Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Умственная отсталость




Примеры межфункционального взаимодействия при дизонтогенезе

1. Временная независимость функции превращается в изоляцию. Изоляция функции не сопровождается другими функциями. Функции стереотипизируются и зацикливаются в своем развитии. Временная независимость превращается в изоляцию. Изолированной может оказаться поврежденная функция или сохранная, если для ее дальнейшего развития необходимо координирующее влияние поврежденной функции. Пример: при развитии умственно отсталого ребенка, интеллектуальная сфера не координирует моторное развитие ребенка. Отмечается стереотипное повторение движений, изолирование в развитии.

2. Ассоциативные связи при органической недостаточности ЦНС крайне инертны, в результате возникает их патологическая фиксация. Фиксация интеллектуальной сферы наиболее хорошо изучена. Существует фиксация в аффективной сфере. Пример: пик возникновения страхов у детей приходится на 3 года и 11 лет. В патологических случаях страхи фиксируются и распределяются на другие возрастные периоды. Наиболее серьезно страдают более сложные иерархические связи, они крайне не стойки и регрессируют при малейших затруднениях. Пример: ребенок с ЗПР осваивая счетные операции в пределах 10, легко переходит к наглядно-действенному способу счета – на пальцах. При патологических проявлениях регресс более стойкий.

В норме смена типов межфункциональных связей обеспечиваются законом гетерохронии. Функции созревают в разные сроки, у каждой психической функции свой цикл развития: сенситивный и латентные периоды развития. При патологии гетерохрония переходит в асинхронию, в диспропорцию. Клинически может иметь три варианта проявлений:

- ретардация – незавершенность отдельных периодов развития; отсутствие инволюции более ранних форм. Присуще олигофрении, ЗПР.

- явление патологической акселерации отдельных функций; преждевременное развитие речи (РДА речь может быть до 1 года).

- сочетание явлений патологической акселерации и ретардации. (РДА – речь развивается рано, а в моторной сфере отмечается задержка развития).

Межфункциональное взаимодействие при дизонтогенезе имеет свою специфику.

 

Умственная отсталость — состояние, обусловленное врожденным или раноприобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта, затрудняющее или делающее полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

Термин «умственная отсталость» стал общепринятым в мировой психиатрии в течение последних двух десятилетий, вошел в международные классификации психических болезней и национальные классификации многих стран, заменив термин «олигофрения», который длительное время был распространен в нашей стране и некоторых других странах мира. Термин «олигофрения» в 1915 г. ввел E. Kraepelin как синоним понятия «общая задержка психического развития» (Allgemeine psychishe Entwicklungshemmung). Указывая на клиническое единство олигофрении как аномалии развития не только головного мозга, но и всего организма, E. Kraepelin подчеркивал, что, несмотря на сходство внешних проявлений, олигофрения представляет собой «пеструю смесь» болезненных форм самого разного происхождения. Введенный E. Kraepelin термин «олигофрения» («малоумие») был призван также отграничить обозначаемое им врожденное слабоумие от слабоумия приобретенного — деменции. В настоящее время, кроме термина «умственная отсталость» (mental retardation), используются также и другие обозначения рассматриваемых состояний: «психическая недостаточность» (mental deficiency), «психическое недоразвитие» (субнормальность) (mental subnormality), «психический дефект» (mental defect), «психическая несостоятельность» (mental disability). Нетрудно заметить, что перечисленные понятия выделяют ту или иную особенность умственной отсталости — от указания на недоразвитие мозга до неспособности к обучению (последний термин). Понятие «умственная отсталость» следует признать не только более широким, но и более точным, так как оно практически относится ко всей категории пациентов с ранней интеллектуальной недостаточностью, а не только к тем, которым ставился диагноз олигофрении. Но до сих пор в клинической психиатрии термины «умственная отсталость» и «олигофрения» используются как синонимы, хотя они не являются в полном смысле таковыми. Термин «олигофрения» применяется в некоторых случаях и в данной работе, особенно при изложении работ авторов, которые использовали его в своих исследованиях. В МКБ-10 умственная отсталость определяется как «состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т. е. когнитивных, речевых, моторных и социальных особенностей». Независимо от особенностей того или иного определения умственной отсталости в нем всегда в сравнении с нормальным развитием отмечаются два момента: раннее возникновение интеллектуальной недостаточности и нарушение адаптационного поведения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.