Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4.2. Основные средства языка программирования VB .NET




 

4.2.1. Синтаксис, семантика, алфавит и лексемы языка VB

4.2.2. Типы данных, способы их объявления и области видимости переменных и констант

4.2.3. Выражения, встроенные функции и методы

4.2.4. Преобразование данных в выражениях и операторе присваивания

4.2.5.Задачи для самостоятельного решения по теме «Основные средства языка

программирования VB»

4.2.6. Тестовые задания «Основные средства языка программирования VB»

 

4.2.1. Синтаксис, семантика, алфавит и лексемы
языка VB

Содержательно язык программирования – это средство общения между человеком (программистом) и компьютером (исполнителем). Рассматривая любую знаковую систему (в том числе и язык программирования), обычно выделяют синтаксис - правила построения сообщений в этой системе, семантику – правила истолкования сообщений тем, кому они адресованы, а также прагматику, сопоставляющую сообщения желаниям того, от кого они исходят.

Всякий язык программирования, в частности, VB, можно определить как множество предложений (строк) – т.е. некоторое множество конечных последовательностей элементарных единиц из некоторого непустого конечного множества символов (алфавита), называемого словарем языка. Понятно, что при таком рассмотрении языка программирования мы только фиксируем множество символов, которые можно использовать для записи программ, а также класс допустимых (или, как принято говорить, синтаксически правильных) программ, не сопоставляя никакого смысла этим синтаксически правильным программам.

Ясно, что задавать множество допустимых программ исчерпывающим их перечислением невозможно. Желательно, чтобы описание языка было обозримым (заведомо конечным), хотя описываемый язык может быть и бесконечным. Обычный подход, удовлетворяющий этому требованию, состоит в том, что предложения (строки) языка строятся по определенным правилам, в совокупности составляющим то, что называют грамматикой языка. Эти грамматические правила приписывают предложениям языка некоторую синтаксическую структуру, которая используется в дальнейшем при определении смысла предложений.

 

Грамматика языка может быть описана различными способами. Например, ее можно задавать в виде порождающей системы формальных и неформальных правил, т.е. набора правил, применением которых можно породить все предложения языка и только их. При описании конструкций языка VB мы будем применять способ, использующий неформальные правила описания предложений языка VB.

 

Семантика языка программирования – это правила придания смысла синтаксически правильным программам. В конечном счете, эти правила определяют ту последовательность действий вычислительной машины, которую она должна выполнить, работая по данной программе. Например, семантика языка команд компьютера определяется самим компьютером: машинная программа описывает в точности то, что реализует вычислительная машина при работе по данной программе. Аналогично семантика языка программирования высокого уровня может быть определена через описание правил выполнения соответствующей виртуальной машины.

Алфавит языка использует для записи программ сравнительно небольшое множество литер (символов), доступных на устройствах ввода-вывода реальных ЭВМ. Предполагается, что входной алфавит содержит буквы русского и латинского алфавитов, десятичные арабские цифры и некоторое количество специальных литер, таких как пробел, точка, запятая и т.п.

Таким образом, в алфавит языка программирования VB входят:

· прописные (A – Z) и строчные (a – z) буквы латинского алфавита;

· прописные (А – Я) и строчные ( а – я) буквы кириллицы;

· цифры от 0 до 9;

· символ подчеркивания – _;

· неизображаемые символы (пробел, табуляция, переход на новую строку);

· специальные символы, участвующие в построении конструкций языка: +- */; \^ =><[ ] ().:{} ’ ”& @;

· составные символы, воспринимаемые как один символ: <= >= <>.

 

Для записи даже элементарных конструкций языка VB используются не отдельные литеры (символы) входного алфавита, а слова, называемые лексемами. При этом символы, образующие лексему, теряют свою индивидуальность: смысловое значение, приписываемое лексеме семантикой, не обязано вытекать из смысловых значений составляющих ее символов.

