Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория социального научения




Концепция социального научения показывает, как ре­бенок приспосабливается в современном мире, как он усваивает привычки и нормы современного общества. Представители этого направления считают, что наряду с классическим обусловливанием и оперантным научением существует также научение путем имитации, подражания.

Так, А. Бандура считал, что награда и наказание недостаточны, чтобы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Научение происходит через наблюдение, имитацию (под­ражание авторитетным образцам) и идентификацию (процесс, в котором личность заимствует мысли, чувства или действия от другой личности, выступающей в ка­честве модели).

Известный американский психолог Р._Сирс предложил принцип диадического анализа развития личности. Посколь­ку действия каждого человека всегда зависят от другого и ориентированы на него, то многие свойства личности перво­начально формируются в так называемых «диадических ситуациях». Он выделил три фазы развития ребенка:

- фаза рудиментарного поведения - основывает­ся на врожденных потребностях и научении в раннем мла­денчестве;

- фаза первичных мотивационных систем - ос­новывается на научении внутри семьи (основная фаза со­циализации);

- фаза вторичных мотивационных систем- ос­новывается на научении вне семьи.

По Р. Сирсу. центральный компонент научения - это зависимость, т. е. потребность ребенка, которую нельзя игнорировать.

Главное понятие концепции Б. Скиннера -подкреп­ление, т. е. увеличение или уменьшение, вероятности того, что соответствующий акт поведения повторится снова. Подкрепление может быть положительным и отри­цательным, первичным (пища, вода, холод) и условным (деньги, знаки любви, внимания и т. д.).

Дж. Гевирц основное свое внимание уделил изучению условий возникновения социальной мотивации и привя­занности младенца к взрослому и взрослого к ребенку. Источником мотивации поведения ребенка, по его мне­нию, служит стимулирующее влияние среды и научение на основе подкрепления.

Дж. Уайтинг с коллегами, продолжив известные (кросс-культурные) исследования М. Мид, показал плодотвор­ность сравнительного изучения детей в разных культурах. Изучив в культурах способы ухода за младенцами, исследователи пришли к выводу о детерминирующем влиянии этих аспектов жизни ребенка на его восприятие мира.

Эго-идентичность формируется параллельно с группо­вой идентичностью и создает у субъекта чувство устойчи­вости и непрерывности своего «Я», несмотря на те изменения, которые происходят с человеком в процессе его роста и развития.

Э. Эриксон выделил стадии жизненного пути личности, для каждой из них характерна специфическая задача, ко­торая выдвигается обществом.

Младенчество (оральная ст.) - доверие - недоверие.

Ранний возраст (анальная ст.) - автономия - сомне­ние, стыд.

Возраст игры (фаллическая ст.) - инициативность - чувство вины.

Школьный возраст (латентная ст.) - достижение - не­полноценность.

Подростковый возраст (латентная ст.) - идентич­ность - диффузия идентичности.

Молодость - интимность - изоляция.

Зрелость - творчество - застой.

Старость - интеграция - разочарование в жизни. Формирование всех форм идентичности сопровожда­ются кризисом развития.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.