Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возраст и труд




Способности.

Способности - индивидуально-психологические осо­бенности личности, обеспечивающие успешность выпол­нения того или иного вида деятельности. Всякая деятель­ность предъявляет определенные требования к системе свойств личности, начиная с физических и заканчивая ин­теллектуальными. Удовлетворяющий этим требованиям человек будет успешно выполнять учебную и профессио­нальную деятельность.

Различают два уровня способностей: репродуктивный и творческий. В процессе развития способностей оба уров­ня взаимодействуют, ибо для самостоятельного подхода в решении задач (творческий уровень) требуется уровень репродуктивный, связанный с первоначальными условия­ми обучения по принятым правилам.

Способности формируются в конкретных жизненных условиях при решающей роли воспитания и обучения, со­циального опыта человека. Природными предпосылками способностей являются задатки, которые представляют собой возможности для развития способностей в дея­тельности. К задаткам относятся не только анатомо-физиологические особенности организма (строение тела для балерины), но и психофизиологические свойства (по­вышенная чувствительность зрительного, слухового ана­лизатора) и типологические свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность, преобладание процессов возбуждения или торможения), определяю­щие вид темперамента.

Задатки проявляются в склонностях человека к тому или иному виду деятельности и обнаруживаются в стрем­лении человека заниматься именно этим видом деятель­ности.

Различают способности общие и специальные. Общие способности отвечают требованиям многих видов дея­тельности, к ним относят интеллект, речевые и волевые качества личности. Специальные способности - свойства личности, помогающие человеку в достижении высоких результатов в конкретном виде деятельности (живопись, музыка, конструирование и др.). Между общими и спе­циальными способностями существуют взаимосвязь и взаимодействие. Для успеха в деятельности необходимо определенное сочетание общих и специальных способно­стей.

Способности, как считает Б. М. Теплов, не только про­являются в деятельности, они создаются этой деятель­ностью. Именно в процессе деятельности, учебной и трудовой, происходит тренировка, упражняемость психо­физиологических функций, психических процессов и свойств личности в соответствии с требованиями дея­тельности.

При решении профессиональных задач психические функции и процессы находятся в состоянии повышенной активности. Оперирование пространственными образа­ми, гибкость в установлении связей между образными, понятийными и действенными компонентами мышления связаны не только с видом профессиональной деятельно­сти, но и с уровнем образования субъекта деятельности.

Известны исследования, проведенные с помощью лонгитюдного и биографического методов изучения творче­ской деятельности и жизненного пути человека, которые подтверждают зависимость показателей интеллектуаль­ного развития человека от его деятельности. Г. Леман (США) сделал вывод о разновременной последовательно­сти в проявлении способностей в разных видах деятель­ности. Оптимальные показатели проявления способно­стей располагаются в пределах возрастов средней взрослости: в спорте - 25-30 лет, в поэзии - 25-29 лет, в прозе - 30-39 лет, в живописи - 30-40 лет, в филосо­фии и медицине - 35-39 лет, в шахматном спорте - подъем в 35 лет, некоторое снижение наблюдается в 41-43 года, а заметный спад - в 47 лет.

Научная деятельность наиболее интенсивной оказалась у тех ученых, которые сочетают ее с педагогической рабо­той. Последняя является благоприятным условием форми­рования научной направленности ученого на всех этапах его исследовательской деятельности, что обеспечивает высокую степень ее продуктивности.

На интеллектуальное развитие взрослого влияет его участие в творческом труде (например, рабочий - изоб­ретатель).

Ценностные ориентации человека зависят от возраст­ного фактора. Так, до 25 лет большая роль в развитии личности принадлежит стремлению к знаниям, в возрасте 26-30 лет на передний план выступают заботы о благопо­лучии семьи, улучшении жилищных условий. В группе ра­бочих старше 40 лет доминирует жизненная ориентация на условия труда и отдыха, после 50 лет - стремление к повышению заработка с приближением пенсионного возраста.

Труд требует со стороны человека умственного напря­жения, поэтому является стимулом развития не только профессиональных умений и навыков, но и интеллек­туальной системы в целом. Интенсивность развития взрослого зависит от направленности труда и его напря­женности, от включенности в деятельность различных психофизиологических особенностей человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.