Множество лексем образует словарь языка. Он включает в себя следующие четыре группы лексем:

· множество специальных символов, состоящее из знаков операций (например, +, * и т.д.) и ограничителей (например, точка, запятая и т.п.);

· множество зарезервированных (ключевых) слов (например, Sub, End, If и т.д.);

· множество идентификаторов, используемых в качестве имен констант, переменных, типов, объектов, модулей, процедур и функций и т.д.;

· множество изображений константных значений, состоящее из целых и вещественных чисел и символьных и строковых констант и т.д.

 

Рассмотрим правила использования некоторых лексических элементов.

 

Идентификаторы – это имена лексического элемента языка программирования. Для выбора имен и лексического элемента языка следует придерживаться следующих правил:

· имя должно состоять только из символов латинского алфавита или кириллицы (регистр значения не имеет), цифр и символа подчеркивания;

· имя должно начинаться с буквы;

· имена не могут совпадать с зарезервированными словами;

· имена не должны содержать более 255 символов;

· не следует использовать имена, совпадающие с названиями функций, инструкций и методов языка;

· нельзя использовать одни и те же имена переменных, отличающихся типом;

· не допускается использование повторяющихся имен на одном уровне области определения.

Ключевые слова – это идентификаторы, зарезервированные для специального использования (например,Const, Do, For, If, While и т.д.) и не использующиеся как имена для программных элементов, таких, например, как переменные и процедуры.

Операторы языка программирования – это последовательности команд, из которых состоит код программы (текст программы). Оператор – это синтаксическая единица языка програм­мирования, которая определяет некоторое действие. Операторы описывают алгорит­мические действия, которые должны выполняться для решения поставленной задачи. Каждый оператор представляет собой законченную фразу (предложение, строку) языка программирования и может содержать ключевые слова, переменные, константы, выражения, разделители др. Операторы могут быть простыми и структурированными. Простым опера­тором является такой оператор, который не содержит в себе других операторов. Структурированные операторы строятся из других операторов, порядок выполне­ния которых должен быть последовательным, определяемым условной передачей управления (условными операторами) или повторяющимся (определяется операторами цикла). Обычно оператор располагается на одной строке, но его можно продолжить на другой строке с помощью символа продолжения строки – знака– '' _ '' (подчеркивание), причем символу продолжения должен предшествовать пробел; или на одной строке можно записать и несколько операторов, разделяя их знаком: (двоеточие).

 

Комментарии – это пояснения отдельных конструкций и их действий в программе. Строки комментария начинаются со знака – ' (апостроф). Комментарии обычно вставляют в начале или в конце строки программного кода. При выполнении программы VB игнорирует комментарии. По умолчанию при выполнении приложения комментарий выделя­ется зеленым цветом.

 

Данные – это информация, представленная в формальном виде, который обес­печивает возможность ее хранения, обработки и передачи (см. Тема 1.4 и Тема 2.2). В основе любого языка программирования лежит конечное множество данных, неделимых (простых) с точки зрения имеющихся в языке операций. Это множество распадается на четыре подмножества, состоящих соответственно из целых чисел, вещественных чисел, логических значений и литерных (строковых) значений. Каждое из перечисленных подмножеств – это стандартный тип данных, который имеет свое имя (идентификатор), характеризуется множеством значений и набором операций, определяемых языком программирования над этими значениями (например, числа можно складывать, а логические или литерные значения – нет). Как известно, данные в программе могут быть двух видов: постоянные величины (константы) и пере­менные величины (переменные). Предполагается, что каждая переменная в программе (переменная –это элемент памяти ЭВМ; адрес элемента памяти – это имя переменной; а его содержимое – значение переменной) может получать значения только определенного заранее типа, в то время как элементы памяти ЭВМ могут хранить любое по типу значение –его трактовка определяется только выполняемой операцией. Помимо переменных программа может содержать константы – элементы памяти ЭВМ, которые постоянно хранят заданные значения. В VB значение константы может использоваться двумя способами: или неявно, своим именем – адресом соответствующего элемента памяти, или явно, изображением значения содержимого соответствующего элемента памяти. Например, True – это имя значения " истина ", а 125– изображение значения числа " сто двадцать пять ".




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.