Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Двадцать лет назад, когда Россия встала на путь демократического развития, на её территории развернули активную деятельность самые разные религиозные течения




 

Двадцать лет назад, когда Россия встала на путь демократического развития, на её территории развернули активную деятельность самые разные религиозные течения. В целом их работа проходила и проходит в рамках определенных, исторически сложившихся правил, основанных на уважении к праву каждого человека самому выбирать себе веру или быть неверующим. Однако в условиях формирования демократического общества появились весьма агрессивно ведущие себя религиозные группы, отказывающие обращённым в свою веру в праве оставаться суверенной личностью. Представляется уместным обозначить их как религиозные организации деструктивного характера.

До сих пор религиозным организациям деструктивного характера противодействуют в России главным образом представители традиционных религиозных конфессий, а также родственники людей, пострадавших от этих организаций. Государственные же служащие предпочитают спускать проблемы на тормозах и самостоятельно реагируют только на ситуации, способные нанести явный ущерб облику власти.

Традиционными религиозными конфессиями выпускается популярная литература, разъясняющая рядовому читателю деструктивный потенциал ряда религиозных направлений. Однако издания эти, хотя и ориентированы по замыслу на массового читателя, как правило, адресуются людям, так или иначе знающим азы православия или иной традиционной религии. Поэтому большинство публикаций вольно или невольно акцентируют внимание аудитории на богословской полемике, а светски ориентированные, нерелигиозные люди испытывают определенные затруднения при чтении такой литературы.

В настоящем пособии мы попытались описать феномен религиозных организаций деструктивного характера с учётом специфики предполагаемой читательской аудитории – сотрудников органов внутренних дел. Значительное внимание уделено юридическим аспектам существования подобных организаций в современной России и вопросам социально-психологической безопасности.

Феномен, находящийся в центре нашего внимания, по-разному именуется в научной и научно-популярной литературе. Часто для его обозначения используется термин «деструктивные культы», заимствованный из западного религиоведения, а также термин «тоталитарные секты», предложенный в 1993 г. отечественным специалистом профессором А.Л. Дворкиным. Признавая, что оба указанных варианта отражают некие аспекты изучаемой реальности, мы всё же предпочли другое наименование. Дело в том, что слово «культ» в отечественной литературе чаще используется для обозначения богослужебно-обрядовых форм той или иной религии. В свою очередь, хотя слово «секта» и используется в научной литературе для обозначения «религиозных групп, противопоставляющих себя основной культурообразующей религиозной общине страны или региона»[1], зачастую воспринимается массовым сознанием как ругательство, а теми, кого им обозначают, – как оскорбление. Поэтому представляется целесообразным рекомендовать сотрудникам органов внутренних дел при контактах с верующими любых, в том числе нетрадиционных, конфессий использовать в устной и письменной речи максимально нейтральные слова и выражения[2].

Религиозные организации деструктивного характера представляют собой разновидность новых религиозных движений, то есть религиозных направлений, возникших за последние 200 лет. Суть отличия между традиционными религиями и новыми религиозными движения хорошо выразил философ Р. Вахитов: «Существует православная живопись и буддистская скульптура, которые поражают своей красотой даже тех, кто далек от символов веры этих религий; а стишки или рисунки из журнала “Сторожевая башня” или слезливые песенки неопротестантских радиостанций способны восхитить разве что человека, который абсолютно лишен эстетического вкуса и культуры. В этом и состоит одно из важных различий между традиционными религиями, возникшими в древности и существующими многие века, и сектами, появившимися столетие или два-три назад… Одни несут с собой и в себе пласты высокой, классической и в то же время истинно народной, проверенной историей культуры и даже этим они способны облагораживать человека, возвышать его, делать глубже, чище, лучше; другие же выросли из модернистского “восстания масс”, из современного буржуазного торжества посредственности, самодовольного мещанина, который не хочет знать ничего, что выше его понимания, которому подавай религию простую и удобную, как кухонный комбайн, а не то он будет судиться, обвиняя в нарушении прав потребителя – и потому они преображают своих адептов лишь внешне, в образе жизни, в поступках, оставляя их в душах закостеневать в эгоизме, корыстолюбии, презрение к ближним, гордости. Итак, секты – это одно из проявлений современной деградации культуры до ширпотреба и кича, это феномен, стоящий в одном ряду с поп-музыкой, бестселлерами, рекламой, популизмом в политике и т.д. Образно выражаясь, секты Муна и иеговистов имеют такое же отношение к христианству, как группа “Ласковый май” – к Бетховену, или певец Шура – к Шаляпину»[3].

