо филиала другого предприятия того же предпринимателя.

На предприятии ведется бухгалтерский учет и составляется баланс. Если предприниматель выступает как индивидуальный, то бухгалтерский учет не затрагивает его личного имущества. В предприятиях, принадлежащих объе­динению предпринимателей, такого различия не делается.

Несмотря на заинтересованность предпринимателей считать предприятие юридическим лицом, чтобы ограничить свою ответственность по обязатель­ствам, возникающим в процессе функционирования предприятия, только его активами, а не всем своим имуществом, законодательство и судебная прак­тика не признают за предприятием самостоятельную правосубъектность и полную обособленность к остальному имуществу предпринимателя.

Таким образом, предприниматель полностью отвечает по долгам и ста­новится кредитором по обязательствам предприятия. Имущество предприятия, как и личное имущество предпринимателя, используется полностью для удов­летворения требований кредиторов предпринимателя. В случае объявления не­состоятельности предпринимателя все его имущество идет на погашение долга.

Предприятия осуществляют технологический процесс производства как средство преобразования материально-технических и людских ресурсов в про­дукты и услуги.

Фирма может иметь одно или множество производственных предприятий, каждое из которых специализировано на выпуске закрепленной за ним но­менклатуры изделий. Между предприятиями устанавливаются производствен­ные взаимосвязи по линии кооперирования или вертикальной интеграции (по­следовательной поставки сырья, полуфабрикатов). В том и другом случае речь идет о технологическом разделении труда внутри фирмы. В крупных фирмах, предприятия которых расположены не только в своей стране, но и в широком круге зарубежных стран, речь идет о международном техно­логическом разделении труда на внутрифирменном уровне.

В управленческом процессе производственная деятельность предприятий в рамках фирмы подлежит координации, планированию, организации и конт­ролю либо из единого центра, либо на конкретном управленческом уровне.

В фирменной структуре крупных промышленных фирм предприятия могут входить в производственные отделения (divisions) или в филиалы (branches), которые обладают хозяйственной самостоятельностью и представляют собой самостоятельное организационно-хозяйственное звено, осуществляющее свою деятельность на условиях коммерческого и внутрифирменного расчета.

 

ЛИТЕРАТУРА К ГЛАВЕ 1

 

Амбарцумов Α., Стерлигов Ф. 1000 терминов рыночной экономики. — М.: Азимут-Центр, 1992.

Архангельский И.Ю., Голубович И.Д., Иванов М.М. США: условия для бизнеса. Рекомендации предпринимателям. — М.: АО Менатеп-Информ — МО, 1992.

Бизнес и менеджер. Сост. И.С.Дараховский и др. — М.: Азимут-Центр, 1992.

Видяпин В.Н. и др. Предпринимательство: маркетинг и цены. — М.: Российская экон. акад. им. Г.В.Плеханова, 1992.

Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. — М.: Высшая школа, 1994.

Грейсон Дж. мл., О'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века: Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991.

Диксон Д.Е.Н. Совершенствуйте свой бизнес: Пер. с англ. — М.: Фи­нансы и статистика, 1994.

Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. — М., 1992.

Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы — программа — решение. — Ленинград, 1990.

Кохно П.Α., Микрюков В.А., Комаров СЕ. Менеджмент. — М.: Финансы и статистика, 1993.

Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса. — С.-Пб.: ГМП Формика, 1992.

Менеджмент в малом бизнесе: Пер. с англ. — М.: ИКК ДеКА, 1993.

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ./ Под ред. Л.И.Евенко. — М.: Дело, 1992, 1994.

Основы предпринимательской деятельности (Экономическая теория. Мар­кетинг, финансовый менеджмент)/ Под. ред. В.М.Власовой. — М.: Финансы и статистика, 1994.

Попов А.В. Теория и организация американского менеджмента. — М.: МГУ, 1991.

Рыночная экономика. Основы бизнеса. — М.: Соминтэк, 1992. Старобинский Э. Основы менеджмента на коммерческой фирме. '— М.: Бизнес-школа Интел-синтез, 1994.

Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ.

— М.: Автор, 1993.

Форд Г. Сегодня и завтра: Пер. с англ. — М.: Финансы и статистика, 1992.

Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. — М.: Дело, 1993.

Хизрич Р., Питере М. Предпринимательство или как завести собственное дело и добиться успеха. — Вып. 1—5: Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992.

Хойер В. Как делать бизнес в Европе. — М.: Прогресс, 1990.

Хокен Пол. Я начинаю свое дело: Пер. с англ. — М.: Текст, 1992.

Хоскинг А. Курс предпринимательства: Пер. с англ. — М.: МО, 1993.

Шахмалов Ф.И. Американский менеджмент. Теория и практика. — М.: Наука, 1993.

