Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системные характеристики периодики




ПЕЧАТНЫЕ СМИ

1.1. Целостность системы СМИ

Системные исследованиясредств массовой информации только тогда могут быть успешными, когда они опираются на различные области знания, которые составляют теоретическую основу этим исследованиям. Сюда входят и системология, и систематика, и информациология, и информатика, и типология, и теория коммуникации, а также другие научные дисциплины. Необходимым условием этих исследований является широкое использование принципов системного подхода. Такая теоретическая и методологическая основа дает возможность более точно определить целостность СМИ как системного объекта, изучить многообразные типы связей в данной системе, а также между нею и средой, свести результаты системного анализа в единую теоретическую картину. Одна из основных целей системных исследований – построение обобщенной модели изучаемого объекта, отражающей взаимосвязи средств массовой информации в реальной ситуации общественного развития.

Эти исследования особенно важны в настоящее время, когда наше общество вступает в новый этап своей истории и кладет в основу социальной деятельности новый способ производства – информационный. Все активнее развиваются процессы информатизации, внедрения информационных технологий в различные сферы экономики, политики, науки и культуры. Возрастает роль средств массовой информации в механизмах социального взаимодействия.

В современный период происходят существенные преобразования в строении, организации средств массовой информации. Значительно расширяется количество наименований и типологическое многообразие газет, журналов, издательств, радиостанций, каналов и программ телевидения, информационных агентств, заметно изменяются их качественные характеристики. Идет становление спутникового и кабельного телевидения. В Интернете появились и развиваются сетевые СМИ. Перемены в политическом и экономическом устройстве общества породили СМИ с различными идеологическими концепциями, политическими ориентирами, формами собственности и инвестиций, разновидностями их экономической организации, редакционных структур, в том числе медиахолдинги крупных финансово-промышленных групп, издательские дома и др. Созданы разветвленные системы рекламной печати, информационных агентств, деловых изданий и др.

Современные системные исследования СМИ призваны выявить, насколько упорядочены, обустроены, организованы средства массовой информации в соответствии с действующими в них системными закономерностями, насколько они ориентированы на информационные потребности социальной системы, различных общественных групп, их организаций, на потребности личности в реальных условиях жизнедеятельности общества.



Исследование системы СМИ опирается на требования системного подхода. Средства массовой информации как сложно организованный объект должны отвечать следующим его требованиям:

1) сохранять целостный характер, несмотря на существование разнообразных, отличающихся друг от друга СМИ, «работая» на единый конечный результат, формируя единое информационное пространство для всех членов общества, различных его групп, постоянное информационное взаимодействие в общественной системе;

2) располагать совокупностью оптимально организованных компонентов (технологическая, экономическая, редакционная, аудиторная, информационная подсистемы), каждый из которых активно взаимодействует со своей средой и друг с другом на основе присущих СМИ закономерностей, а их совокупность содействует формированию устойчивой и динамичной структуры средств массовой информации, устойчивых и динамичных процессов их функционирования;

3) иметь необходимый набор функций и так их реализовывать, чтобы удовлетворить информационные потребности личности, различных групп населения, общества в целом;

4) структура как способ связи компонентов, как строение системы должна располагать такой совокупностью газет, журналов, программ телевидения и радио, интернет-СМИ различного типа и профиля, которые могут способствовать выполнению этих функций;

5) СМИ должны быть организованной системой, иметь значительный потенциал самоорганизации, что помогает ей действовать в соответствии с развитием условий жизни общества, иметь для этого необходимые этические, правовые, организационные и иные отношения между участниками массовой информационной деятельности. В частности отношения координации, дисциплины, ответственности, профессионального долга, инициативы и др. Для осуществления организационных процессов необходимы соответствующие административно-управленческие структуры в составе редакций, издательств и др.

В центре внимания системных исследований – целостность средств массовой информации. Им должна быть присуща интегрированность, которая проявляется, прежде всего, в характере того конечного результата, который возникает в процессе функционирования и взаимодействия различных компонентов системы СМИ. Этот результат многозначен. Но его базовая характеристика – создание и непрерывное осуществление массовых коммуникаций, массового общения, информационного взаимодействия между всеми участниками различных видов социальной деятельности в масштабе всего социума.

