Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коррекция и психологическая помощь при аномальном развитии




Наиболее востребованная сфера деятельности клинического психолога определяется факторами:

1. рост количества психологических трудностей развития детей, часто встречается возрастная симптоматика, связанная с психологическими трудностями в результате несоответствия социально культурных нормативов: школьная не успеваемость, дезадаптация, эмоционально- поведенческие нарушения.

2. рост физических отклонений и в психической и соматической сферах.

Статистика свидетельствует о том, что к 11 классу не более 10% детей практически здоровы, остальные имеют врожденную либо приобретенную в процессе развития патологию.

3. фактор роста психической травматизации детей – стиль жизни, ритм жизни, поток информации оказывают негативное влияние на развитие.

4. проблемы, по поводу которых обращаются за помощью, сложность нарушений постепенно нарастает, требуются комплексные меры – работа с семьей психотерапевтов и врачей – педиатров, невропатологов и психиатров, гастроэнтерологов, пульмонологов, кардиологов и педагогов, социальных работников, дефектологов, логопедов.

5. Консультирование семьи с нормальным ребенком отлично от консультирования семьи с аномальным ребенком. В подавляющем большинстве случаев консультирование семьи с аномальным ребенком носит не добровольный характер, направляется другим специалистом обнаружившим отклонения в развитии. Вначале у семьи нет оптимального сотрудничества с консультантом. В семье есть тревога и страх, который не осознается родителями, семья оказывается эмоционально не готова к консультированию, не готовы принять информацию сообщаемую консультантом, и пытаются скрывать информацию о особенностях поведения и особенностях жизни для смягчения диагноза. У родителей как правило ярко выраженная тенденция прерывания контакта с консультантом, происходит поиск другого специалиста чтобы поставленный диагноз был менее страшным, синдром хождения по кругу врачей, потеря сил и средств и времени. Необходима психокоррекционное воздействие на родителей.

Исторический обзор проблемы:

Работы Бине – Симон – социальная адаптация детей не прошедших в нормативную возрастную группу заключается в том, что необходимо привить им необходимый минимум знаний и навыков необходимый для поддержания самостоятельного существования; работа с эмоциональными нарушениями, нарушением межличностного общения, коррекция трудностей семейного воспитания. Вклад психоанализа в консультирование внесли М. Кляйн, К. Хорни, Д. Винниконт. Специфика психоаналитической работы с детьми и их родителями состоит в выражении реакции переноса на аналитика, это может быть использовано в лечебных целях. Если у ребенка проецируется образ плохой матери, при помощи невербальной коммуникации ребенку показывают неадекватность восприятия. Так как до 11 –12 лет уровень вербализации низок и не сформировано логическое мышление. При детском психоанализе высока роль невербальной коммуникации, невербальные характеристики голоса, интонация, тембр, темп речи, моторика, мимика, визуальный контакт. Материалом анализа могут быть не сновидения, а игры, продукты творчества. Психоаналитическая помощь помогает ребенку смоделировать безопасные объектные отношения в терапевтическом пространстве. Симптоматика исчезает после 1- 2 месяца после начала анализа, что может послужить сигналом родителям к прекращению терапии, но прекращение работы может привести к возобновлению симптоматики и добавлению новой, так как глубинные причины симптоматики еще не устранены. У родителей может возникать чувство ревности к аналитику, так как он поддерживает ребенка эмоционально, и явно заметно предпочтение ребенка в общении с аналитиком. Психоаналитики пришли к выводу, что в детском психоанализе обязательно участие родителей.

Концепция детского развития разработанная Винниконтом состоит в изучении наиболее ранних этапов развития ребенка, в книге «Маленькие дети и их матери», описано как поведение матери влияет на развитие ребенка, разговор вводится понятие достаточно хорошей матери. Для ребенка одинаково плохо иметь и очень хорошую и плохую мать.

Работы Шутца рассказывают о трехмерной теории интерперсонального поведения: каждый индивид имеет три межличностные потребности: принадлежности к группе, потребность в контроле, потребность в любви. Нарушение одной из потребностей ведет к психопатии.