Якокка Ли. Карьера менеджера: Пер с англ./ Под ред. С.Ю.Медведкова.

— М.: Прогресс, 1990.


Глава 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ И МЕТОДИКА ИХ ИЗУЧЕНИЯ

 

2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИРМ

Классификация фирм по различным принципам, положенным в ее основу, дает возможность получить в результате изучения конкретной фирмы полное представление об организационно-правовом положении фирмы, характере и масштабах ее деятельности, позициях фирмы на мировых товарных рынках, внутрифирменных отношениях в крупных фирмах.

Предлагаемая классификация различает фирмы по виду и характеру хо­зяйственной деятельности; правовому положению; характеру собственности; принадлежности капитала и контролю; сфере деятельности.

Π

Вид и характер хозяйственной деятельности. По виду и характеру хозяйственной деятельности различают следующие виды фирм: промыш­ленные, торговые, транспортные, страховые, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, туристские, арендные и др.

Промышленные фирмы в основе своей деятельности имеют производство товаров (обычно к промышленным фирмам относятся те, у которых более 50% оборота приходится на производство промышленной продукции). В ре­зультате огромной концентрации и интернационализации производства выпуск подавляющей части продукции и значительная часть международной торговли сосредоточены в руках небольшой группы крупнейших промышленных фирм-гигантов, среди которых особо выделяются по размерам и масштабам дея­тельности транснациональные корпорации (ТНК).

Решающая роль фирм-гигантов на мировом рынке определяется тем, что они занимают господствующее положение не только в производстве и коммер­ческом экспорте, но также и в торговле патентами и лицензиями, предостав­лении технических услуг, поскольку в их руках сосредоточена основная часть научно-технических достижений и производственного опыта развитых стран.

Крупнейшие промышленные фирмы выступают, как правило, также и основными экспортерами производительного капитала, направляемого на со­здание за границей собственной сети филиалов и дочерних компаний, при этом значительную часть продукции они импортируют со своих заграничных предприятий. Экспорт у крупнейших промышленных фирм все более заме­щается производством на заграничных предприятиях и входит в понятие "за­граничные операции". Под заграничными операциями подразумевается как экспорт из страны, где находится материнская компания промышленной фир­мы, так и продажа продукции, производимой принадлежащими ей загранич­ными предприятиями. В этих условиях значение отдельных фирм в между­народной торговле определяется не столько показателями их экспорта, сколько их долей в мировом производстве отдельных товаров.

Для большого числа крупных промышленных компаний США, Германии, Японии и некоторых других стран характерно превращение их в сложные многоотраслевые комплексы, объединяющие большое количество промышлен­ных предприятий различных отраслей и различного производственного про­филя, а также торговые и транспортные компании, научно-исследовательские институты и лаборатории, проектно-конструкторские бюро. Образование мно­гоотраслевых комплексов является следствием процесса диверсификации про­изводства, получившего широкое распространение во многих развитых стра­нах. Суть этого процесса состоит в соединении в рамках комплекса все более широкого круга отраслей промышленного производства путем проник­новения одной компании в совершенно новые для нее отрасли производства и сферы деятельности, технологически между собой не связанные. Диверси­фикация осуществляется в целях расширения круга выпускаемой разнородной продукции, что обеспечивает хозяйственную устойчивость фирмы. Вместе с тем сосредоточение в одной фирме продукции, относящейся к разным от­раслям промышленности, затрудняет определение фирменной структуры кон­кретных отраслей промышленности в мировом масштабе и по странам, а также доли отдельных фирм на мировых товарных рынках. Поэтому отне­сение фирмы к какой-либо одной отрасли имеет условный характер и от­носится главным образом к преобладающим по удельному весу в обороте фирмы видам продукции.

Торговые фирмы занимаются осуществлением в основном операций по купле-продаже товаров. Они могут либо входить в систему сбыта крупных промышленных компаний, либо существовать независимо юридически и в хозяйственном отношении от других фирм и осуществлять торгово-посредни-ческие операции. Торговые фирмы бывают либо узкоспециализированными, либо торгующими широкой номенклатурой изделий. Среди торговых фирм особо выделяются крупные монополистические объединения, занимающие гос­подствующее положение на мировом рынке отдельных товаров или во внеш­неторговом обороте отдельных стран. Так, подавляющая часть международной торговли сахаром, цветными металлами, зерном, каучуком, хлопком, пуш­ниной, лесоматериалами, кожсырьем сосредоточена в руках небольшого числа крупных специализированных торговых фирм.

