Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По курсу психология развития и возрастная психология




ГЛОССАРИЙ

Абстрактно – логическое мышление – особый вид мыслительного процесса, который заключается в использовании понятий и логических конструкций.

Агрессия – осознанные действия, которые причиняют или намерены причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному.

Адаптивность (приспособляемость) – врожденная и приобретенная способность к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздействием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Адекватная самооценка – реалистичная оценка человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих.

Активность – деятельное состояние организма как условие его существования и поведения. Активное существо содержит в себе источник активности, и этот источник воспроизводится в ходе движения.

Акме – соматическое, физиологическое, психологическое и социальное состояние личности, которое характеризуется зрелостью ее развития, достижением наиболее высоких показателей в деятельности, творчестве.

Актуальная (корригирующая) самооценка – отражает в настоящем времени самопроявления личности, констатирует степень адекватности поведения, что способствует его коррекции и оптимизации.

Акцентуация характера – чрезмерная выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, которая представляет собой крайние варианты нормы, граничащие с аномалиями личности.

Амбивалентность – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к чему – либо, характеризующееся одновременным принятием и отвержением.

Амбивалентные переживания – несогласованные, противоречащие друг другу (положительные и отрицательные) одновременно испытываемые человеком эмоциональные отношения к некоторому объекту или явлению.

Амнезия детства – феномен психики взрослого человека, который заключается в том, что человек не помнит события первых 3 – 4 лет.

Анимизм детский - представления детей, согласно коим даже неживые объекты являются одушевленными. По данным американского психолога М. Берзонски, это особенно характерно для детей пятилетнего возраста и пропадает по мере дальнейшего социально-когнитивного развития.

Анальная стадия – вторая стадия психосексуального развития (приходится на раннее детство), в течение которого чувственные наслаждения связаны с процессами выделения.

Андрогиния – сочетание у индивида женских и мужских свойств; психологическая андрогиния – сочетание выраженных личностных проявлений одновременно маскулинности и феминности.

Ассимиляция - согласно Ж. Пиаже - механизм, обеспечивающий использование в новых условиях ранее приобретенных умений и навыков без их существенного изменения: его посредством новый предмет или ситуация объединяется с совокупностью предметов или другой ситуацией, для коей уже существует схема.

Асоциальное поведение – поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных поступков.

Атрибуция - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.

Аутизм детский - свойство ребенка или подростка, развитие коего характерно резким снижением контактов с окружающими, слабо развитой речью и своеобразной реакцией на изменения в окружении.

Базальная тревога – интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности и одиночества.

Базовое (или базальное) доверие – положительное эмоциональное отношение к окружающему, прежде всего социальному, миру, формирующееся у ребенка в раннем детстве при наличии психологической атмосферы любви, тепла и поддержки со стороны взрослых.

Барьер психологический – мотив, препятствующий выполнению определенной деятельности или действий, в частности, общению с определенным человеком или группой людей. Б.п. – наиболее частая причина внутренних конфликтов, особенно как проявление застенчивости. Субъективно Б.п. может переживаться как трудность и различно взаимодействовать с самооценкой.

Биогенетический закон- повторение в индивидуальном развитии организма, особенно на эмбрионной стадии, некоторых черт развития своего вида.

Близость – тесные взаимоотношения, предполагающие взаимную эмпатию; устойчивая положительная эмоциональная связь.

Вальдорфская педагогика – научно – практическое направление, которое исходит из того, что ребенку надо помочь избрать свой жизненный путь и раскрыть индивидуальность.

Ведущая деятельность – вид деятельности, выполнение которой определяет возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на данной стадии развития его личности. В онтогенезе выделяют следующие виды В.д.: 1) непосредственное эмоциональное общение младенца со взрослым; 2) предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве; 3) сюжетно-ролевая игра дошкольников; 4) учебная деятельность младших школьников; 5) общественно-полезная деятельность подростков; 6) профессионально-учебная деятельность в ранней юности; 7) трудовая деятельность в период взрослости (зрелости).

Возраст – определенная, качественно своеобразная, ограниченная во времени ступень развития индивида. Различают 3 понятия возраста: 1) биологический возраст – средняя вероятная продолжительность жизни человека; 2) социальный возраст оценивается по степени соответствия положения человека существующим в данной культуре нормам; 3) психологический возраст указывает на то, насколько человек адаптировался к требованиям среды. Он включает уровень интеллекта, способность к научению, двигательные навыки, а также такие субъективные факторы, как чувства, установки и мотивы.

Возрастная психология – Отрасль психологической науки, которая изучает специфические закономерности психического развития человека и его психологические особенности на разных возрастных стадиях. Переход от одного возраста к другому характеризует развитие индивида как личности, что проявляется в деятельности и общении.

Враждебность – агрессия, при которой главной целью агрессора является причинение страданий и вреда жертве.

Вторичная (долговременная) память – память, обеспечивающая сохранение и возможность воспроизведения информации на длительный срок.

Геронтопсихология – направление в возрастной психологии, изучающее психические явления и процессы, связанные со старением организма, а также психологические аспекты старости.

