Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ведущий вид деятельности дошкольника




Социальная ситуация развития дошкольника

Тезис лекции 8. Психическое развитие и формирование личности в дошкольном детстве.

Отделение ребенка от взрослого к концу раннего воз­раста создает предпосылки для создания новой социаль­ной ситуации развития. В чем же она заключается? Впер­вые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимо­действовать, становится мир социальных отношений, су­ществующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на кото­ром находится ребенок), с которой он вступает в непос­редственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вра­щается как вокруг своего центра вокруг взрослого чело­века, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребе­нок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных истори­ческих условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром. Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и дей­ствовать в ней.

Круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в магазинах, больницах и т. п., появляется потребность изображать взрослую жизнь. Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-личностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-позна­вательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном ува­жительном отношении к нему.

Игра - это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокра­щенными, воспроизводят основные смыслы человече­ской деятельности и усваивают те формы отношений, ко­торые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Игра - ведущий тип деятельности ребенка дошкольно­го возраста. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что игра отно­сится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническая сторона мини­мальна, сокращены операции, условны предметы. Одна­ко игра дает возможность такой ориентации во внешнем, зримом мире, которую никакая другая деятельность дать не может.

Что же составляет предмет игровой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных об­щественных функций, вступающий в определенные от­ношения с другими людьми, использующий в своей предметно-практической деятельности определенные правила.

На протяжении своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым человеком. Сначала он овладева­ет им как орудием. Но это орудие отличается от всякого другого орудия. Ложкой можно попробовать что-то де­лать (бросать, стучать и т. п.), а со взрослым уже не по­пробуешь... Если что-то плохо сделал - значит это уже произошло, это уже непоправимо. В ситуации человече­ских отношений приходится внутренне проигрывать не только всю систему своих действий, но и всю систему по­следствий своих действий. Поэтому необходимость фор­мирования внутреннего плана действий рождается именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Как показали исследования Д. Б. Эльконина, игра - это не всеобщая форма жизни всех детей, она - образование историческое. Игра воз­никает только на определенных этапах развития об­щества, когда ребенок не может принять непосредствен­ное участие в системе общественного труда, когда возникает «пустой» промежуток времени, когда надо по­дождать, чтобы ребенок подрос.

Структура развернутой формы сюжетно-ролевой игры.

1. Единица, центр игры - роль, которую берет на себя ребенок. В детском саду в игре ребят есть все про­фессии, которые имеются в окружающей действительно­сти. Но самое замечательное в ролевой игре то, что, взяв на себя функцию взрослого человека, ребенок воспроиз­водит его деятельность очень обобщенно, в символиче­ском виде.

2. Игровые действия - это действия, свободные от операционально-технической стороны, это действия со значениями, они носят изобразительный характер.

В детской игре происходит перенос значений с одного предмета на другой (воображаемая ситуация), поэтому, возможно, дети и предпочитают неоформленные предме­ты, за которыми не закреплено никакого действия (или заместители).

Какое значение имеет символика игры? По мнению Д. Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возмож­ность смоделировать систему отношений между людьми. В игре нужен товарищ. Если нет товарища, то действия, хотя и имеют значение, не имеют смысла. Смысл человеческих действий рождается из отношения к другому человеку.

Эволюция действия, по Д. Б. Эльконину, проходит сле­дующий путь:

- ребенок ест ложкой;

- кормит ложкой;

- кормит ложкой куклу;

- кормит ложкой куклу, как мама.

На этом пути действие все более схематизируется, все кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.

Линия развития действии:, от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от единичного действия к его смыслу. В игре происходит рождение смыслов человеческих действий (оно для другого человека) - в этом, по мнению Д. Б. Эльконина, величайшее гуманистическое значение игры.

3. Последний компонент в структуре игры - правила. В игре впервые возникает новая форма удовольствия ре­бенка - радость от того, что он действует так, как требу­ют правила. В игре ребенок плачет как пациент и радует­ся как играющий. Это не просто удовлетворение желания, это линия развития произвольности, которая продолжа­ется в школьном возрасте.

 

 



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.