Информационные связи, создаваемые посредством СМИ, обеспечивают коммуникацию в дифференцированном и интегрированном социальном процессе на всем социальном пространстве, во всей системе общественного разделения труда. Такое взаимодействие будет оптимальным, если оно создает возможность участия всей массы членов общества во всех процессах совместной социальной деятельности в соответствии с условиями жизни общества и ролью тех или иных групп в социальной системе. Прежде всего это взаимодействие содействует их участию в познавательных, образовательных, воспитательных, ценностно-ориентационных, организационно-управленческих и других процессах, действующих в масштабе всего общества. В конечном счете – в различных видах практической деятельности. На обеспечение этого результата направлена интегрирующая коммуникативная функция средств массовой информации. Она вбирает в себя многочисленные коммуникативные функции познавательного, образовательного, воспитательного, организационного и иных процессов, которые благодаря массовым коммуникациям обретают эффективные механизмы своего осуществления. Субъектами этих процессов выступают и журналистика как креативная целостность и другие виды духовной и духовно-практической деятельности, в том числе наука, искусство, политика, право и др. Таким образом, массовый информационный процесс опосредован функциями общественного сознания, различных его форм и состояний, характером взаимодействия между ними.

Формируемые в масштабе всего общества массовые коммуникации, информационные отношения обеспечивают целостный характер СМИ, если они:

– удовлетворяют информационные потребности личности, различных общественных групп и организаций, содействуя их активному участию в процессах экономической, политической и культурной жизни, во всех проявлениях жизнедеятельности общества;

– способствуют взаимодействию, сотрудничеству, координации и разделению труда между ними на основе совместно формируемых моделей поведения каждого социального субъекта;

– объективно и полно отражают условия жизни общества, продукты практической, духовной и духовно-практической деятельности людей, которые обогащают общественное сознание и оптимизируют процессы познавательной, ценностно-ориентационной и практической деятельности в масштабах всего общества и различных общественных групп;

– собирают, производят и распространяют информацию в соответствии с динамикой общественного развития;

– привлекают к производству информации все творчески активные силы, которые служат общественному прогрессу, создают и обогащают духовный потенциал общества;

– используют для массового информационного процесса современные информационные и коммуникационные технологии и др.

 

В современных условиях целостность системы СМИ подвергается серьезным испытаниям. Происходят значительные разрывы в информационном пространстве, нарушаются информационные связи между членами общества, различными категориями населения, между обществом и личностью, государством и его гражданами, регионами и центром и т.п. Эти и другие проблемы информационной безопасности требуют их безотлагательного решения.

Вступая в информационное общество, мы пока располагаем низким уровнем развития информационных и коммуникационных технологий, имеем низкий процент доверия членов общества к средствам массовой информации. У СМИ высокая степень зависимости от олигархической и политической элиты, для них характерны отчужденность от реальной жизни гражданского общества и другие отрицательные проявления, нарушающие целостность СМИ.

Целостность системы СМИ нарушается в следующих случаях:

– если различные участники социальной деятельности (личность, группа, организация и др.) располагают неравными возможностями доступа к массовой информации, удовлетворения своих информационных потребностей (информационное неравенство). Если у одних эти возможности позволяют в полной мере удовлетворять информационные потребности, а у других таких возможностей нет или их потребности удовлетворяются не полностью;

– если участвующие в социальных процессах имеют неравные возможности в распространении информации, своих взглядов, в обогащении, развитии духовного потенциала общества через массовый информационный процесс;

– если деятельность СМИ не ведет к оптимизации массовых информационных отношений – общенациональных, межрегиональных, внутрирегиональных и др.;

– если члены общества не имеют оптимального информационного механизма для консолидации, для вызревания их идейного и организационного единства, направленного на преобразование условий общественной жизни в соответствии со сложившимися объективными возможностями;

– если участники любого типа деятельности – духовной, духовно-практической и практической не имеют возможности полноценно взаимодействовать друг с другом для успешной совместной реализации их общественных функций.

Целостный характер СМИ дает следующие интегральные результаты:

– обеспечивает информационное взаимодействие всех участников социальной деятельности, осуществляемой в обществе;

– создает для каждого из них возможность адекватно и полно осознавать условия своего существования как личности, гражданина, члена той или иной социальной группы, организации, формировать свою позицию, свою модель поведения;

– формирует информационные механизмы и процессы непрерывного перехода индивидуальных духовных продуктов в общественное достояние, в содержание общественного сознания. Оно включает различные уровни сознания (теоретическое и обыденное, идеологию и общественную психологию), различные формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религию, искусство, науку), а также различные его состояния (общественное мнение, общественное настроение и др.);

– создается информационное взаимодействие внутри каждого вида деятельности в обществе – практической, духовной и духовно-практической, а также между ними, способствующее регулированию процессов совместных действий индивидов, различных групп, организаций, адекватных изменяющимся условиям жизни общества.

