Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Зрительное восприятие и его свойства при нормальном и нарушенном зрении




Зрительное восприятие — очень сложный, многоуровневый, системный процесс, выполняющий отражательную и регулятивную функции в поведении человека. Многомерная иерархия этого системного образования включает ощущения, в той или иной мере некоторые процессы внимания, памяти, мышления, а иногда эмоциональные и другие компоненты. Акт восприятия связан с обнаружением объекта, выделением и различением его признаков: яркости, контраста между светлыми и темными частями, цвета, контура, формы, размера, местоположения в пространстве, ориентации, его отдельных деталей и т. д. На основе комплекса признаков, их мысленного анализа и синтеза формируется зрительный образ, который сличается с образом-эталоном, сформированным в предыдущем опыте и хранящимся в памяти. Сличение может быть сукцессивным, состоящим в последовательном переборе и сравнении признаков формирующегося образа и эталона, либо симультанным — одномоментное сопоставление образа и эталона. В результате сличения осуществляется категоризация — отнесение образа, соответствующего воспринимаемому объекту, к определенной категории (растения, животные и т. д.).

Зрительное восприятие характеризуется целым рядом свойств. Избирательность восприятия — выделение среди многообразия объектов и явлений только определенных, на которые направлено наше внимание. Свойство избирательности связано не только со вниманием, но и с мотивацией, установками, интересами, эмоционально-волевой сферой индивида. При глубоком слабовидении,и остаточном зрении грубые нарушения сенсорного отражения вызывают снижение эмоциональных воздействий некоторых признаков объектов (например, цвета), ослабляют интересы к зрительной среде, что уменьшает активность и избирательность восприятия.

Такое фундаментальное свойство восприятия как предметность полностью определяется качеством отражения в нашем мозгу признаков и функций объектов внешнего мира. Производными от этого свойства являются целостность, детальность, осмысленность восприятия. Вследствие обедненного сенсорного отражения предметность восприятия может нарушаться, что часто приводит к схематизму зрительных образов. В ходе коррекционных занятий управление процессами восприятия, формирующее навыки наглядно-действенного обследования объектов и наблюдательность, может способствовать определенной компенсации нарушений свойства предметности.

При нормальном зрении в сознании индивида формируется целостный образ объекта. Это свойство восприятия связано с механизмами памяти (сукцессивное или симультанное сличение образа с эталоном) и мышления (операции анализа и синтеза). При нарушениях свойства целостности восприятие становится фрагментарным, обусловливая неполное и неточное отображение в сознании внешнего мира. В ходе коррекционных занятий компенсация нарушений целостности восприятия осуществляется на основе развития ориентировочно-исследовательской деятельности детей в зрительной среде, максимального вовлечения в процесс восприятия мнемических и мыслительных механизмов.

Свойство детальности (структурности) восприятия связано с мыслительной операцией конкретизации — умением использовать знания общих свойств объектов в процессе восприятия одного из них. У слабовидящих и частичновидящих, как правило, существенно страдает детальность восприятия, что обусловлено грубыми нарушениями сенсорного отражения.

Апперцепция — связь восприятия с прошлым опытом, влияние накопленного зрительного опыта на процесс восприятия. Это свойство реализуется в результате извлечения материала из памяти, сопоставления его с событиями текущего момента. Сужение сферы чувственного опыта, наблюдающееся при слабом и остаточном зрении, ухудшает апперцепцию. Неумение интерпретировать увиденное вследствие недостаточного предыдущего опыта нарушает осмысленность восприятия, что в свою очередь ухудшает запоминание зрительного материала. Начатые в раннем детском возрасте и систематически проводимые в течение длительного времени коррекционные занятия могут существенно расширить сферу зрительного опыта и тем самым компенсировать нарушения апперцепции.

Уровень сформированности и объем прошлого опыта определяют свойство антиципации — опережающего отражения, которое основано на способности принимать решение об объекте с определенным пространственно-временным упреждением. Реальному восприятию объекта предшествует антиципирующее представление о нем, т. е. заранее извлекается из памяти соответствующий эталон; до принятия решения об образе подготавливаются варианты возможных идентификаций. Антиципация имеет несколько уровней: субсенсорный (подсознательный), перцептивный, уровень представлений, речемыслительный. Прослеживание движения объектов осуществляется на сенсомоторном уровне. Перцептивная антиципация включает процессы оперативной и долговременной памяти, синтез прошлого опыта и формирование установки на конечный результат. На уровне представлений антиципация проявляется в виде возникновения визуальных схем, панорамных образов. На речемыслительном уровне антиципация связана с обобщением, формированием гипотезы об объекте, событии. Таким образом антиципация обеспечивает неразрывную связь между ощущениями, восприятием, представлениями и мышлением, т. е. является важнейшим механизмом регуляции восприятия. Она определяет преднастройку зрительного восприятия и связанных с ним психических функций, быструю ориентировку в зрительной среде, преемственность актов восприятия, континуальность (пространственно-временную “слитность”) в картине внешнего мира. При отсутствии свойства антиципации или же его плохой сформированности восприятие чрезмерно дискретно, фрагментарно. Внешний мир может выглядеть как нечто, состоящее из отдельных кадров.

