Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познавательная сфера дошкольника




Влияние игры на общее психическое развитие ребенка

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) вы­деляется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержа­нии разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изго­няется сверстниками.

Игровая ситуация и действия с ней оказывают постоян­ное влияние на умственное развитие ребенка дошкольно­го возраста. В игре ребенок учится действовать с замес­тителем предмета - он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Постепенно игровые действия с предметами сокращают­ся, ребенок научается мыслить о предметах и действо­вать с ними в умственном плане, постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

В то же время опыт игровых и особенно реальных взаи­моотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и в зависимости от этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определяющее значение для раз­вития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать одни предметы другими, брать на себя различные роли.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключа­ется в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становят­ся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необ­ходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться прави­лам, соответствующим взятой на себя роли, игра способ­ствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится веду­щей деятельностью.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте связано с формированием способов и средств ориентации. В этом возрасте, как показали исследования Л. А. Венгера, Д. Б. Эльконина, происходит усвоение сенсорных эталонов (цвета, формы, величины) и эталонов фонем родного языка. Усвоение общественно выработанных эталонов, или мер, меняет характер детского мышле­ния, в развитии мышления к концу дошкольного возраста намечается переход от эгоцентризма (центрации) к децентрации. Это подводит ребенка к объективному, эле­ментарно-научному восприятию действительности.

Условием возникновения и развития мышления ребен­ка, по А. В. Запорожцу, является изменение видов и со­держаний детской деятельности.

Переход от наглядно-действенного к наглядно-образно­му и словесному мышлению, как показано в эксперимен­тальных исследованиях А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Венгера и др., происходит на основе изменения ха­рактера ориентировочно-исследовательской деятельно­сти, благодаря замене ориентировки на основе проб и ошибок более целенаправленной двигательной, затем зрительной и, наконец, мысленной ориентировкой.

Наглядные модели, в которых воспроизводятся су­щественные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутрен­него, идеального плана мыслительной деятельности.

В центре сознания в дошкольном возрасте, по Л. С. Вы­готскому, стоит память. В этом возрасте возникает на­меренное запоминание в целях последующего воспроиз­ведения материала. В основе ориентации в этот период лежат обобщенные представления. Ни они, ни сохранение сенсорных эталонов и т. п. невозможны без развития памя­ти. Наиболее благоприятные условия для развития произ­вольных форм запоминания создаются в игре, когда ребе­нок вынужден запоминать роли, условия, правила.

Воображение ребенка складывается в игре и перехо­дит в другие виды деятельности. В игре трех-четырехлетних детей существенно сходство предмета-заместителя с предметом, который он замещает. У детей более стар­шего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые вовсе не похожи на замещаемые. По­степенно необходимость во внешних опорах исчезает. Происходит интериоризация - переход к игровому дей­ствию с предметом, которого в действительности нет. Так зарождается воображение как психический процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.