Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 8. Управление бюджетами разных уровней




Тема 7. Исполнение бюджетов, развитие отчетной стадии бюджетного процесса и финансово-бюджетного контроля.

Задачи и организация исполнения бюджетов. Казначейское исполнение бюджетов в Российской Федерации. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ. Принципы единства кассы.

Бюджетная роспись, ее назначение, порядок составления и утверждения. Внесение изменений в показатели утвержденных бюджетов.

Исполнение бюджетов по доходам: перечисление и зачисление платежей в бюджеты, зачисление в бюджеты невыясненных поступлений, распределение доходов между бюджетами, возврат излишне упла­ченных в бюджет сумм доходов.

Исполнение расходной части бюджетов. Распорядители бюджетных средств, их права и обязанности. Процедура санкционирования расходов бюджетов. Порядок финансирования расходов. Лимиты бюджетных обязательств.

Составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Финансово-бюджетный контроль, его цели и задачи. Формы (предварительный, оперативный, последующий) и методы (проверка, обследование, анализ, ревизия) контроля. Органы государственного финансово-бюджетного контроля, их функции.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

Понятие об управлении бюджетными отношениями. Условия обеспечения эффективности управления бюджетами (состояние нормативно-правовой базы, достоверность информации, квалификация работников и др.). Функциональные элементы системы управления бюджетами (планирование и прогнозирование, оперативное управление, бюджетный контроль). Бюджетный менеджмент.

Аппарат управления бюджетными отношениями: финансовые, казначейские, налоговые органы. Уровни управления бюджетной системой. Права и обязанности, функции и задачи органов управления бюджетными отношениями. Содержание работы отдельных подразделений данных органов на разных уровнях управления. Взаимоотношения различных органов управления бюджетами. Изменение характера и содержания работы аппарата управления в современных условиях. Совершенствование форм и методов работы государственных служащих по управлению бюджетными отношениями, повышение требований к их квалификации и компетентности.

Автоматизированные рабочие места работников финансовых органов, налоговой службы и казначейства. Расширение использования ими экономико-математических методов и автоматизированных систем управления. Развитие автоматизированной информационной сети финансовых органов, налоговой службы и Федерального казначейства.

 

 

3. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ СЕМИНАРСКИХ (ТЕОРЕТИЧЕСКИХ) И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

В связи со сложностью и новизной задач по подготовке высококвалифицированных специалистов для финансово-кредитной системы представляется вполне оправданным и многообещающим использование в учебном процессе разнообразных форм семинарских занятий и их дальнейшее развитие. Некоторые из них приведены ниже:

№№ пп Виды учебных занятий Форма проведения учебного занятия
1. Семинарские (теоретические) занятия - дискуссия (диспут); - «деловое совещание» («круглый стол»); - занятие с участием работников финансовой системы; - экспресс - опрос; - блиц-опрос; - экспресс - контрольная; - проверка остаточных знаний по смежным дисциплинам, внутрисеместровое тестирование, итоговое тестирование по курсу; - публичная защита рефератов на вольную или заданную тему; - публичная защита критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы; - обзор финансовой литературы с презентацией интересных новинок; - краткие сообщения о новостях в финансовой, бюджетной, страховой сферах; - составление и решение кроссвордов.

Методика проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» исходит из задач и общей направленности таких занятий, которые призваны способствовать более полному изучению содержания курса и вместе с тем активизировать участие студентов в проведении семинарских занятий, направлена на развитие их умения самостоятельно анализировать рассматриваемые вопросы, определить подходы к решению проблем.

Выбор конкретной методики и формы проведения занятий по учебной дисциплине «Бюджетная система Российской Федерации» определяется:

- общими задачами проведения семинарских занятий;

- содержанием отдельных тем;

- особенностью задач, которые ставятся перед отдельными семинарскими занятиями.

Семинарские (теоретические) занятия, проводимые в форме диспута[1] или дискуссии[2], являются одной из активных форм учебных занятий, которая побуждает студентов к сознательному и творческому изучению тем курса «Бюджетная система РФ» и современных проблем финансовой науки и практики. Обсуждаемые вопросы определяются по каждой из восьми тем программы учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации».

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме диспута или дискуссии:

- лекции по соответствующей теме программы учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации»;

- выбор темы или постановка проблемы и обоснование их актуальности;

- распределение ролей между студентами;

- самостоятельная работа студентов над проблемой во внеаудиторное время;

- взаимодействие участников с помощью дискуссии;

- критерии оценки участвующих и выступающих;

- консультации преподавателя;

- выводы и предложения.

Игровой режим семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол») предполагает обсуждение практических аспектов проблем организации бюджетных отношений в современных условиях. Например, используя законодательный материал, проанализировать основные направления бюджетной политики; обсудить основные показатели финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и др.

Сценарий подготовки и проведения семинарского занятия в форме делового совещания («круглый стол»):

- моделирование конкретной ситуации;

- выбор «руководства» или экспертной группы;

- распределение специальных индивидуальных заданий и заданий малым группам студентов;

- взаимодействие участников совещания с «руководством», членами экспертной группы;

- оценка выполненных заданий;

- оглашение решения «руководства» и оценка выступающих игровых команд, аргументация выбора;

- выводы и предложения.