Константность восприятия — способность узнавать объект независимо от изменения условий освещенности, расстояния его от глаз, ориентировки, местоположения и других переменных факторов. У слабовидящих и частичновидящих зона константного восприятия в разной степени сужается. С помощью специальных приемов и длительной тренировки в ходе коррекционных занятий зона константного восприятия может быть расширена.

Обобщенность восприятия — абстрагирование от случайных признаков, элементов, выделение существенных свойств и связей объекта и на их основе отнесение его к определенной категории. Свойство обобщенности неразрывно связано с мыслительными операциями (анализом-синтезом, сравнением, абстрагированием, обобщением). Абстрагирование от случайных и выделение существенных признаков, функций объекта зависит от точности и полноты сенсорного отражения. При глубоком слабовидении и остаточном зрении невозможность вычленить в объекте существенные признаки, фиксация внимания на случайных элементах, которые ребенок может различить, приводит к снижению уровня обобщенности восприятия.

Итак, зрительное восприятие — это формирование и развитие образа объекта в процессе отражения его свойств. Сенсорный образ составляют в совокупности все признаки объекта; они могут сохраняться на разных уровнях памяти, извлекаться из нее с целью идентификации воспринятого объекта. Для регуляции деятельности и поведения детей недостаточно только сенсорных данных. Очень важно выделение в них существенного и закономерного, определение их семантического значения. В связи с этим в ходе коррекционных занятий необходимо формировать системный зрительный образ, содержащий не только сенсорный материал, но и понятийные, семантические компоненты.

При нормальном зрении восприятие тесно связано с языком и речью. В зрительном образе гармонично сочетаются чувственные и семантические компоненты. У детей с глубокими нарушениями зрения интенсивное и раннее развитие словесной речи может создать систему вербальных образов, которые будут слабо связаны с сенсорными данными. Нарушится гармоничное соотношение чувственного и семантического компонентов зрительных образов — представлений. Систематические и длительные коррекционные занятия крайне необходимы для преодоления разрыва между зрительным образом и словом, а также вербализма представлений у слабовидящих и частичновидящих детей.

На основании вышеизложенного очевидно, что при нормальном зрении все свойства зрительного восприятия в большей или меньшей степени связаны с другими психическими процессами: вниманием, памятью, мышлением, речью, мотивацией, эмоциями и т. д. Уровень внимания определяет избирательность восприятия, умение ребенка выделить из окружающего нужный предмет, изображение, рассмотреть его детали. Восприятие и память неразрывно взаимосвязаны, так как зрительные образы формируются, опознаются, сохраняются на разных уровнях памяти. Зависимость восприятия от мышления проявляется уже на этапе формирования образа, включающем различение и интегрирование признаков объектов. Сличение зрительных образов с хранящимися в памяти эталонами, их идентификация и категоризация — мыслительные операции. Процесс восприятия идет от элементарного анализа чувственных данных (ощущений) к формированию обобщенных представлений. Образ не является застывшим образованием, которое остается неизменным. Не только формирование зрительного образа, но и его сохранение в памяти характеризуется процессуальностью, динамичностью. Зрительный образ нельзя формировать в отрыве от других психических функций и конкретной задачи, которая ставится перед индивидом.

Связи восприятия и других психических процессов образуются в онтогенезе в течение длительного периода времени (до 15—16 лет).

В специальные школы для слабовидящих и слепых поступают дети, которые имеют глубоко поврежденное зрение с рождения или же с раннего возраста. Это сопровождается существенными нарушениями сенсорного отражения пространственно-временных характеристик объектов, что влечет за собой изменения свойств восприятия, затрудняет онтогенетическое формирование его связей с другими психическими функциями. У поступающих в специальные школы для детей с нарушениями зрения не сформирован такой богатый набор зрительных образов — представлений, который имеется у нормально видящих детей уже в дошкольном возрасте. Следует учесть, что развитие восприятия — это не только накопление различных образов-эталонов, признаков, структур, фигур, выделяемых из фона. Развитие восприятия предполагает также формирование и совершенствование всех компонентов других психических функций, которые неразрывно связаны с его динамическим процессом.

Все изложенное свидетельствует о необходимости коррекционной работы по развитию зрительного восприятия в начальных классах специальных школ для детей с нарушениями зрения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.