Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие деятельности - условие и способ развития личности




Связь обучения и развития личности.

Обучение - это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым.

К настоящему времени сложились три основные концепции научения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.

1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение - это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.

2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие - прежде всего разви­тие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект - особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.

3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическо­му разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и разви­тия Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо по­ставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».

Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития», суть, которого состоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает с помощью других людей, в сле­дующий раз он решает самостоятельно. Обучение приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоот­ношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития. становятся достоянием самого ребенка.

Исследования, проводимые Д. Б. Элькониным, В. В. Да­выдовым и др., направленные на изменение содержания обучения и способов преподавания, показали, что при проблемном обучении в развитии личности происходят существенные изменения. Теория П. Я. Гальперина о по­этапном формировании умственных действий открыла путь к разработке программ формирования интеллек­туальных функций, знаний и навыков с высоким уровнем усвоения.

В отечественной психологии (А. Н. Леонтьев, С. Л. Ру­бинштейн) деятельность, рассматривается как процесс, который порождает психику, а механизмы развития деятельности - как условия формирования интеллектуальной, аффективной и потребностно-мотивационнои сфер личности.

В ходе деятельности происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы, т. е. в конеч­ном счете свои психологические качества, в предмете) и «распредмечивания» (субъект «присваивает» качества объекта деятельности)

А. Н. Леонтьев разграничил понятия «деятельность», «действие», «операция», установил их диалектическую взаимосвязь и показал, что от мотива деятельности зави­сит ее личностный смысл, готовность к реализации цели. Мотив деятельности может переходить на цель действия, превращая действие в деятельность. Переход мотива (сдвиг мотива на цель действия) - исключительно важ­ный момент, на основе которого возникают качественно новые отношения людей к действительности. Изменения в иерархии мотивов приводят к тому, что одни мотивы приобретают основную смыслообразующую функцию, а другие становятся подчиненными, играя роль стимулов. Единая взаимосвязанная система мотивов деятельности, возникающая в их развитии, и составляет психологиче­ский фундамент личности.

Смена смыслообразующих, возникновение более вы­соких нравственных мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности. Активная позиция дея­тельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. В мотивах опредмечиваются те или иные потребности человека. Развитие личности предполагает формирование иерархической мотивационно-потребностной структуры, где доминируют высшие духовные потребности. Сознательно выдвигает цели собственной деятельности, когнитивно преобразуя потребности, человек строит программу действий, в ступает как личность, ответственная за свои поступки.

Процесс развития деятельности, ее расширения усложнения наиболее интенсивно протекает у растущего человека, определяя становление его как личности. Причем это закономерное развитие, процесс которого обеспечивает освоение ребенком как действий, операций, и мотивов, целей, социальных норм, приводя к овладению миром вещей и выработке позиции в мире людей. Таким образом, деятельность выступает как условие способ развития личности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1794; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.046 сек.