Проведение семинара в форме делового совещания («круглого стола»), несомненно, позволит глубже изучить отдельные темы, студенты смогут приобрести практические навыки обмена мнениями, поиска конкретных и оптимальных решений. Объективная самооценка знаний дает толчок дальнейшему развитию активности студентов в учебном процессе, учебный материал изучается комплексно во взаимосвязи теории и практических ситуаций.

Публичная защита рефератов, рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати на заданные темы, вырабатывает у студента критический подход к различным экономическим идеям и учит аргументировано излагать свои мысли.

Самостоятельная работа студентов может быть представлена разнообразными формами. Ими могут быть:

- письменные тексты (вопросы программы учебной дисциплины «Бюджетная система Российской Федерации», выделенные лектором для самостоятельного изучения и конспектирования);

- выполнение комплексных схем или таблиц, отражающих основное содержание темы, вопроса, проблемы;

- рецензирование и составление аннотаций на монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов;

- составление и решение кроссвордов;

- подготовка рефератов по заданной тематике;

- подготовка кратких сообщений о новостях в области бюджетных отношений;

- подготовка экспертных заключений, например, по структуре доходной и расходной частей бюджетов различного уровня;

- написание критических рецензий на статьи, публикуемые в экономической печати в последнее время на заданную тему;

- подготовка научных докладов для выступления на заседаниях научных студенческих кружков, научных студенческих конференциях, конкурсах;

- подготовка тезисов и статей в сборник научных трудов кафедры «Финансы»;

- выполнение экспертиз важнейших нормативных документов;

- подготовка к тестированию;

- выполнение письменных индивидуальных заданий;

- обзор новинок финансовой литературы и презентация интересных публикаций;

- подготовка к участию в семинарах – дискуссиях (диспутах), заседаниях круглых столов, в работе пресс-конференций, в ролевых играх и др.

Одним из самых простых видов работы на семинарских занятиях является сообщение. Как правило, сообщение готовится по одному вопросу и посвящено глубокому его изложению. Объемом оно не превышает 3-5 страниц печатного или рукописного текста и не требует специального оформления.

Для подготовки сообщения необходимо найти журнальную или газетную статью по конкретной теме, отличающуюся актуальностью и новизной, а также воспользоваться специальной учебной или научной литературой (монография, брошюра, сборник научных статей, рецензия, аннотация, тезисы доклада, учебное или методическое пособия), выбрать из этого материала интересные факты и сведения и изложить их аудитории.

Реферат представляет собой краткое изложение в письменной форме содержания научного труда по определенной теме, возможно выходящего за рамки учебной программы, а также изложение книги, статьи, исследования. Иными словами, реферат – это индивидуальная научная работа студента, раскрывающая содержание исследуемой проблемы с различных позиций и точек зрения, с формированием самостоятельных выводов.

Целью написания рефератов является сообщение определенной информации, заключенной в 7-10 страницах печатного текста для развития навыков научной работы студента.

В процессе подготовки реферата студенты глубже постигают вопросы изучаемого предмета, поскольку:

- анализируются различные точки зрения, факты и события;

- ведется научно обоснованная полемика;

- обобщается материал;

- лаконично излагаются мысли;

- правильно оформляется работа с составлением плана, библиографии и систематизацией информации.

Подготовка реферата включает в себя:

- выбор и формулирование темы, которая должна обладать новизной, актуальностью и оригинальностью;

- прочтение необходимого раздела учебника и конспектов лекций;

- подбор литературы и изучение основных источников;

- составление содержания, раскрывающего название работы;

- выписки из литературных источников с целью накопления теоретического и практического материала;

- написание реферата и его оформление;

- составление списка использованной литературы.

Доклад – это развернутое, глубокое изложение отдельной темы или вопроса. Данный вид работы характеризует уровень познавательной деятельности, самостоятельности, активности студентов в учебной и научной работе за определенный период (семестр, учебный год).

По структуре и содержанию доклады представляют более полный, чем рефераты, информационный материал, а также отличаются от них тем, что способствуют формированию навыков исследовательской работы, расширяют рамки познания предмета, учат критически мыслить и имеют более высокий творческий потенциал.

Объем доклада колеблется от 10 до 15 печатных страниц. К докладу по теме с большим объемом, кроме основного докладчика, могут определяться и содокладчики по отдельным вопросам и направлениям. С целью наглядности и более точного уяснения излагаемого материала, к выступлению по докладу рекомендуется готовить таблицы и иллюстративный материал.

Иллюстративный материал можно включить в текст, но лучше выполнить его на отдельных листах. Это дает возможность продемонстрировать его с помощью технических средств обучения слушателям во время выступления.

Содержание доклада, как правило, носит проблемно-тематический характер.

Доклад должен состоять из:

- титульного листа;

- содержания, с указанием вопросов и номеров страниц по ним;

- основной части, содержащей изложение каждого вопроса плана, возможно с представлением таблиц и иллюстрированного материала;

- списка использованной литературы.

 

4. ТЕМЫ И ВОПРОСЫ, ВЫНОСИМЫЕ НА СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Тема 1. Сущность и содержание бюджета,




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 709; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.