Среди универсальных торговых фирм выделяются крупнейшие торговые ком­пании, по масштабам деятельности и финансовой мощи находящиеся на уровне промышленных фирм-гигантов. Такие торговые компании по характеру своей деятельности обычно являются международными. Через обширную сеть загра­ничных отделений и дочерних обществ они проникают на рынки многих стран, создают собственный заготовительный аппарат (внутри страны и за границей), обзаводятся собственными производственными предприятиями по очистке, пер­вичной обработке, сортировке товаров. Многие крупные торговые фирмы осу­ществляют производственную деятельность, связанную не только с обработкой сырьевых товаров, которыми они торгуют, но и с продукцией других отраслей промышленности, причем как в своей стране, так и за ее пределами.

Транспортные фирмы осуществляют международную перевозку грузов и пассажиров. Обычно транспортные компании специализируются на отдельных видах перевозок, в связи с чем они делятся на судоходные, автомобильные, авиационные, железнодорожные.

Судоходные компании осуществляют морские перевозки грузов. Морской транспорт в западных странах характеризуется чрезвычайно высоким уров­нем концентрации. Наиболее высокой концентрацией отличается линейное судоходство. Авиационные компании получили значительное развитие в связи с быстрым ростом воздушного транспорта, который все шире используется для перевозки грузов. Степень концентрации в воздушном транспорте чрез­вычайно высока. В США выделяются пять наиболее крупных авиакомпаний, выполняющих около 2/3 всего объема воздушных перевозок внутри страны и 1/3 мировых.

Железнодорожные компании по своим размерам значительно уступают судоходным и авиационным; в большинстве стран они осуществляют меньшую часть перевозок, являются малорентабельными или даже убыточными. Же­лезные дороги находятся в руках государства и управляются специальными государственными организациями или компаниями. Железнодорожные компа­нии выступают на мировом рынке в основном как покупатели железнодо­рожного подвижного состава и различного рода оборудования.

Страховые фирмы, осуществляющие страхование грузов при международных морских, авиационных, автомобильных и других перевозках, играют сущест­венную роль на мировом рынке. Подавляющая часть страховых операций со­средоточена в руках страховых компаний-гигантов, господствующее положение среди которых занимают компании США. На долю последних приходится свыше 60% объема страховых операций, совершаемых на мировом рынке.

Транспортно-экспедиторские фирмы специализируются на осуществлении операций по доставке товаров покупателю, выполняя поручения промышленных, торговых и других фирм. Функции транспортио-экспедиторских фирм весьма мно­гообразны. Сюда входит проверка состояния тары и упаковки, маркировки, оформление товаросопроводительных документов, оплата стоимости перевозки по поручению грузовладельца, осуществление погрузочно-разгрузочных работ, хра­нение, страхование, подбор и комплектация мелких отправок, информирование грузополучателя о прибытии груза, получение коммерческого акта (если грузу причинен ущерб), осуществление таможенных формальностей, организация кон­тейнерных перевозок, обеспечение грузовых отправок документами карантин­ного, санитарного и ветеринарного надзора и др.

Π

Правовое положение фирмы определяет, кто, в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы, т.е. кто будет оплачивать долги фирмы, если она обанкротится. От правового положения фирмы зависит, кому предоставляется право (полномочие) заключать сделки от име­ни фирмы. В отношениях с контрагентами сделка считается действительной даже тогда, когда она выходит за рамки уставной цели или совершается лицом с превышением предоставленных ему фирмой полномочий. Выход за рамки предмета деятельности, предусмотренного в уставе, или предоставлен­ных полномочий может служить основанием для привлечения к ответствен­ности действующих от имени фирмы лиц, но не может повлиять на дей­ствительность сделки по отношению к лицам, с которыми она была заключена.

Правовое положение фирмы определяет также, в чьем ведении находится решение тех или иных вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы.

Правовое положение фирм в зарубежных странах весьма различно и оп­ределяется гражданским и торговым правом каждой страны. Обычно все фир­мы, зарегистрированные в торговом реестре данной страны, являются юри­дическими лицами, т.е. выступают в гражданском и торговом обороте в качестве самостоятельного субъекта права.

Юридические лица — это объединения лиц и объединения капиталов, на­деленные присущими им правами и обязанностями, имеющими имуществен­ную обособленность (имущество юридического лица обособлено от имущества его членов).

Наличие собственного имущества является, необходимой предпосылкой са­мостоятельной имущественной ответственности юридического лица по обяза­тельствам, в которые оно вступает. Размеры имущественной ответственности определяются правовым положением юридического лица, зарегистрированного как фирма с установленным наименованием. Правовое положение фирмы как акционерного общества предполагает имущественную ответственность всех собственников капитала — держателей акций. В некоторых странах допуска­ется создание таких юридических лиц, учредителями которых может высту­пать одно физическое или юридическое лицо.

Юридические лица подразделяются на два вида — юридические лица пуб­личного права и юридические лица частного права. Юридические лица пуб­личного права имеют публичный характер преследуемых целей, властные пол­номочия, особый характер членства. К ним относятся государственные органы, учреждения и организации, торговые и промышленные палаты, союзы предпри­нимателей, которые предпринимательской деятельностью не занимаются.