 

В чем заключается автономность, самодостаточность средств массовой информации как целостного образования в системе социального взаимодействия, сложившегося в обществе? В чем характер их целостности как системного объекта? В том, что они обеспечивают взаимодействие не просто между индивидами, а между ними как личностями, поднимают индивида до уровня личности. СМИ обращаются к индивиду как к действующему социальному субъекту, т.е. как к участнику тех или иных видов совместной, в масштабе общества или группы, рассредоточенной в пространстве социальной деятельности. Прежде всего как к участнику процессов деятельности практической: производства товаров и услуг, их распространения, потребления, процессов бытового, развлекательного характера и др. Они обеспечивают также его участие в деятельности духовно-практической: управления, образования, воспитания и т.п. Деятельности духовной: научной, художественной, публицистической, журналистской. Это не просто взаимодействие одного человека с другим. Это общение в масштабе всего общества, а также внутри больших социальных групп, рассредоточенных на значительном пространстве, информационное взаимодействие между этими группами. Таким образом, по сути своей речь идет о массовом взаимодействии, массовом общении, о взаимодействии общесоциальном. Благодаря тиражируемости, мультиплицированности СМИ в пространстве, их высокой динамичности познавательный процесс по освоению передаваемой информации происходит практически одновременно у значительного количества членов общества. На основе обогащенного и корректируемого знания у них возникает совместная позиция по отношению к происходящему, совместные планы действий. Таким образом, в процессе массового общения, массовой коммуникации происходит формирование и совершенствование общественных отношений.

Социальная деятельность нуждается во взаимодействии между ее участниками в масштабе всего общества и различных, рассредоточенных в пространстве, общественных групп. И средства массовой информации удовлетворяют эту общественную потребность, эту потребность личности, различных социальных групп, действующих в системе разделения труда. СМИ призваны содействовать такому общению, которое ведет к формированию и совершенствованию общественных отношений – политических, правовых, нравственных, эстетических и др., отвечающих реальным условиям жизнедеятельности всего общества.

Поскольку это информационное взаимодействие в социуме, СМИ выступают как информационный механизм, участвующий в функционировании общественного сознания: в переходе продуктов индивидуального, группового сознания в сознание общественное и обратно. Это и формирование общественного сознания на базе сознания индивидуального и группового. Это и «приобщение» к его содержанию членов общества. Иными словами, СМИ создают общение, информационное взаимодействие между теми, кто формирует духовный потенциал всего общества и кто осваивает его содержание для участия в соответствующей социальной деятельности.

Конечно, средства массовой информации, создавая массовое информационное взаимодействие в обществе, не являются единственным фактором формирования и совершенствования названных выше общественных отношений. Они не могут заменить собой всю деятельность общества по созданию различных духовных продуктов. Прежде всего деятельность по производству знаний, мнений, опыта, политических и иных программ совместных действий, идеологических концепций, правовых норм, этических, эстетических и иных ценностей и др. Средствам массовой информации не под силу «работать» за все духовные побудительные силы общества в современных условиях общественного разделения труда, самостоятельно формировать духовный потенциал. Активными участниками этих процессов выступают и наука, илитература, иискусство,и политика, и образование, и воспитание, и вся система организации и управления обществом.

Если СМИ станут активно подменять собой других участников познавательного, ценностно-ориентационного, организационного и других процессов, то это существенно трансформирует духовный потенциал общества, лишит его научной состоятельности, эстетической наполненности, идеологической и политической многоликости, подлинной социальности. Не случайно в современных научных дискуссиях часто идет речь о значительных проявлениях асоциальности современной российской журналистики. Такие трансформации отрицательно скажутся на многих видах социальной деятельности, усилят их отставание от реальных условий жизни общества, негативно трансформируют процессы общественного разделения труда.

Массовое взаимодействие в обществе создается печатью, телевидением, радиовещанием, интернет-СМИ не только ради самого общения, но также и для того, чтобы в ходе этого массового общения осуществлялись:

– познание объективных условий жизни общества и усвоение результатов этого познания всем социумом, различными общественными группами, всеми участниками социальных действий (познавательная деятельность);

– формирование социальных позиций, оценок по отношению к процессам, протекающим в природе и обществе. Отражение экономических и других общественных отношений в форме политических, правовых, нравственных, эстетических, философских представлений, установок, норм, ценностей. Формирование политических, нравственных, эстетических идеалов и их усвоение (социально-ориентационная деятельность);

– формирование проектов изменения материальной и духовной реальности, выработка единых целей, планов, программ, способов согласованных совместных действий членов общества в тех или иных видах практической, духовно-практической и духовной деятельности. Причем действий, адекватных условиям общественной жизни. Массовое общение личностей позволяет им и обществу в целом не отставать от динамичных перемен в условиях совместной деятельности и действовать адекватно этим переменам (организационно-управленческая деятельность).

