Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы историко-психологического исследования




Характеристика предметной области истории психологии

Кутейников А.Н.

По курсу

Учебно-методическое пособие

«ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ»

2007
Тема 1. История психологии: методологические аспекты

Предметом истории психологии является становление представлений о психической реальности на разных этапах становления психологии как науки. Попытки рассуждения о душе предпринимались, судя по всему, еще во времена палеолита. Результатом такого рода размышлений является возникновение так называемого психологического познания (знания человека о себе как носителе особых психических свойств и характеристик), которое, существенно изменившись, существует и в настоящее время. Знание о психике является неотъемлемой потребностью человека, так как представляет собой одним из факторов регуляции жизни, обеспечивая не только адаптивные, приспособительные, но и преобразующе-действенные, активные формы поведения. Именно необходимость систематизировать изменения в психологическом познании и явилось причиной возникновения истории психологии как науки.

Задачей истории психологии является исторический анализ категорий (базовых понятий несводимых к более элементарным понятиям), объяснительных принципов, проблем.

Развитие психологического знания как результата научной и познавательной деятельности человека в его целостности на разных этапах социокультурной эволюции человечества составляет объект истории психологии.

История психологии имеет тесную связь с другими науками: в этом ряду следует отметить философию (в свое время, сама психология вышла из философии), медицину, психиатрию, физиологию (например, первые психологические эксперименты В. Вундта, И.М. Сеченова, И.П. Павлова были в значительной степени физиологическими).

История психологии как одна из базовых отраслей психологии в своих теоретико-методологических основаниях опирается на ряд общенаучных и общепсихологических принципов, которые применительно к историко-психологическим исследованиям приобретают специфическое звучание и формулировку, выступая как частно-психологические принципы истории психологии.

1. Принцип детерминизма. В соответствии с данным принципом, в основе любого теоретико-психологического построения в конкретный период лежит совокупность явных или неявных причин. При этом в разные хронологические периоды имели место различные детерминанты развития психологии. Например, есть основания считать, что психоаналитическая концепция З. Фрейда закономерно появилась в начале XX века и ни в коем случае не могла возникнуть раньше.

2. Принцип системности. Принцип предполагает понимание истории развития психологических идей, проблем и направлений как многоуровневого процесса, обусловленного многовариантной системой детерминант при оформлении ведущего, системообразующего фактора в конкретной исторической и социокультурной ситуации. Например, появление деятельностного подхода А.Н. Леонтьева нельзя объяснить исключительно упрочением сталинского варианта социализма и уподобления людей «винтикам государственной машины», оно было многофакторным явлением.

3. Принцип объективности историко-психологического исследования, определяющий беспристрастную позицию историка психологии в его отношении к изучаемому объекту. В соответствии с данным принципом, перед ученым стоит задача в ходе историко-психологического исследования выдержать позицию объективного, непредвзятого исследователя (ни как человека с его личностными симпатиями и антипатиями, ни как ученого, приверженного тем или иным теориям и концепциям) в отношении конечного результата наблюдателя по отношению к исследуемому объекту.

4. Принцип конструктивно-позитивного анализа. Данный принцип акцентирует внимание в историко-психологических исследованиях не на ошибках, недостатках и просчетах в развитии психологической мысли какой-либо отстоящей от ученого исторической эпохи, а на выявлении того позитивного, конструктивного и прогрессивного, что сумела достичь психологическая мысль данного периода; ориентация не на критику несовершенного, а на поиск рационального и перспективного. Например, можно критиковать Гиппократа за его гуморальную концепцию (темперамент не определяется соотношением слизи, желтой желчи, черной желчи и крови), а можно (в соответствии с указанным принципом) акцентировать его вклад в создание первой типологии личностей и соответствующее ее влияние на последующих ученых.

5. Принцип периодизации и преемственности развития психологического знания. Руководствуясь данным принципом, следует не только выделить ключевые, наиболее значимые вехи этого научного и исторического процесса, но и показать их эволюционную взаимосвязь и взаимопроникновение. Например, чтобы уяснить основные положения концепции коллективного бессознательного (К.Г. Юнг), рекомендуется предварительно подробно разобраться в концепции бессознательного по З. Фрейду.

6. Принцип единства прошлого, настоящего и будущего. Данный принцип ориентирует ученого на прогностическую стратегию исследования, связанную как с выявлением перспективных подходов, сформировавшихся в прошлом, так и с их актуализацией в контексте современных достижений психологической науки.

7. Принцип единства коллективного и индивидуального творчества в развитии психологического знания предполагает понимание истории психологии как результата деятельности не только отдельных, хотя и выдающихся ученых, но как совокупного усилия всего научного сообщества. Например, в соответствии с данным принципом, Фрейда следует рассматривать не как единственного создателя концепции бессознательного (вообще-то, он делал все, чтобы так и воспринимали его современники), а как ученого, творчески переработавшего идеи предшественников.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.