Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. Издательский центр СурГУ




Издательский центр СурГУ

Сургут

Учебно-методическое пособие

В связях с общественостью

Методы научных исследований

Т.Ю. Денисова

Ханты-мансийского автономного округа

Департамент образования и науки

Ольга Александровна Фаненштыль

 

Учебно-методическое пособие

 

 

Тираж 100 экз.

____________________

ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет

Ханты-мансийского автономного округа – Югры

Кафедра связей с общественностью

 

 

 

 


 

УДК

ББК

 

 

Денисова, Т.Ю. Методы научных исследований в связях с общественностью: учеб.-метод. пособие / Т.Ю.Денисова; Сургут. гос.ун-т ХМАО-Югры. – Сургут: ИЦ СурГУ, 2009. – 45 с.

 

Учебно-методическое пособие представляет собой комплекс семинарских и практических занятий по курсу «Методы научных исследований в связях с общественностью» с методическими указаниями по их выполнению, словарь основных терминов по курсу, перечень тем рефератов, вопросы для итогового контроля и др.

Пособие предназначено для студентов II курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».

Также пособие может быть полезно студентам других гуманитарных специальностей, в частности, специальностей «Политология» и «История».

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета Сургутского государственного университета.

 

Рецензент В.В. Мархинин, кандидат философских наук, доцент кафедры политологии Сургутского государственного университета ХМАО-Югры

 

ÓДенисова Т.Ю., 2009

Ó ГОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры», 2009


Содержание

Введение……………………………………………………………………4

I. Структура курса………………………………………………………….6

II. Темы семинарских занятий…………………………………...............10

III. Темы практических занятий…………………………………………15

IV. Темы рефератов………………………………………………………27

V. Тезаурус курса…………………………………………………………28

VI. Вопросы к зачету……………………………………………..............32

VII. Афоризмы о науке…………………………………………………...34

Список литературы……………………………………………………….39

Приложения……………………………………………………………….41

Приложение 1.

Структура научного познания …………………………………...41

Приложение 2.

Структура эмпирического уровня познания ……………………42

Приложение 3.

Структура теоретического уровня познания ………………….43

Приложение 4.

Классификация методов научного исследования… …………….44


Сфера маркетинговых коммуникаций, включающая рекламную деятельность, связи с общественностью, политический консалтинг, политическое имиджирование, является на сегодня одной из наиболее динамично развивающихся областей прикладных исследований. Роль теоретических разработок в этой сфере очень велика, во-первых, в силу того факта, что она в нашей стране находится пока в стадии становления; а, во-вторых, в силу широты и многоаспектности этой сферы.

При том, что ежегодно выходят сотни монографий, учебников, статей по проблемам связей с общественностью, современному специалисту в данной области необходимо не только уметь пользоваться готовыми схемами, методиками, технологиями и адаптировать их к конкретным ситуациям, но и владеть навыками исследовательской работы, обладать подлинно научной культурой, быть способным интегрировать знания из различных научных областей.

В рамках учебной дисциплины «Методы научных исследований» студенты получат представление о сущности науки как социально-культурного феномена, специфике научного познания, его природе и исторической динамике. В процессе изучения курса студенты теоретически и практически освоят этапы научного исследования и представления его результатов, овладеют необходимыми знаниями о методах, принципах и приемах научной деятельности.

Все темы курса «Методы научных исследований» имеют практическую направленность и предполагают обсуждение на семинарских занятиях и выполнение соответствующих практических заданий.

Предлагаемое пособие дает возможность увидеть структуру дисциплины в целом, а также содержит планы семинарских и практических занятий с методическими указаниями по их выполнению, темы рефератов, тезаурус курса, список литературы, необходимой для его освоения.

В результате изучения курса «Методы научного исследования» студенты должны знать:

1) Специфику научного познания, его принципиальное отличие от других форм познания;

2) закономерности развития научного познания и формирования научной картины мира;

3) сущность приемов и методов научного исследования, принципиальной значимости их выбора;

4) специфику эмпирического и теоретического познания, природу их взаимодействия и необходимость взаимодополнительности;

студенты должны уметь:

1) формулировать научную проблему, цели и задачи исследования;

2) определять объект и предмет исследования;

3) выдвигать гипотезу и грамотно осуществлять ее доказательство;

4) грамотно отбирать и использовать методы исследования, адекватные предмету и цели исследования;

5) владеть методиками обработки материалов исследования;

6) излагать материал в соответствии с требованиями к стилю научной работы;

7) владеть навыками оформления библиографической, текстуальной и иллюстративной частей работы.