Как мы видим, в массовом информационном процессе реализуются многочисленные функции науки, искусства, публицистики, журналистики (как креативной деятельности), сфер управления, образования, воспитания и др. Но это, как известно, функции, делегированные обществом отдельным видам деятельности в процессе общественного разделения труда. Конечно, исполнение этих функций отдельными участниками данных процессов имеет в большей или меньшей степени субъективный характер и нередко бывает дисфункциональным или даже противодействует имеющимся функциям. Здесь большой простор для манипуляции общественным сознанием, что и происходит на практике. И СМИ призваны регулировать этот процесс с точки зрения общественности, общественных интересов.

Итак, функциональное своеобразие СМИ существенно отличается от функционального своеобразия других коммуникативных систем. Средства массовой информации представляют собой систему коммуникаций, которая интегрирует общественную содержательность коммуникаций в отдельных сферах деятельности и удовлетворяет, гармонизирует прежде всего общественные потребности и потребности личности, различных групп и организаций в формировании духовного потенциала общества и его освоения всеми социальными общностями.

Наряду с коммуникативной составляющей целостность системы СМИ включает в себя также публицистическую, журналистскую деятельность, направленную на создание целостной документальной картины текущей действительности. Это сугубо духовная деятельность, которая появилась в результате общественного разделения труда и формирования различных видов духовной деятельности, прежде всего научной и художественной. Но наука призвана осуществлять теоретическое освоение действительности, познание законов и закономерностей природы и общества. Искусство как деятельность осуществляет художественное освоение мира. Конечно, художественные образы, создаваемые искусством, являются отражением действительности, но это образы типические, дающие обобщенные образные характеристики реальных процессов, основанные на творческом вымысле, творческой фантазии.

Однако «ниша» духовной деятельности, отражающей документально реальные процессы текущей действительности синхронно происходящим переменам в них, принадлежит журналистике, публицистике. Если при сравнительной характеристике предмета науки, искусства и журналистики использовать философские категории единичного, особенного и всеобщего, то можно прийти к следующим выводам. Всеобщее в явлениях действительности относится к предмету науки, особенное, типическое принадлежит искусству. А все подвижное содержание явлений, их беспрерывно изменяемые реальные формы проявления всеобщего и особенного входят в предмет журналистики. В системе средств массовой информации профессиональными работниками СМИ наносятся основные штрихи непрерывно воссоздаваемой картины непрерывно изменяющейся текущей действительности, видимая часть айсберга социальных явлений. В эмоционально-практическом, эмпирическом познании текущей действительности участвуют широкие слои общества в процессе предметно-конкретной деятельности и повседневной жизни. Те результаты этого познания, которые представляют интерес для общества в целом или для конкретных видов социальной деятельности, должны быть широко представлены в содержании средств массовой информации.

 

1.2. Типологические особенности периодики

 

Общие принципы систематики в печати. Многие исследователи считают, что у нас пока еще не выработана единая концептуальная схема по отношению к такому важному методу научного исследования, каким является типология журналистики. С этим мнением трудно не согласиться. В журналистской науке как бы по отдельности существует типология газет, журналов, книжной литературы, телевидения, радиовещания, интернет-СМИ, но пока еще не выработано единой типологии журналистики, типологии средств массовой информации.

Сложившееся положение отражает реальные условия развития теории журналистики в России. Журналистика в ней никогда не была автономна от политики, от идеологических устремлений правящих сил, от бюрократического аппарата. В российском субъективном факторе исторического процесса вряд ли когда-либо в полной мере доминировали те силы, которые адекватно осознавали реальные потребности общественного развития. Поэтому СМИ в господствующей идеологии и поддерживающих ее общественных науках рассматривались чаще всего как орудие, инструмент, средство осуществления идей различных политических сил, их стратегий и тактик. Различные коммуникативные стратегии довольно часто в той или иной степени противоречили потребностям общественного прогресса.

Идеи общественной трансформации, становления открытого, информационного общества, преодоления страной отставания в цивилизационном процессе приковывают сегодня внимание к коммуникативным аспектам социального прогресса. Добиться осуществления новых идей, торжества прогрессивных принципов общественного устройства, открыть широкую столбовую дорогу к информационному обществу невозможно на старой коммуникативной основе. Нужны новые коммуникативные стратегии, новые коммуникативные модели, которые содействовали бы современным потребностям социального взаимодействия, без которого немыслимо осознанное социальное действие.

Потребности в новых коммуникативных моделях особенно остро стали ощущаться научной общественностью в постсоветский период. Однако в типологических исследованиях наших дней значительное число работ из области эмпирической типологии. Теоретическая же типология пока не обрела должной методологической основы, чтобы на этой базе выстроить стройную систему знаний в данной сфере.

