Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вместо заключения. Итак, восемь ценностей общечеловеческого характе­ра, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель




 

Итак, восемь ценностей общечеловеческого характе­ра, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности.

Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так.

Мысль учителя и его деятельность много лет находились в плену программно-нормативного управления школой. Мы сами не заметили,как стали пленниками такого подхода. Поэтому еще немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдет ответы на все основные вопросы, а главное — на то, чтоикак делать. Таких программ быть не может в принципе, ибо все уже поняли, что если всех детей учить одинаково нельзя, то всеми школами руко­водить одинаково нельзя тем более. Сегодняшняя школа характеризуется небывалым разнообразием типов, условий и состояний.

Какой же выход может быть? В условиях бурного развития педагогического творчества можно лишь одно: дать школам общие ориентиры, и пусть каждый педагоги­ческий коллектив разрабатывает свою программу воспи­тания, исходя из конкретных возможностей и собственных социально-педагогических условий. Такими ориентирами и могут стать названные общечеловеческие ценности, в которых я сделал попытку высветить педагогические, аспекты деятельности школы. И пусть эта первая попытка пока не решит проблему идеалов, но придаст работе учителя, воспитателя некоторую определенность, устойчи­вость и перспективу. Главная трудность - превратить эти отвлеченные, общие понятия в реальные жизненные ориентиры каждого воспитанника. А это уже дело педагогического профессионализма.

Тем, кто захочет разработать школьную программу воспитания с опорой на вечные ценности, рискну дать один совет. Не стремитесь формализовать эту работу по прошлым методическим образцам: идея - форма работы - методы - критерии проверки. Эта схема здесь может быть использована лишь частично. Разделение основных ценнос­тей на восемь - это чисто условное число. Оно может быть,и другим. Скажем, Знания и Культура могут рассматриваться воедино. Или Земля и Мир, ее охраняющий, тоже тесно связаны. Да если говорить по большому счету, то все эти вечные ценности воплощены в главной - в Человеке. Так что, думается, при составлении программы непременно следует учитывать ее интегративный характер. Скорее всего, она будет состоять не из восьми отдельных частей, а представлять собой целостную совокупность идей, позиций, принципов и видов деятельности, прони­занную ключевыми понятиями и установками. Эта работа может стать продуктивной системообразуюшей деятель­ностью, с помощью которой можно гармонизировать и, наконец, сделать целостным весь учебно-воспитательный процесс.

Реализация высказанных здесь идей требует соблюде­ния одного непременного условия. Я имею в виду педаго­гический оптимизм, без него работа учителя теряет всякий смысл. Ф.М.Достоевский как-то сказал: «Человек, потерявший высшую идею свою, может быть, не существует вовсе». Так вот, педагог, который потерял веру в себя, в свое дело, как педагог перестает существовать.

Что бы ни выдумывали некомпетентные люди о якобы отмирании воспитания — все это байки для слабонервных. Те, кто ежедневно встречает глаза детей, кто повсе­дневно делит с ними и горе и радость, твердо знают: воспитание - это объективная реальность, которая была, есть и будет, пока есть дети.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.