Знания, умения и навыки исследовательской деятельности, полученные студентами в процессе изучения данного курса, не просто «возможно, пригодятся когда-нибудь», а будут практически использованы при написании и защите курсовых и дипломных проектов, подготовке к выступлениям на конференциях. Грамотное владение методологией научного исследования поможет студентам правильно организовать и дисциплинировать научный поиск, избежать ошибок и напрасной потери времени.

 


I. Структура курса

Название раздела Содержание раздела Темы семинарских и практических занятий
11. Наука как социо-культурный феномен Взаимодействие науки, экономики и политики. Познавательная, практическая, объяснительная, прогностическая и мировоззренческая функции науки. Перспективные направления научно-исследовательской деятельности в сфере социальных технологий.  
22. Теоретические основы познания Вера, мнение, знание. Сущность мышления, его основные формы. Уровни познания. Чувственное и рациональное, эмпиричекое и теоретическое познание. Понятие абсолютной и относительной истины. Семинарское занятие №1. Мышление и познание: уровни и приемы. Практическая работа №1. Абсолютная и относительная истина.
33. Специфика научного познания Критерии научности. Донаучное и вненаучное познание. Ненаука и ее структурные составляющие (квазинаука, паранаука, анормальная наука, антинаука, лженаука). Специфика обыденно-практического, мифологического, художественно-образного и религиозного познания. Семинарское занятие №2. Научное и ненаучное познание
44. Динамика научного познания История развития институциональных форм научной деятельности. Эволюция способов трансляции научных знаний. Предпосылки возникновения науки. Развитие науки как системы знаний. Этапы становления науки. Научные традиции и научные революции. Понятие парадигмы. Глобальные научные революции. Изменение типа научной рациональности в ходе научных революций. Динамика научного знания. Решение проблемы роста знания в концепциях К.Поппера, Т.Куна, И. Лакатоса, П. Фейерабенда. Семинарское занятие №3. Возникновение науки и основные стадии ее развития.
55. Перспективы современной науки Мировоззренческие ориентации техногенной цивилизации. Понятие ответственности ученого. Значение науки в условиях глобальных проблем. Семинарское занятие № 4. Перспективы развития науки в современном мире.
66. Структура научного познания Особенности и уровни эмпирического познания. Научный факт. Специфика теоретического познания. Понятие научной проблемы, способы ее формулирования, этапы решения. Гипотеза, требования в ее формулировке. Научная теория, способы построения теорий в современной науке. Понятие научного закона. Законы объективного мира и законы науки. Значение законов науки в теоретической и практической деятельности человека. Практическая работа №2. Научный факт.
77. Методология научного познания Понятие о методе и методологии. Многообразие методов научного исследования и необходимость их классификации. Научные подходы, частные, общенаучные методы, комплексные методики исследования. Общелогические методы и приемы исследования.  
88. Специфика социально-гуманитарных наук Общенаучные методы, их применимость в социально-гуманитарных науках. Метод изучения литературных источников. Метод изучения документации и продуктов деятельности. Методы наблюдения и опроса (беседы, интервью, анкетирования, тестирования). Семинарское занятие №5. Специфика социально-гуманитарных наук.
99. Технология научного исследования Понятие о структуре научного исследования. Формулирование проблемы на основе проблемной ситуации, темы. Специфика формулировки научной проблемы и темы исследования. Формулирование гипотезы, объекта и предмета, цели и задач исследования. Практическая работа №3. Технология научного исследования.
110. Создание научного текста Требования к содержанию, логической последовательности и стилистике научного текста. Практикум по созданию компилятивного и оригинального текста. Методы и принципы работы с информацией: сбор, сворачивание, обработка, систематизация. Практикум по сворачиванию и обработке информации, определению терминов, выявление наиболее распространенных ошибок при формулировании определений. Практическая работа №4. Сворачивание и оптимизация информации. Практическая работа №5. Термин и его определение.
111. Оформление и защита научно-исследовательской работы Требования к оформлению письменной научно-исследовательской работе. Процесс защиты письменной научной работы. Культура дискуссии. Способы презентации результатов исследования. Учебная конференция как практикум по применению навыков исследования и представления его результатов. Практическая работа №6. Культура ведения диалога и научной дискуссии. Практическая работа №7. Подготовка и публичная защита реферата.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 475; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.