Во избежание недоразумений уточним, что не все новые религиозные движения являются деструктивными по характеру своей деятельности. Признаки, специфицирующие деструктивные религиозные организации, будут указаны в главе 1.


Глава 1. Признаки деструктивного характера религиозной организации

 

Наша задача состоит в том, чтобы с опорой на существующие в специальной литературе наработки выделить признаки, по которым можно было бы отделить религиозные организации деструктивного характера от всех прочих. Очевидно, что таким признаком не может служить ни время возникновения (например, недавнее возникновение вовсе не говорит о вредоносности или деструктивном потенциале организации), ни иностранное происхождение.

Какие же критерии выделяют специалисты для оценки деструктивности религиозных организаций? Существует множество вариантов их перечня. Однако очевидно, что корень деструктивности заключён не в доктрине, не в содержании верований, которых придерживается религиозная группа, а в особенностях организации общины, специфических приёмах миссионерства и широком использовании методов контроля сознания.

Иными словами, главное, что специфицирует интересующие нас религиозные организации,– это создание особой социально-психологической атмосферы, в которой легко контролировать сознание и волю верующего средствами обмана и психологического манипулирования. По мнению заслуженного врача Российской Федерации, доктора медицинских наук, профессора психиатрии института судебной психиатрии им. Сербского Ф.В. Кондратьева, «главное, принципиальное отличие традиционных религий… от тоталитарных сект в том, что последние осуществляют внедрение в душу неофита через лишение его свободы и права на информированное согласие, то есть нарушают основные положения Всеобщей декларации Прав человека, Конституции РФ и других основополагающих документов о свободе совести путем психологического насилия»[4]. Широко и без всяких этических ограничений используются организациями подобного рода достижения современной практической психологии, разработки, позволяющие активно осуществлять трансформацию личности без её осознанного согласия.

Конечно, случается, что духовные лидеры решаются на открытое насилие, удерживая человека в группе с помощью силы, наркотиков или гипноза. Такие факты проще обнаружить, с ними легче бороться. Однако значительно чаще воля подвергается мягкому психологическому давлению со стороны группы, и незаметно для себя человек изменяется в желаемом для группы направлении. Человек, по словам исследователя, «находится в психологической зависимости от группы, причем его собственная личность подавлена и заменена набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов»[5]. Как же это происходит? В поисках ответа на этот вопрос американский психолог Леон Фестингер подметил следующую закономерность: люди стремятся, чтобы их поведение, мысли и чувства взаимосогласовывались. Эти три компонента тесно взаимосвязаны, каждый из них испытывает воздействие двух других. Рассогласованность мыслей, чувств и поведения заставляет человека испытывать психологическое напряжение, которое Фестингер обозначал как диссонанс. Если один из трёх компонентов по тем или иным причинам меняется, человек достаточно быстро перестраивает и оба других. Поэтому неудивительно, что религиозные организации деструктивного характера стремятся влиять не только на сознание человека, но воздействуют и на его поведение, и на эмоционально-образное восприятие мира[6].

Элементы целенаправленного воздействия на личность в подобных организациях многочисленны и многообразны.

1. Всестороннее контролирование поведения. Лидеры жестко надзирают за тем, где их приверженец живет и с кем общается. Вот что пишет на этот счёт известный специалист по новым религиозным движениям профессор А.Л. Дворкин: «Тоталитарные секты, как правило, заинтересованы в разрыве нового адепта с его несектантским окружением: тогда вся информация, получаемая им, будет исходить от секты и весь круг общения будет исчерпываться ею же. Такое положение дел создает идеальные условия для контролирования сознания адепта. Для того чтобы спровоцировать разрыв, сектантские “учителя” заранее объявляют, что домашние их новой жертвы, скажем, “одержимы диаволом” или слишком привязаны к “этому злому миру” и поэтому сделают все возможное для того, чтобы принудить новообращенного “сойти с пути спасения”, покинуть новообретенную “истинную семью”, отказаться от “освобождающего знания” и пр.»[7] Обычно неофита вынуждают разрывать прежние социальные связи. Если это удается, новообращенный начитает получать только ту информацию, которая исходит от организации, что создает идеальные условия для контролирования его сознания. Формы контроля поведения многообразны:

· наиболее радикальным методом представляется переселение верующих в специальные общежития, где строго регламентируются все стороны жизни, в том числе продолжительность сна и порядок питания. В подобных коллективах создается особая социально-психологическая атмосфера, в которой легко контролировать сознание и волю верующего средствами обмана и психологического манипулирования;

· обязательное миссионерство не только ускоряет вхождение неофитов в жизнь организации, но и занимает их время и силы. Так, у «Свидетелей Иеговы» минимальное количество времени, которое верующий должен потратить на «свидетельствование», составляет 10 часов в месяц, однако для того, чтобы быть на хорошем счету, необходимо проповедовать 50, 60, 80 и более часов в месяц[8];

· строгий контроль полового поведения. Религиозные организации деструктивного характера либо предписывают полное половое воздержание, либо назначают (контролируют выбор) супруга, либо предписывают заниматься проституцией или практиковать извращения.

2. Информационный контроль очень важен для формирования картины мира. Осуществляться он может по-разному:

· впервые приглашая человека на молитвенное собрание (семинар, кружок и т.п.), вербовщик может прибегнуть к так называемой конфессиональной анонимности или, иначе говоря, не сообщить точное название религиозной организации, которую он представляет;

· эзотерический разрыв – прием, заключающийся в сокрытии от новичков тех или иных важных сведений об организации. Например, если основатель организации скандально известен, могут скрывать его имя. Если неподготовленного человека может ввергнуть в шок подразумеваемый смысл совершаемого обряда, давнишние члены организации могут скрыть и его. Случается, что важную информацию об учении и ритуалах собственной религии человек узнает лишь через много лет после своего обращения;

· собирание негативной информации о человеке встречается нередко. Некоторые организации требуют от новообращенных «исповеди» на общем собрании. Другие обязывают новичка все рассказать о себе духовному лидеру наедине, но и в этом случае информация, которую впоследствии можно использовать для управления новообращенным, как правило, становится известной не только его «куратору», но и вышестоящим руководителям организации. Известны случаи, когда полученные сведения впоследствии применялись для шантажирования.

3. Контроль мышления тесно связан с информационным контролем. Основные каналы, по которым он осуществляется, таковы:

· интенсивное изучение религиозной доктрины путем штудирования печатных пособий либо непрерывного просмотра или прослушивания записей с проповедями духовных наставников;

· регулярные молитвы или другие духовные упражнения. Зачастую молитвы, мантры или лозунги приходится повторять непрерывно. У человека, постоянно слышащего монотонное говорение и пение, медитирующего и т.п., возникает измененное состояние сознания, характеризующееся повышенной внушаемостью. У кришнаитов впадение в трансовое состояние прямо одобрялось основателем движения Свами Прабхупадой, поскольку «тот, кто постоянно находится в состоянии транса, не отвлекается ни на что постороннее».;

· конструирование особого жаргона, где многие слова и выражения теряют общепринятый смысл и нагружаются новым. Как известно, что речь человека зависит от уровня его интеллекта и внутренней культуры, однако существует и обратная связь: учеными доказано, что язык непосредственно влияет на мышление. Это и используют религиозные организации деструктивного характера. Пример – секта «Небесные врата», ставшая известной после того, как 39 ее членов в 1997 г. совершили коллективное самоубийство. В ее терминологии, пишет А.Л. Дворкин, «человеческие тела заранее дегуманизировались, будучи обозначенными словами “контейнер” и “оболочка”. А такие слова, как “покинуть планету” или “спасти собственную жизнь”, значили “совершить самоубийство”, поэтому когда пришло время и Эпплуайт (основатель религиозного объединения – А.Е.) объявил, что пора “сбрасывать оболочки” и “покидать планету”, никто и его адептов уже не воспринимал зловещего смысла сказанного и все безропотно последовали за ним»[9]. Усваивая новые понятия или переосмысливая в сектантском духе прежние, человек теряет способность адекватно воспринимать общепринятый язык, самостоятельно и критически мыслить.

