Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие предметно-орудийной деятельности в раннем детстве




Социальная ситуация развития детей раннего возраста.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение но­вой социальной ситуации развития. Это ситуация совмест­ной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности - усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, кото­рые ребенку открылись и затем стали его миром. Со­циальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок - ПРЕДМЕТ - взрослый». В этом возрасте ре­бенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже го­ворил о фетишизации предмета в раннем детстве. Это проявляется, например, в том, как ребенок садится на стульчик или возит за собой машину - ребенок все время смотрит на этот предмет. Правда, за предметом ребенок еще не видит взрослого человека, однако без взрослого он не может овладеть человеческими способами употреб­ления предметов.

Социальная ситуация совместной деятельности ребен­ка и взрослого содержит в себе противоречие. В этой си­туации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие решается в новом типе деятельности, который рождается в период раннего возраста. Это предметная деятель­ность, направленная на усвоение общественно вырабо­танных способов действия с предметами. Прежде всего она предметная, потому что мотив деятельности заключается в самом предмете, в способе его употребления. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Оно перестает быть деятельностью в собственном смысле слова, так как мотив перемещается от взрослого на общественный предмет. 0бщение выступает здесь как средство осуществления предметной деятельности, как орудие для овладения общественными способами употребления предметов. Несмотря на то, что общение перестает быть ведущей деятельностью в раннем возрасте, оно продолжает развиваться чрезвычайно интенсивно и становится речевым. Общение, связанное с предметными действиями, не может быть только эмоциональным. Оно должно стать опосредованным словом, имеющим предметную отнесенность.

По Д. Б. Эльконину, развитие ребенка в раннем детствеимплицитно содержит в себе распад этой ситуации. Совместное действие уже потому, что оно предметно, содержит в себе свою гибель.

Ведущей деятельностью в раннем детстве является предметная деятельность.

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов - они начинают выступать для ребенка не просто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ упо­требления. Функции предметов не могут быть выявлены путем простого манипулирования, их раскрывает ребенку взрослый.

На первых ступенях развития предметной деятельности действие и предмет очень жестко связаны между собой: ребенок способен выполнить усвоенное действие лишь с тем предметом, который для этого предназначен. Только постепенно происходит отделение действия от предмета, в результате которого дети раннего возраста приобретают возможность выполнить действие и с не соответствующи­ми ему предметами или использовать предмет не по пря­мому назначению.

Д. Б. Эльконин рассматривал развитие предметного действия в раннем детстве по двум основным направле­ниям:

1) развитие действия от совместного с взрослым до са­мостоятельного исполнения;

2) развитие средств и способов ориентации самого ре­бенка в условиях осуществления действия.

Линия развития ориентации в системе свойств объекта и действий с ними проходит ряд этапов.

I этап. От неспецифического употребления орудий к попыткам специфического использования орудий при отсутствии сформированного способа его применения и, наконец, к овладению специфическим способом употреб­ления орудия.

II этап. Ребенок начинает употреблять действие в не­адекватной ситуации. Наблюдаются два типа переноса. 1 - перенос действия с одного предмета на другой, функ­ционально тождественный. Здесь происходит обобщение функции. 2 - перенос действия по ситуации. Ребенок действует с одним и тем же предметом, но в разных си­туациях.

III этап. Возникновение игрового действия. Взрослый не навязывает ребенку способ действия с игрушками. Иг­рушки полифункциональны, с ними можно делать все, что угодно. Из-за этих свойств игрушки ориентировочная сторона действия отделяется от исполнительной, в ори­ентацию включается и ситуация. Ребенок начинает срав­нивать свое действие с действиями взрослого человека, он начинает узнавать в своем действии действия взрос­лого, что способствует отделению ребенка от взрослого. Социальная ситуация здесь начинает распадаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.