Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4




Зарождение лозунга свободы печати. Памфлет Джона Мильтона «Ареопагитика»

Английская буржуазная революция 17 века явилась катализатором развития печатной публицистики. В 1641 году Долгий парламент упразднил Звездную палату, и все ее распоряжения, касающиеся вопросов печати, потеряли свое значение. Практически перестала существовать предварительная цензура. Но свобода печати оказалась недолгой, так как парламент нашел эту ситуацию опасной для себя из-за появления большого количества книг и памфлетов, направленных против самого парламента и в защиту короля. С протестом выступила также Компания типографщиков, которой до 1641 года принадлежало исключительное право регистрировать все выходящие в свет книги. Компания потеряла монополию в области печатного дела и терпела значительные убытки. Вследствие этого 14 июня 1643 года по решению обеих палат впредь воспрещалось что-либо печатать без предварительной цензуры и без внесения в регистры Компании типографщиков. Агентам Компании предоставлялось право время от времени производить тщательные обыски, арестовывать станки, их владельцев, авторов незаконно печатаемых книг.

Несмотря на появление этого закона известный английский поэт и публицист Джон Мильтон (1608-1674) опубликовал без предварительного разрешения серию памфлетов «О разводе» и был за это привлечен к суду.

Судебный процесс и послужил поводом, побудившем Мильтона написать свое бессмертное произведение «О свободе печати. Речь к Английскому парламенту. (Ареопагитика)». Памфлет написан в форме обращения к парламенту и является первым в истории публицистики произведением, целиком посвященным проблеме свободы печати. Этот памфлет открыл эру борьбы за свободу печати.

Автор ставит перед собой цель – убедить парламент отменить закон о цензуре. В памфлете также рассматривается широкий круг вопросов: это и размышления о сути государственной власти, о гражданских свободах человека, о цензуре и цензорах, о книгах «плохих» и «хороших» и экскурсы в историю. Все эти вопросы Мильтон раскрывает, взяв за основу форму античной речи и подражая греческому оратору-публицисту Исократу. В логичной последовательности автор излагает аргументы в защиту свободы слова и печати. В «Ареопагитике» нет разграничения на главы. Тем не менее сам Мильтон в начале работы намечает ее основные вопросы, на которые он хотел бы ответить в своей работе: во-первых, кто изобрел закона о цензуре, во-вторых, «как вообще следует относиться к чтению, каковы бы ни были книги», в-третьих, «что этот закон ничуть не поможет уничтожению соблазнительных, революционных и клеветнических книг» и в-четвертых этот закон «отнимет энергию у всех ученых и послужит тормозом истины».

Отстаивая свободу слова, Мильтон делает экскурс в историю и приводит материалы из истории Древней Греции и Древнего Рима. В античной Греции книги выходили свободно, и цензура осуществлялась уже после выхода в свет того или иного произведения. Применялась она к сочинениям богохульного и клеветнического характера. Так по постановлению Ареопага (высший судебно-административный орган Древней Греции) были сожжены книги греческого философа и политического деятеля Протагора и сам он изгнан из пределов государства за сомнение - «существуют боги или нет». Только при появлении института папства и инквизиции стали сначала появляться списки не рекомендованных книг и позже Индексы запрещенных книг. Мильтон показывает читателям «родословную» цензуры. Ее появление, считает он, связано не с каким-либо древнейшим государством, правительством или церковью, ни с «новейшей практикой какого-либо из реформированных государств или церквей, а самому тираническому из судилищ – судилищу инквизиции».

Книги, по Мильтону, являются порождением живого ума. Они, пишет Мильтон, - «не мертвые совершенно вещи, а существа, содержащие в себе семена жизни.., они сохраняют в себе… чистейшую энергию и экстракт … живого разума». Убить хорошую книгу это, считает автор, то же, что и убить человека. Кто убивает человека, убивает разумное существо, тот, «кто уничтожает хорошую книгу, убивает самый разум, убивает образ Божий…»

Мильтон считает, что и «плохие» и «хорошие» книги имеют право на существование. Идеи «добра и зла произрастают в мире одновременно», человек должен познать и то и другое, чтобы он мог отличить эти два понятия. В сравнении книг человек быстрее достигнет истины. Самая дурная книга часто служит разумному читателю источником добра, так как «мудрый человек, подобно хорошему металлургу, может извлечь золото из самой дрянной книги как из шлаков, глупец останется глупцом с самой лучшей книгой…» У человека, считает Мильтон, должен быть свой вкус в выборе пищи духовной и пищи телесной (т.е. еды). Если Бог предоставил человеку свободу в выборе пищи для своего тела, то Бог предоставил ему полную свободу и в заботе о своей умственной пище. Автор считает, что свобода выбора – это естественное право человека, происходящее от Бога и никакой закон не может лишить человека этого права.

Цензура пытается запретить зло посредством запрещение дурных книг. Но это невозможно, так как зло находит обходные пути. Действия властей Мильтон сравнивает с человеком, который пытается избавиться от ворон в саду, закрывая ворота.

Кто же осуществляет цензуру? Что из себя представляют цензоры? Мильтон пишет о них: «никто не станет отрицать, что тот, кто является судьей над жизнью и смертью книг, должен стоять выше обыкновенного уровня людей: он должен быть трудолюбив, и учен, и справедлив… Если же он соединяет в себе все необходимые условия, может ли быть более скучная, неприятная ежедневная работа, большая потеря времени, как вечное перечитывание негодных книг и памфлетов?» Или цензора, спрашивает Мильтон, привлекает только вознаграждение за работу. Автор приходит к выводу, что никто из честных и высокообразованных людей не пожелает стать цензором, а согласиться тот, кто стремиться к наживе и к власти и он будет всегда субъективен в оценке книги. Такой человек не принесет пользы, так как из-за него не развивается наука, попирается истина. Цензура вредна сама по себе и унижает человеческое достоинство. «Истина и разум – не товар», - пишет Мильтон, и истина не должна стоять на месте.

Мильтон выступает за упразднение цензуры, Он считает, что прежде всего нужно просвещать общество, тогда дурные книги изживут сами себя. Но он не выступает против контроля вообще. Контроль над печатным словом нужен, но следовать он должен уже после издания книги. При такой системе контроля автор несет ответственность за свое произведение. Свободная и ответственная журналистика, самоконтроль автора – вот основные мысли памфлета.

 

Литература

- Мильтон Д. О свободе печати. Речь к английскому парламенту (Ареопагитика). История печати. Т.1

- Трубицына И.В. Памфлетная публицистика английской буржуазной революции 17 в. Вестник МГУ. 1978, № 4.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.