4. Эмоциональному контролю особое значение придают недавно возникшие деструктивные организации, которые широко и без всяких этических ограничений пользуются достижениями современной практической психологии. Чтобы манипулировать людьми, опираясь на эмоциональную сферу их личности, используют следующие приемы:

· первоначальное помещение новичка в искусственно созданную атмосферу всеобщей благожелательности (муниты на своем внутреннем языке называют этот прием «бомбежкой любовью»). Впервые попавший в сектантскую среду человек отовсюду получает знаки внимания, защищенности и заботы; «подобный прием,– пишут психологи,– безотказно воздействует на человека, вызывая к жизни прочные, лежащие глубоко в подсознании воспоминания о делении мира на семейно-родовую общность и всю остальную, чужеродную, враждебную среду»[10]. Новичок, в особенности если он молод, наполняется чувством наконец-то состоявшегося признания его талантов, его индивидуальности. Люди, которые так повысили его самооценку, вызывают у него благодарность и полное доверие. Конечно, лидеры религиозной организации пользуются его доверием, уступчивостью и резким снижением критичности восприятия. Позднее с неофитом начинают общаться гораздо более холодно, чем сначала. Однако ему, как правило, бывает неудобно сменить доверительный стиль общения на иной, более того, он бывает готов идти на уступки, чтобы не потерять благорасположения религиозной группы;

· отбор эмоционально значимого материала для проповедей и пафосный стиль их изложения. «Люди, принимая решение, – пишет психолог Е.Н. Волков, – находятся под влиянием яркой информации больше, чем под влиянием абстрактной, бледной или статистической. Поскольку яркая информация более доступна и легче воспроизводится при пересказе, чем бледная информация, она часто оказывает непропорциональное влияние на оценку»[11];

· внушение чувства вины перед организацией и фобии выхода из нее. Для этого человеку могут поставить в вину недостаточно активное и результативное миссионерство. Или ненавязчиво дать понять, что хотя наставники потратили на него массу времени и сил, он пока не оправдывает их ожиданий. Чтобы сформировать фобию выхода, могут между делом упомянуть, что тех, кто покинул организацию, постигла страшная участь – болезнь, трагическая гибель, несчастный случай и т.п.

Пребывание в деструктивных организациях религиозного характера во многих случаях плачевным образом сказывается на психологическом состоянии. Психолог А.Н. Казаков перечисляет следующие последствия, которые специалисты наблюдали у попавших в подобные организации людей: «Разрушение прежней личности и индивидуальности, разрыв с семьями, резкое изменение поведения, мышления и направленности жизненных интересов адептов (уход с учебы или работы по профессии, переход на неполный рабочий день или на подсобные работы, чтобы все время суток использовать для вербовки новых членов, или рабской, бесплатной работы по строительству новых культовых Центров, выпуску и распространению литературы)». К этому перечню можно добавить приступы паники и тревожности, депрессии, психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные нарушения), замедленное психологическое развитие, болезненное чувство вины, не имеющее рациональных причин, беспричинный страх, расстройства сна (кошмары), пищеварительные расстройства, сексуальные проблемы, потеря доверия к окружающим.

Список объединений, которые подпадают под указанные выше специфические признаки, весьма обширен. Но мы не будем вдаваться в их подробное перечисление (при необходимости можно обратиться, например, к перечню, размещённому на сайте Тульского информационно-консультативного центра: http://www.sektainfo.ru). По данным некоторых экспертов, список религиозных организаций деструктивного характера вместе с «дочерними» и «внучатыми» структурами содержит около 2000 позиций. В следующих главах мы проанализируем лишь важнейшие (для нашей области) религиозные организации, в деятельности которых можно заметить указанные признаки.


Глава 2. Особенности вероучения и функционирования религиозных организаций деструктивного характера, действующих на территории Челябинской области

 

Рассмотрим специфику религиозных представлений и особенности практики основных религиозных организаций деструктивного характера, представленных в нашем регионе. Сначала мы изложим сведения о создании и основоположниках каждой организации. Затем разберём вероучение, останавливаясь на тех его элементах, которые сохранились в арсенале представлений данной организации до сих пор. И, наконец, охарактеризуем те особенности учения, организации и культа, которые, в соответствии с признаками, перечисленными в первой главе, позволяют говорить о деструктивной направленности в деятельности анализируемых организаций.