По нашему мнению, проблемы формируемой типологии журналистики можно решить на основе последовательного применения системного подхода, принципов и методов системологии. Средства массовой информации в целом представляют собой сложную социальную систему, включающую в себя различные множества однотипных системных объектов. Каждое из этих множеств вбирает в себя определенную совокупность СМИ, схожих между собой. Причем это сходство вместе с тем отличает данное множество от других множеств, входящих в систему СМИ.

В основе этого множества лежит отдельное структурное образование как интегрированный результат взаимодействия всех компонентов и процессов, принадлежащих системе СМИ. Таким структурным образованием является отдельный вид средств массовой информации: вид газеты, журнала, вид программы телевидения, радиовещания, вид интернет-СМИ. Тип же СМИ – это не просто мысленный аналог отдельного множества изданий определенной видовой тождественности, определенной качественной определенности, отличающей данное множество от других множеств. Тип – это идеализированный образ, идеализированная модель данного множества, характеризующая то, каким это множество должно быть в процессе складывающейся дифференциации в системе изданий и программ и в данных условиях функционирования системы СМИ.

Конечно, издания, входящие в то или иное типологическое множество, хотя и являются однотипными, тождественны только по своей сути. Тип издания никогда не может быть в сложных социальных системах аналогом существующего типологического множества. Тип – это идеализированная модель той или иной группы печатных СМИ, т.е. идеальный образ того, каким должно быть по своей сути каждое входящее в данное множество издание. Но это всегда общая для них качественная определенность, которая им присуща или к которой они близки по своим типологическим характеристикам. Качественная определенность как идеальный образ одна. Она осмысляется на уровне теории, на уровне научного знания.

В типологии содержание понятия типа – это обобщенная идеализированная модель определенного множества СМИ, которые имеют одинаковую для каждого из них качественную определенность, отличную от других множеств. И в системных объектах эту качественную определенность ученые называют целостностью данного объекта. Для типологии важно не только сформировать в научном исследовании мысленный аналог (модель) действующих в информационном пространстве средств массовой информации. Необходимо также сформировать их идеализированную модель на базе современного научного знания и сопоставить реальное с идеальным.

Каждой качественно определенной системе свойствен особый тип взаимодействия. Журналистика, являясь социальной системой, обеспечивает взаимодействие между людьми как создателями, распространителями и потребителями массовых информационных продуктов, как активными участниками различных видов социальной деятельности, испытывающими потребность в получении, а также в создании и распространении массовой информации. Это читатели, радиослушатели, телезрители, пользователи интернет-СМИ. Это авторы различных произведений, текстов, их редакторы, организаторы массовой информационной деятельности. Это участники различных видов социальной деятельности, которые имеют потребность в обеспечении массовой коммуникации между субъектами этих видов деятельности (в том числе представители пресс-служб, служб по связям с общественностью, рекламных агентств и служб).

В массовом общении, которое представляет собой не только передачу и прием сообщений, но и обогащение и потребление содержания духовного потенциала общества, участвует несколько типов общностей:

1) аудиторная общность, которая охватывает собой значительную часть населения и испытывает потребность в массовой информации;

2) авторская и иные виды общностей, поставляющие информационные продукты в редакции;

3) внутриредакционная общность, включающая журналистов, редакторов, режиссеров, операторов и других редакционных работников.

 

Специфика СМИ как типа коммуникативной деятельности формирует и систему типологических признаков, которые участвуют в создании структуры средств массовой информации.

1. Это, прежде всего, признаки, обусловленные особенностями компонентов системы СМИ: ее технологической, экономической, редакционной, информационной и аудиторной подсистем, их взаимодействиями со своей средой.

2. Это также признаки, определяемые характером многочисленных функций журналистики как коммуникативной и креативной системы. В этом случае СМИ способствуют реализации функции не только журналистики, но и коммуникативных функций различных видов духовной (научной, художественной), духовно-практической (управленческой, образовательной, воспитательной) и практической деятельности, опираясь на функции общественного сознания.

3. Это и признаки, обусловленные процессами организации и самоорганизации системы СМИ.

Таким образом, типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками являются:

технологические: используемые коммуникационные технологии (печать, телевидение, радио, интернет-СМИ как технологические системы); формат изданий и программ; тираж, объем издания, продолжительность вещания; периодичность выхода (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал), время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения, радио и др.);

экономические признаки. По формам собственности (государственная, государственно-капиталистическая, собственность общественных организаций, иностранный капитал). По характеру инвестиций, преобладающих в редакционном бюджете (инвестиционные бюджеты: за счет государства, спонсоров и др.; рекламные бюджеты: за счет поступлений от рекламы; коммерческие: подписка, розничная продажа информационных продуктов и услуг и др.). По результатам хозяйственной деятельности (доходные или убыточные СМИ) и др.

