Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И закономерности их взаимосвязи




Материя и движение. Классификация форм движения материи

Философское осмысление сущности материи требует конкретизирующего выделения ее коренных универсальных качеств (атрибутов), присущих любой форме и уровню материальных явлений. Современная философия выделяет и исследует в качестве главных следующие атрибуты материи: движение (развитие), пространство, время, структурность (многообразие и связность материальных форм), отражение (способность объекта воспроизводить в своих свойствах и структуре особенности взаимодействующих с ним объектов).

Под движением понимается любое изменение объекта, любой его переход из одного состояния в другое. Как уже отмечалось, в философии и науке XVII-XVIIIвв. под влиянием достижений классической механики, которая была наиболее развитой и обоснованной наукой той эпохи, движение рассматривалось односторонне-механически, отождествлялось с пространственным перемещением. Следует отметить, что и в настоящее время в обыденном мышлении движение нередко понимается чисто механически, т.е. как механическое перемещение в пространстве. Однако уже в XIX веке многообразные открытия в естествознании и гуманитарных науках (эволюционная теория Ч.Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, социально–исторические и этнографические исследования), бурное развитие капитализма, революционных, демократических и других социальных движений показали ограниченность механистической картины мира и послужили основой для разработки более развитой многомерной философской концепции движения. Основные положения этой концепции заключаются в следующем:

* Любому бытию присуще специфическое движение. Невозможно понять какой-либо вид бытия, отвлекаясь от его движения. Понятие движения охватывает и преобразования элементарных частиц и распространение электромагнитных волн, и химические реакции, и обмен веществ в живых организмах, и процессы в обществе, движение всемирной истории, и эволюцию биосферы, и термоядерные процессы на Солнце, других звездах и т.п. Как считал выдающийся мыслитель античности Аристотель (384-322 г.г. до н.э.), незнание движения ведет к незнанию причин. Это положение получило в современной науке многообразные подтверждения. Благодаря движению обеспечивается существование и воспроизводство материальных объектов, формирование их структур и качеств, преобразование и развитие. Каждому виду материи соответствует свой специфический тип движения. В наиболее общей форме закономерная взаимосвязь материи и движения может быть выражена в следующих положениях: движение универсально и абсолютно, оно является всеобщим атрибутом материи, способом ее существования. В мире нет материи без движения, как нет и движения без материи. Последнее означает невозможность существования движения самого по себе, вне своего материального носителя.

* Существенным моментом движения является покой. Метафизическое мышление противопоставляет движение покою, рассматривает их как антиподы. С точки зрения диалектики движение и покой составляют единство противоположностей. Покой - это моменты стабильности, устойчивости, равновесия в процессе движения. Покой как и движение присущ любой конкретной форме материи. Благодаря покою существуют качественная определенность вещей, их границы, стабильные, устойчивые, равновесные формы. Однако в отличие от движения, которому присуща абсолютность, покой всегда относителен. Это означает, что объект может покоиться лишь в определенных отношениях, в других отношениях он движется, изменяется. Так, например, дерево покоящееся относительно земной поверхности, в то же время движется вместе с нашей планетой вокруг Солнца, вращается вместе с ней вокруг земной оси. В нем происходят сложные физико-химические и биологические процессы, взаимодействие со средой, рост, развитие и т.п. Таким образом, покой не только не исключает движения, но и является его особым, а во многих случаях существенно необходимым, дополняющим моментом (например, сон, отдых у человека и высших животных).

* Движение материи происходит в качественно различных формах, закономерно взаимосвязанных между собой. Мысль о том, что видов движений и изменений столько же, сколько и видов сущего, была сформулирована еще в учении Аристотеля: “Для количества имеется рост и убыль, для качества - превращение, для пространства - перемещение, для сущности... возникновение и уничтожение”1. В последней четверти XIX в. Ф.Энгельс, обобщая данные науки своего времени, предложил следующую классификацию форм движения материи: механическая (пространственное перемещение тел), физическая (электромагнетизм; гравитация; оптические, звуковые, тепловые процессы, изменения агрегатных состояний веществ и др.), химическая (взаимодействия атомов и молекул, приводящие к появлению новых веществ), биологическая ( жизнедеятельность и развитие живых организмов), социальная (общественные явления и процессы). В основу данной классификации положен принцип исторического развития материи, закономерного генезиса ее высших, сложных форм из предшествующих им более простых, низших форм.

Классификация Энгельса, несмотря на более чем столетний период с момента своего создания, сохраняет фундаментальное научное значение. Ее ценность обусловлена прежде всего верно схваченной тенденцией единого закономерного мирового процесса развития материи. Благодаря этому качеству данная классификация составляет ядро научной картины мира. Она создает основу для выявления закономерных генетических и структурных связей между формами движения материи. Эти закономерные связи, намеченные еще Энгельсом, могут быть определены следующим образом:

1. Высшие формы материи возникают и существуют на основе низших. Так например, протекание химических реакций обусловлено многообразными физическими взаимодействиями и силами, требует механического контакта реагентов. Возникновение жизни исторически обусловлено развитием сложного комплекса физико-химических и механических процессов на нашей планете.Возникновение человека (общества) обусловлено развитием биологических форм во взаимодействии со всеми другими низшими формами.

2. Высшие формы движения включают в себя низшие, подчиняя их своим закономерностям. Общеизвестно, что физико-химические и механические процессы в живых организмах протекают не стихийно и хаотически как в неживой природе, а упорядоченно, под контролем биологических регуляторов. Человек, сохранив свои биологические функции, осуществляет их существенно иначе чем животные, руководствуясь нормами культуры, социальными традициями, используя социальные технологии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.