Мормонская церковь (официальное название – Церковь Иисуса Христа святых последних дней) появилась в Соединённых Штатах на рубеже 20-х и 30-х годов XIX века. Её основал сын бедного фермера Джозеф Смит (1805-1844), который утверждал, что получил новое откровение свыше. По словам мормонского «пророка», чудесные видения посещали его с четырнадцатилетнего возраста. В 1823 г. Смиту явился ангел по имени Мороний и указал ему место – гору Кумора в штате Нью-Йорк,– где хранится записанная на золотых пластинах история семитских племён, некоторое время живших на американском континенте. В 1827 г. Джозеф Смит выкопал и перенёс пластины в свой дом, перевёл на английский содержавшийся на них текст с древнеегипетского языка, а затем закопал обратно. Разумеется, он нигде не изучал этого языка, и Бог помогал ему делать перевод посредством чудесных камней Урим и Туммим. Переведённый таким образом текст, названный «Книгой Мормона» (по имени одного из её легендарных авторов), рассматривается в организации как священное писание, дополняющее Библию.

Община, которую основал Джозеф Смит, несколько раз переезжала, мигрируя на запад США. В ходе этих переселений Смит погиб – попал под арест в городе Картижде (штат Иллинойс) и был там расстрелян толпой, ворвавшейся в тюрьму. Новым руководителем церкви стал Бригам Янг (1801-1877). Во главе с ним мормоны опять двинулись на запад и осели возле Большого Солёного озера, основав город Солт-Лейк-Сити, который и по сей день является их духовным центром. В 1890 г. эта территория получила статус штата в составе США, при этом мормонам пришлось отказаться от введённого Джозефом Смитом многожёнства.

Каковы же особенности мормонского учения? Оно утверждает, что богов существует множество. Когда Библия говорит о едином Боге, она имеет в виду того, который правит нашей галактикой. Этот бог живёт на планете, вращающейся вокруг звезды Колоб. Бог изменчив, он постоянно совершенствуется, обучаясь «законам мудрости». Качественная разница между человеком и богом отсутствует. Любой бог (например, Яхве, Иисус) обладает физическим телом и когда-то был человеком. Любой человек может в перспективе стать богом. Люди обладают бессмертными душами. Они возникают как результат соития богов со своими небесными жёнами, а затем постепенно воплощаются в человеческие тела.

Характерной чертой мормонского учения является перенесение многих событий библейской истории на американский континент. Так, утверждается, что человеческая история началась и окончится в Америке. Эдемский сад, где жили Адами и Ева, находился на территории современного штата Миссури. Неподалёку оттуда находится и место, где состоится второе пришествие Христа. Кроме того, именно на американском континенте, по утверждениям Смита, оказалась часть еврейского народа, приключения которой и описывает найденная закопанной «Книга Мормона».

Утверждается, что Иисус Христос имел трёх жён: Марфу, Марию и Марию Магдалину,– а также детей от них. Его дальним потомком является основатель секты Джозеф Смит. После своего воскресения Христос слетал в Америку, где избрал 12 местных апостолов, обещал второе пришествие и Царство Божие на земле.

Каждый мормон может принять крещение за уже умерших немормонов и обеспечить тем самым спасение их душам. Мормоны-мужчины могут заочно жениться на нескольких мёртвых женщинах, чтобы после смерти они вошли в их гарем.

Какие же черты практической деятельности сближают Церковь Иисуса Христа святых последних дней с религиозными организациями деструктивного характера?

В целях контроля за жизнью верующих у мормонов существует институт «домашних учителей». Это специальные надзиратели, которые ежемесячно посещают дом каждого прихожанина и проверяют, живёт ли он так, как положено настоящему мормону.

Создав учение, имеющее мало общего с традиционным христианством, мормоны, тем не менее, спекулятивно используют священные для христиан тексты. К примеру, в состав почитаемой у мормонов книги «Драгоценная жемчужина» вошёл грубо искаженный отрывок библейской книги Бытия.

Кроме того, зачастую мормоны, скрывая миссионерские намерения, предлагают молодым людям пройти обучение на бесплатных курсах английского языка. При этом не сообщается о подлинном названии организации и её целях.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.