аудиторные (по характеру различных аудиторных групп);

редакционные;

характер, тип информации;

целевое назначение СМИ (по характеру осуществляемых функций);

организационные признаки: по характеру учредителей, издателей, владельцев СМИ, эти цели реализующих, использующих различные организационные модели: организационно-правовые (ОАО, ЗАО, АОЗТ, ТОО и др.); организационно-политические (СМИ, учредителем или издателем которых являются государственные органы, а также партийные, профсоюзные и другие организации гражданского общества); организационно-экономические (отраслевые, ведомственные, корпоративные СМИ); СМИ различных научных, образовательных организаций; СМИ творческих союзов, театральных и других обществ и др.).

Интегративным признаком определенного типологического множества изданий является схожий коммуникативный результат каждого из них, а также результат функционально-целевой: познавательный, образовательный, аксеологический, эстетический, воспитательный, организационный и др. Результат, схожий для всех изданий данного типологического множества и отличающий их от других множеств. Этот результат должен быть не второстепенного, а сущностного характера.

Многие системные закономерности средств массовой информации, осознанные наукой, формируются в принципы типологии СМИ. Их основой являются принципы системного и структурно-функционального подходов, общенаучные принципы типологического исследования.

В процессе системного исследования СМИ необходимо руководствоваться различными принципами типологии, в том числе:

1. Принципом целостности системы СМИ. В условиях общественной трансформации тип коммуникативных отношений по целому ряду параметров пока не соответствует требованиям становления демократического общественного устройства, информационного общества. Каковым является в действительности тип существующих коммуникаций? Каков должен быть интегральный результат функционирования системы СМИ, каковы должны быть структурно-функциональные и иные особенности системы и ее компонентов, чтобы она действовала оптимально, адекватно общественным потребностям, условиям жизни общества? Какие причины мешают и факторы содействуют процессам оптимизации системы? Принцип целостности системы СМИ способствует объективным ответам на эти вопросы.

2. Принципом единства системы СМИ и ее среды. Так,развитие материального и духовного потенциала общества пока недостаточно активно влияет на преобразования в технической, экономической, редакционной и иных сферах СМИ. Слабо развиваются массовые интернет-СМИ, спутниковое, кабельное, цифровое телевидение. Духовный потенциал общества, накопленный в сферах науки, искусства, образования, воспитания, управления, пока слабо отражается в содержании СМИ.

3. Принципом дифференциации и интеграции СМИ в соответствии с информационными потребностями личности и общества, гражданина и государства, различных групп участников духовной, духовно-практической и практической деятельности.

4. Принципом структурно-функциональной идентичности. Структура должна «служить» функциям системы СМИ. Вместе с тем часто структура отстает от процессов развития и актуализации функций. Например, аналитических, информационных. С другой стороны, существует структурно-функциональная «гиперболизация» (например, развлекательные издания и программы).

5. Принципом дифференциации СМИ в соответствии с процессами общественного разделения труда, развития различных видов духовной, духовно-практической и практической деятельности. В том числе в соответствии с развитием территориального разделения труда и образованием различных территориальных общностей.

 

Все эти принципы важны прежде всего при формировании типологической доминанты того или иного типа издания, того или иного типологического множества. Среди исследователей типологии печати существовало два основных подхода при выделении главного типообразующего признака. Одни считали этим признаком характер аудитории издания, другие – целевое назначение этого издания. Отрицать важность того и другого признака не следует, как не следует забывать и о том, что в печати, как и в других СМИ, мы имеем дело с информационным взаимодействием. Наряду с потребностями аудитории в информации существуют потребности в информировании со стороны тех, кто отражает условия существования общества и обогащает общественное сознание, духовный потенциал общества различными духовными ценностями – знаниями, мнениями, проектами социального развития, опытом, образцами поведения и др. В процессы массовой коммуникации включены публицистика, наука, литература, искусство, политика, вся система управления обществом с широким многообразием их коммуникативных функций. Их реализация способствует осуществлению познавательных, образовательных, воспитательных, идеологических, организационно-управленческих и других функций общества, общественного сознания. Массовое общение посредством СМИ формирует и корректирует общественные отношения в соответствии с развитием условий жизни общества.

