Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вклад Ф. Бэкона в формирование научного мировоззрения XVII в




Характеристика общественных идей в эпоху научной революции

Тема 5. Психологические идеи в Новое время (научная революция XVII в.)

Глоссарий

Гуманизм, сенсуализм, линия «двойственной истины».

Вопросы для самоконтроля

1. Укажите основные черты культуры Возрождения

2. Как рассматривал соотношение теории и практики Леонардо да Винчи?

Задание для самостоятельной работы

Подготовить эссе на тему «В чем состоял новый взгляд на человека в трудах мыслителей Возрождения? »

Период с середины XVI и до конца XVII в. является составной частью Нового времени, он ознаменовался появлением Протестантизма и начало эпохи религиозных войн. Ответом на Реформацию стала Контрреформация, новое наступление католицизма. В 1542 г. был создан церковный трибунал, который жестоко подавлял инакомыслие, утверждал индекс запрещенных книг

В то же время начали интенсивно развиваться науки. И. Кеплер (1571-1630) дает математическое обоснование открытий Н. Коперника и завершает переход от теории кругового движения планет (аристотелевско-птолемеевской) к теории эллиптического движения. Г. Галилей обосновывает ошибочность разделения физики земной и небесной. Исаак Ньютон (1642-1727) сводит в единые законы гравитации силы, управляющие орбитальным движением планет и движением предметов на поверхности Земли. Уильям Гарвей (1578-1657) доказывает, что кровь в теле циркулирует, описывает большой и малый круги кровообращения через механистические понятия. Роберт Бойль (1627-1695) становится основоположником научной химии. Христиан Гюйгенс (1629 - 1691) вносит значительный вклад в создание волновой теории света.

В науке в этот период окончательно оформились два течения - эмпирическое и рационалистическое. Для рационалистов приоритетным являлось логическое суждение. А эмпирики считали, что знание возможно только в результате опыта.

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) считал идеалом научной мысли естествознание, называя его «великой матерью всех наук». Призывает вернуть естественным наукам должный статус. Приступая к решению задач реформирования науки, Ф. Бэкон ставит две задачи: 1) глубокое преобразование массива накопленных знаний, его рациональная организация и упорядочивание; 2) разработка методов получения нового знания.

В работе «Успехи и развитие знания Божественного и человеческого» (1605) им обосновывается классификация знаний. В ее основу Бэкон кладет три познавательные способности человека: память, воображение, разум. Соответственно история базируется на памяти; поэзия - на воображении; наука и философия - на рассуждении. Задача создания новых методов решается в наиболее известном труде Ф. Бэкона «Новый Органон» (1620), автор заочно полемизирует с Аристотелем, написавшим "Органон".

Бэкон утверждает невозможность обновления науки без освобождения разума от «идолов», от явлений искажающих познание. Бэкон выделяет 4 вида «идолов», влияющих на человеческий ум.

1. «Идолы рода» - предрассудки, которые «вскормлены самой человеческой природой, человеческой семьей, или родом». Их причина - несовершенство органов чувств (т.к. ощущения дают неверную картину мира, неполно и неточно отражая его), и ограниченность разума людей.

2. «Идолы пещеры» - ложные представления, идущие от отдельного человека. Наличие их определяются особенностями воспитания, образования, влиянием других людей, особенно тех, кто является авторитетными.

3. «Идолы площади, или рынка» - проявление влияния на разум коллективного опыта людей. Бэкон указывал, что язык - главное средство общения, но используемые людьми слова не всегда являются достаточно точными. А неточные словоупотребления ведут к искажению истины.

4. «Идолы театра» - результат слепой веры в авторитеты и философские системы.

Эти «идолы» препятствуют созданию достоверной картины исследуемых явлений и мешают познанию. Бэкон отмечает, как должно происходить познание. Первичные гипотезы извлекаются из опыта, а затем сами становятся руководством к дальнейшему исследованию через дедукцию и эксперимент. Бэкону принадлежит афоризм «Знание – сила».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.