Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности мышления младшего школьника




Социальный статус и Я-концепция младшего школьника.

Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей:

у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взяв­шим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте. Здесь впервые появляются деловые отношения со взрослыми.

К концу дошкольного возраста ребенок представляет собой в известном смысле личность.

В школе в новых условиях жизни развиваются приобре­тенные ранее в перипетиях отношений со взрослыми и со сверстниками рефлексивные способности (рефлексия на других). В то же время учебная деятельность требует от ребенка особой рефлексии, связанной с умственными операциями: анализом учебных задач, контролем и орга­низацией исполнительских действий, а также с контро­лем за мнемоническими действиями, мысленным плани­рованием и решением задач.

Мотивациоииая сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности. Выделяют внутренние и внешние мотивы учебной деятельности.

Внутренние мотивы: познавательные (стремление по­лучать знания: стремление овладеть способами самостоя­тельного приобретения знаний), социальные мотивы (стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу).

Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за ма­териальное вознаграждение, т. е. главное - не получение знаний, а какая-то награда.

Оценка успеваемости в начале школьного обучения по существу является оценкой личности в целом и определя­ет социальный статус ребенка.

В благоприятных условиях развивается чувство соб­ственного достоинства ребенка. «Я хороший» - внут­ренняя позиция ребенка по отношению к самому себе.

Развитие нравственных чувств ребенка происходит в результате «переселения внутрь» нормативных знаний и тех нравственных чувств, которые возникают у ребенка под влиянием оценки со стороны взрослого. В младшем школьном возрасте чувство ответственности за себя (способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам) начинает интенсивно развиваться под влиянием условий учебной деятельности и позиции ученика. Когда потребность со­ответствовать положительному эталону поведения при­обретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.

Особенность здоровой психики ребенка - познаватель­ная активность. Любознательность ребенка постоянно на­правлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок, играя, эксперимен­тирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Чем активнее в умственном отно­шении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы.

Образное мышление, в котором решение задачи про­исходит в результате внутренних действий с образами -основной вид мышления в младшем школьном возрасте. Конечно, младший школьник может мыслить логически, но следует помнить, что этот возраст сензитивен к обуче­нию, опирающемуся на наглядность.

Школьное обучение строится таким образом, что сло­весно-логическое мышление получает преимуществен­ное развитие.

В конце младшего школьного возраста (и позже) прояв­ляются индивидуальные различия: среди детей психоло­гами выделяются группы «теоретиков» или «мыслите­лей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образ­ным мышлением.

В школьном возрасте формируется новый тип мышле­ния - теоретическое (В. В. Давыдов).

Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий.

Генезис определения понятий. Ребенка спрашивают, что такое плод. Для маленьких детей это то, что едят и что растет. Для школьника - часть растения, содержащая семя. Вначале младшие школьники мыслят по-дошколь­ному, ребенок исходит из непосредственной практиче­ской значимости явления, не принимает во внимание ге­незис этого явления, а именно это является решающим для определения научных понятий.

Теоретическое мышление позволяет ученику ре­шать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существен­ные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т. е. от типа обучения.

В своей книге «Виды обобщения в обучении» В. В. Да­выдов дал развернутую сравнительную характеристику эмпирического и теоретического мышления, показав, что теоретическое обобщение не развивается в недрах эмпирического, а следовательно, требуется новая логика со­держания учебных предметов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.