Типологическую доминанту отдельного множества изданий следует искать в соотношении цель – средство – результат как интегрированную результативность каждого однотипного издания. Если перед нами общероссийская, общенациональная газета, то ее аудиторная составляющая – удовлетворение потребностей в массовой информации общероссийской аудитории, а целевое назначение – создание массовых коммуникаций в общероссийском масштабе. Поскольку это газета, которая является средством удовлетворения аудиторных потребностей и реализации целевого назначения издания, то она осуществляет свою деятельность в рамках специфических функций газеты как типа издания. Причем функциональные модели этой газеты могут быть различными в зависимости от того, является она ежедневным или еженедельным изданием. Располагает ли она большим или малым количеством полос, универсальна ли она или специализирована по своим функциям и тематике и т.д. Все эти характеристики могут по степени их значимости содержаться в типологической доминанте издания.

Если мы говорим об аналитическом журнале («Эксперт», «Профиль» и др.), то это качественное издание, а не массовое. Его аудиторные потребности – это потребности экономической и политической элиты, а целевое назначение – деловые, политические коммуникации между представителями групп умственного и организаторского труда. Журнал как средство удовлетворения соответствующих потребностей, несмотря на то, что он еженедельный, имеет по отношению к газете свою специфику.

Характер аудитории печати.Читательская аудитория газет и журналоввключает в себя лишьчасть своей потенциальной аудитории. Отсюда механизмы социального взаимодействия, которые осуществляются посредством печати, часто носят фрагментарный характер, существуют серьезные разрывы в социальных контактах между участниками духовной (наука, искусство) и духовно-практической (управление, образование, воспитание) деятельности, между ними и участниками деятельности практической (производство, сферы услуг и др.). Происходящие перемены в социальной дифференциации, в общественном разделении труда необходимо полнее учитывать, чтобы структура аудитории периодики полнее отражала социальную структуру общества, вбирала в себя значительную массу людей из основных общественных групп. Это касается и административно-территориальных общностей, и производственно-профессиональных групп, и женской и мужской аудиторий, и различных конфессий, и многих других групповых образований.

Хотя аудиторные потребности оказывают все более возрастающее влияние на структуру СМИ, однако аудиторный фактор еще не стал доминирующим в воздействии на коммуникативную деятельность прессы. По мнению исследователей, в массовом информационном пространстве России существует два основных коммуникативных стиля. Первый из них практикует широкое использование различных источников информации. Второй стиль – традиционный, который ориентируется на минимальное количество источников, прежде всего на телевидение. Более активно включены в состав читателей представители среднего класса, в том числе из сферы бизнеса, из других групп организаторского и некоторых групп умственного труда. В значительной степени отчуждены от печатных СМИ многие представители небольших этнических групп, молодежи, детей и подростков, люди пожилого возраста. Это обусловлено прежде всего низким платежеспособным спросом значительной массы населения.

Первое обстоятельство в значительной мере учитывается в практике печати: возникает все больше газет и журналов для групп умственного и организаторского труда, политической, экономической и художественной элиты.

По аудиторному типологическому признаку выделяются различные типы изданий, в том числе:

1. Национальные (общероссийские). К ним относятся:

1)массовые издания, программы, которые универсальны или специализированы по функциям и тематике и аудитория которых включает значительную часть населения, проживающего на всей территории страны;

2)«качественные» издания, которые универсальны или специализированы по функциям и тематике и адресованы представителям элиты, лицам умственного, организаторского труда. В их числе и деловые, обеспечивающие коммуникации между представителями бизнеса;

3) издания, специализированные по отдельным аудиторным группам в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в других отраслях производства, образования, культуры, быта, адресованные представителям различных профессийи т.п. Они могут быть универсальными по функциям и тематике или специализированы по этим показателям. В их числе – и активно развивающиеся в современных условиях корпоративные печатные СМИ;

4) издания бульварного типа. Они ориентируются в значительной мере на психологию толпы, на ее потребности и интересы, на более низкие уровни массовой психики;

5) для возрастных групп: детей, подростков, молодежи, людей среднего возраста, пожилых;

6) для женщин и/или мужчин;

7) для родителей («Родители», «Няня», «Наш малыш» и др.);

8) для малых групп (семья, землячество, клуб и др.);

9) для различных групп верующих (православные, католики, мусульмане и др.);

10) для членов и актива различных партий, профсоюзных, молодежных и др. организаций;

11) для групп населения, выделяемых по другим признакам.

 

2. Наряду с общероссийскими газетами и журналами существуют издания внутрироссийских и международных общностей:

1) для населения федеральных округов;

2) для этнических общностей, населения республик, автономных областей и национальных округов;

3) издания краевых, областных, городских, районных территориальных общностей;

4) для аудитории изданий, адресуемых работникам отдельных предприятий промышленности, сельского хозяйства, транспорта, учреждений науки, культуры, вузов и др.;

5) длямежэтнических, межтерриториальных групп;

6) адресованные населению одного или нескольких экономических районов и другим общностям людей;

7)транснациональные, глобальные издания (аудитория объединяет группы населения различных стран).