А. Адлер исследовал взаимодействие матери и ребенка, социальную направленность взаимодействия. Открыл в Вене психологическое консультирование детей и родителей, детей и педагогов. Издал рекомендации в воспитании умственной и психической полноценности ребенка. Основная мысль по Адлеру: необходимо завоевать любовь ребенка, воспитательные усилия бессмысленны если ребенок не любит и боится воспитателя – воспитание основанное на страхе не эффективно. Обязательно поддержание у ребенка уверенности в собственных силах. А похвала предпочтительнее наказания. Наказание должно быть как информирование ребенка, концентрация внимания ребенка на правильных способах поведения в ситуации, и о последствиях нежелательного поведения. Вместо требований слепого подчинения малышу необходимо давать свободу принятия решений. Воспитание должно базироваться на двух фундаментальных принципах – отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. Стоит проявить уважение уникальности индивидуальности ребенка, его личностному росту. Винниконт указывает, что идеальный родитель может тормозить развитие ребенка. Идеи психоанализа развиты Миллером и Доллардом. Детство рассматривается как период преходящего невроза, возрастная болезнь. Ребенок дезориентирован, обманут, расторможен и неспособен к высшим процессам. Счастливое детство миф. Задача взрослого социализировать детей, подготовить к жизни в обществе. Решающую роль матери в ранних детских конфликтах связывают с четырьмя ситуациями: кормление, приучение к туалету, сексуальная идентификация, проявление агрессивности у ребенка. Эти ранние конфликты не вербализованы, поэтому не осознанны. До того, что не осознается можно осознать при помощи психоаналитических техник. Задача семейного психоаналитика в установлении семейного демократического стиля воспитания. В США последователь Адлера Дрейкус организовал дисскусионные группы для родителей, развивал идею семейного совета как средство для установления в доме атмосферы любви и совета. Негативное поведение ребенка может преследовать несколько целей.

1. требование внимания и комфорта. Преднамеренное совершение плохих поступков, чтобы привлечь внимание;

2. целью может быть демонстративное неповиновение или демонстрация своей власти;

3. месть за плохое обхождение;

4. утверждение собственной неполноценности и непостоянности.

Дрейкус – работал с родителями направляя на освоение множества способов взаимодействия с ребенком, строя отношения на принципах равной ценности и взаимоуважения. В 50х гг. В США Джайнотт – предложил модель группового психологического консультирования, основанную на концепции гуманизации воспитания, на основе развития эмоциональной сферы самих родителей, чтобы родители смогли осознать собственные ценности, чувства и ожидания. В 60х гг. Дэвис ввел понятие реабилитация для семей с аномальным ребенком. Цель – освобождение родителей от психологического стресса, обеспечение их эмоциональной стабильности.

В России работы Выготского и Щелованова связаны с развитием педологии, разбирающей задачи консультирования детского развития. Выготский заложил основы и теоретический фундамент концепции детского возраста – онтогенетическая теория и концепция возраста. Разработал схему психологического обследования, основу психологической диагностики. Ввел понятие психологического диагноза и его прогноза.

Бурменская, Лидерс: задачи консультирования семей с аномальными детьми:

1. контроль хода психического развития ребёнка.

2. консультирование носит вспомогательную задачу – ориентация взрослых в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

3. выявление детей с отклонениями в развитии и предупреждение вторичных психологических осложнений при аномальном развитии.

4. рекомендации по коррекции аномального развития, по воспитанию ребенка в семье.

5. коррекционная работа индивидуально и в группах с детьми и родителями.

Проводится не только первичная диагностика, но и установление контакта для возможности оказания конкретной помощи. Сообщается родителям о наличии отклонений в развитии ребенка, обсуждается прогноз развития ребенка, новообразования, структура. Психологическое консультирование должно облегчить вступление семьи в новую фазу существования, не только выдать информацию, но и обеспечить ее принятие родителями. Основу эффективной работы составляет психологическая готовность родителей воспринимать информацию.

Задачи группы консультирования семей с детьми с аномальным развитием:

1. создание психологических условий для адекватного восприятия родителями ситуации связанной с отклонениями в развитии ребенка, формировании готовности к длительной работе по развитию ребенка, коррекции воспитательной работы.

2. освобождение родителей от чувства вины и стыда, преодоление стрессового состояния семьи, депрессии, создание и поддержание по возможности нормального климата в семье.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.