Юридические лица частного права — это объединения лиц и объединения капиталов, зарегистрированные как фирмы, независимо от характера дея­тельности, характера собственности, принадлежности капитала и контроля.

Юридическое лицо как носитель имущественных прав и обязанностей вы­ступает от своего имени в качестве субъекта предпринимательской деятель­ности. Юридическое лицо характеризуется следующими признаками:

* достижение общей цели, определяемой членами объединения;

* наличие организационной структуры, обеспечивающей единство в процессе хозяйственной деятельности;

* самостоятельная имущественная ответственность по обязательствам, в которые оно вступает;

* существование независимо от лиц, входящих в его состав;

* независимость существования объединения от смены лиц, в него входящих.

Юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вправе вступать в такие правовые отношения с другими субъектами рынка, которые необходимы для достижения указанной в законе или в уставе фирмы цели.

Законодательство и практика развитых стран исходят из того, что при­сущую юридическим лицам правоспособность реализуют органы юридического лица, совершающие сделки в пределах отведенной им компетенции. Т. е. органы (подразделения) фирмы действуют как представители юридического лица и своими действиями создают для него права и обязанности.

Все фирмы в зарубежных странах по правовому положению можно разделить на два вида: единоличные предприятия и объединения предпринимателей.

Единоличное предприятие (sole proprietorship) является собственностью од­ного лица или семейства, которое несет ответственность по его обязатель­ствам всем капиталом предприятия и всем личным имуществом (если оно не обособлено от капитала предприятия).

Единоличное предприятие может быть зарегистрировано в торговом реестре как самостоятельное предприятие или как филиал другого предприятия того же предпринимателя. Фирменное наименование единоличного предприятия мо­жет совпадать, а может и не совпадать с фамилией и именем предприни­мателя, которому оно принадлежит. Все дела предприятия, включая заклю­чение сделок, ведет его собственник или специально уполномоченные на это менеджеры. Обычно менеджерам предоставляется широкий объем полномочий при сохранении за собственником предприятия права контроля за их дея­тельностью. Единоличное предприятие называется в Германии — Einzelun-ternehmung, Einzelhrma; Франции — Entreprise individuelle; в Англии — Ownership; в США — Individual proprietorship.

Форму единоличных предприятий имеют, как правило, мелкие и средние фирмы. Однако иногда встречаются единоличные компании-гиганты семейного типа. К числу семейных компаний относится, например, вторая по величине финансовая группа Юнсонов в Швеции. Многие крупные семейные компании были преобразованы в акционерные общества: — западногерманская компания Круппа; "Банк Ротшильд фрэр", принадлежащий семейству Ротшильдов; крупнейшая в Италии фирма по производству конторского оборудования "Оливетти" и др. Чисто семейным обществом была и американская авто­мобильная компания "Форд мотор К0". В 1968 г. ее акции впервые были проданы широкой публике и с тех пор стали котироваться на фондовой бирже, т.е. формально она перестала быть закрытой семейной компанией. Преобразование компании "Форд мотор" в акционерную укрепило ее связи с американскими банками, однако фактически ее владельцами по-прежнему остаются представители семейства Фордов.

Преобладающее значение в современных условиях имеют объединения предпринимателей. Единой классификации объединений предпринимателей в зарубежных странах не существует. Наиболее распространенным является их деление в зависимости от характера объединения (лиц или капиталов) и от степени ответственности участников объединения по обязательствам фирмы (всем своим имуществом или только вкладом участников). Объединения лиц основаны на личном участии их членов в ведении дел фирмы. Объединения капиталов имеют целью концентрацию капиталов и освобождение участников от риска, возникающего в результате хозяйственной деятельности.

В большинстве стран принято деление объединений предпринимателей на следующие виды: полное товарищество; коммандитное товарищество; общество с ограниченной ответственностью; акционерное общество. Товарищества — это объединения лиц, общества — объединения капиталов. По существу нет прин­ципиальных отличий между этими понятиями в западноевропейских странах, в Англии и в США. Вместе с тем существуют определенные особенности в способе образования капитала и терминологии.

Полное товарищество — это объединение двух или более лиц для осу­ществления предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, участники которого лично участвуют в делах товарищества и каждый несет полную ответственность по обязательствам товарищества не только вложен­ным капиталом, но и всем своим имуществом. Убытки и прибыли полного товарищества распределяются между участниками пропорционально доле каж­дого из них в общем имуществе товарищества. Полное товарищество не обязано публичной отчетностью, т.е. не обязано публиковать сведения о ре­зультатах хозяйственной и финансовой деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 259; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.