Внутри каждой из этих групп может быть дифференциация, которая группирует универсальные издания и программы, а также специализированные по функциям и тематике.

В региональной газетной периодике в постсоветский период востребованными оказались все традиционные типы изданий, и прежде всего республиканские, краевые, областные, городские, районные и многотиражные (низовые) газеты (см. таблицу 1). Многим из них предрекали гибель. Но возрастающие потребности коммуникаций внутри территориальных и межтерриториальных общностей преодолевают экономические и иные трудности. Конечно, пока типологические черты этих изданий в недостаточной мере преобразуются в соответствии с требованиями общественных перемен. Сильна зависимость от властных и коммерческих структур, рекламных инвестиций. Невелик покупательский спрос многих категорий читателей.

 

Таблица 1

ВЫПУСК РЕГИОНАЛЬНЫХ ГАЗЕТ[1]

Типы изданий Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млрд экз.
ВСЕ ГАЗЕТЫ 47,6 129,7 180,3 9,6 6,6 6,2
Республик, автономных обл. 3,9 10,1 6,7 0,9 0,6 0,3
Краев и областей 15,5 32,4 24,3 4,0 1,5 0,9
Городские 14,9 68,5 102,3 3,0 3,7 3,8
Районные 9,5 7,9 8,9 1,5 0,6 0,6
Низовые 3,7 10,4 10,7 0,2 0,2 0,1
Окружные 0,1 0,4 0,4 0,02 0,02 0,03
Межрегиональ-ные 3,0 0,03
Прочие 23,6 0,4

Целевое назначение изданий.Этот важный типологический признак вызывает к жизни многочисленные типологическиегруппы газетной и журнальной периодики. Основа дифференциации изданий – разветвленная совокупность функций печати как коммуникативной системы, опирающейся на коммуникативные потребности как информируемых, так и информирующих, способствующей гармонизации их интересов.

На типологическую дифференциацию влияют не только разнообразные информационные, аналитические и иные журналистские, публицистические функции. В эту обойму входят также и коммуникативные функции политики, экономики, науки, искусства, сфер образования, воспитания, практической деятельности. На основе целей различных видов духовного производства (наука, литература, искусство, публицистика, журналистика и др.) в массовых коммуникациях формируются издания и программы:

– массово-публицистические, отражающие публичную сферу, текущую действительность в произведениях жанров журналистики, публицистики;

– литературные;

– художественные;

– художественно-публицистические;

– литературно-художественные;

– культурно-просветительные;

– для развлечения, игр, проведения досуга;

– учебные и методические;

– научные;

– научно-популярные;

– научно-практические;

– научно-производственные;

– производственно-практичеcкие;

– официально-документальные;

– религиозные;

– рекламные;

– информационные;

– другие издания (см. таблицы 2 и 3).

 

Издания дифференцируются по целевому назначению с учетом характера их участия в осуществлении функций политики, экономики, в поддержке тех или иных идеологических, политических, религиозных и иных течений. Издания могут быть сугубо пропагандистскими, агитационными, привлекая широкие слои населения в ряды сторонников тех или иных партий, движений, общественных организаций и др. Созданы и развиваются широкие системы корпоративных СМИ.

СМИ могут входить в медиагруппы, лояльные к политике правительства или оппозиционные к ней, исповедовать взгляды правых, левых, центристов, придерживаться различных идеологических концепций – либеральных, коммунистических, национал-патриотических, социал-демократических и др. По всем этим признакам они могут быть распределены на группы: проправительственная, оппозиционная, правая печать и т.п.

 

Таблица 2

 

ВЫПУСК ЖУРНАЛОВ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

 

Типы изданий Число изданий Разовый тираж, млн экз. Годовой тираж, млн экз.
Научные 0,8 0,4 2,7 3,5 2,4 22,7
Информа-ционные 0,5 2,5 0,2 3,5 27,9 0,9
Методичес- кие 1,1 1,1 0,8 9,1 9,7 14,1
Научно-практические и производст- венные 3,3 5,9 34,8 61,5
Научно- популярные 1,4 3,7 2,8 15,2 38,5 23,1
Литературно- художеств. 4,8 3,3 0,6 17,8 4,4 6,1
Издания для досуга 9,6
Духовно-просветитель- ские 0,2 1,5
Рекламные издания 9,9
Официаль- ные издания 0,1 0,2 0,1 0,8
Справочные издания 0,5 2,3 3,3 21,7

 

 

Таблица 3

 





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1480; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.156.39.44
Генерация страницы за: 0.038 сек.