Генеративность – желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества. Г. является важной характеристикой в период средней взрослости (от 40-45 лет до 60 лет - –о Э.Эриксону), т.к. она определяет способность человека заинтересоваться другими людьми, стать продуктивным, что, в свою очередь, делает его счастливым.

Генотип – совокупность всех генов, генетическая конституция организма.

Гетерохрония – несвоевременность, отклонение во времени. В науке имеются данные о гетерохронности общесоматического, полового и нервно-психического созревания, а также о гетерохронности инволюционных процессов.

Гипотеза несоответствия – положение когнитивной теории, согласно которому в возрасте примерно 7 месяцев дети создают образы, схемы знакомых объектов.

Госпитализации – синдром патологии психического и личностного развития, появляющийся у малыша вследствие отделения его от матери и ранней его институализации.

Гуманистическая психология – направление в психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку.

Двигательные навыки – автоматизация выполнения определенных движений.

Движущие силы развития – это внутренние противоречия между постоянно опережающими потребностями человека и, как правило, отстающими возможностями их удовлетворения. Возникающие в жизни человека противоречия между целями, задачами и наличными для их достижения средствами, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями к изменчивости и к стереотипии, между старым и новым и т.д. разрешаются посредством деятельности личности, уступая место новым противоречиям.

Девиантное поведение – отклоняющееся от принятых в обществе правовых или нравственных норм поведения. Основные виды Д.п. – преступность и уголовно ненакозуемое аморальное поведение.

 

Депрессия – угнетенное, подавленное психическое состояние; аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном, изменением эмоциональной, когнитивной сфер, общей пассивностью поведения.

Деформация поведения – негативные изменения в специфике поведения субъекта под воздействием «внешних» сил.

Детство – Период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

Дооперациональная стадия – один из этапов развития мышления ребенка, выделенный Ж. Пиаже в качестве самостоятельной стадии. Соответствует возрасту от 2 – 7 лет.

Драйв – сильный стимул, который побуждает организм к действию.

Естественная сепарация - в отличие от эмоционального отвержения – инициируемое и поддерживаемое взрослым постепенное психологическое отделение от него ребенка, начинающееся в возрасте 6 – 7 лет, и приобретение им независимости и самостоятельности.

Жизненные сценарии - постепенно развертывающийся, формирующийся в детстве, во многом под влиянием родителей, жизненный план поступков и действий, которые человек намерен выполнить в будущем.

Завышенная самооценка – неадекватное завышение в оценивании себя субъектом.

Закономерность – способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей.

Заниженная самооценка – уровень одобрения ниже степени позитивности или уровень неодобрения выше степени негативности – не соответствует объективности.

Зона развития - ближайшего (зона развития потенциального) - 1. Возможности в развитии психическом, открываемые при минимальной помощи субъекту со стороны. 2. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно (уровень актуальный развития) и под руководством взрослого.

Зрелость -(взрослость), состояние, к коему приходит организм в конце периода развития. Самый продолжительный период онтогенеза, характерный тенденцией к достижению наивысшего развития духовных, интеллектуальных и физических способностей личности. Хронологические рамки периода зрелости достаточно условны и определяются завершением юности и началом периода старения.

Игра - активность индивида, направленная на условное моделирование некоей развернутой деятельности. Для человека - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления действий предметных, в предметах науки и культуры. Играми называются и некоторые формы жизнедеятельности животных.

Игра: развитие / возраст дошкольный - (развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в возрасте дошкольном среднем в центр игры начинают перемещаться отношения между людьми. Формируется игра ролевая, достигающая расцвета в 4-5 лет. В возрасте дошкольном старшем в игру входит контроль выполнения правил, обусловленных взятой на себя ролью.

Идеальное Я – представление «каким я должен быть, исходя из усвоенных моральных и иных образцов».

Идентификация - это понятие было введено З. Фрейдом, но широкое распространилось за рамками психоанализа, в частности - в психологии социальной.

Идентичность - (идентичность Я) - согласно Э. Эриксону, - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильного владения личностью собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития.

Индивид - (индивидуум) - согласно А. Н. Леонтьеву - об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя hominis sapientis.

Интеграция - как внутригрупповой процесс - создание внутреннего единства, сплоченности, что выражается в идентификации коллективной, сплоченности группы как ее ценностно-ориентационном единстве, объективности в возложении и принятии ответственности за успехи и неудачи в деятельности совместной.

Интеллект - это понятие определяется достаточно разнородно, но в общем виде имеются в виду индивидуальные особенности, относимые к сфере познавательной, прежде всего - к мышлению, памяти, восприятию, вниманию и пр.

Иннтернальность – личностное образование, присущее людям, которые принимают ответственность за то, что происходит с ними, за свои поступки на себя.

Каприз - мелкая прихоть, причуда - без действительной потребности, надобности, необходимости.

Каприз детский - (капризы детей) - стремление детей - прежде всего возраста дошкольного и младшего школьного - делать нечто вопреки предписаниям взрослых. Часто сопровождается плачем или криком.

Когнитивные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих преобразование сенсорной информации от момента падения стимула на рецепторные поверхности до получения ответа в виде знания.

Комплекс неполноценности - (комплекс малоценности) - ведущий к невротическим отклонениям синдром психопатологический, который заключается в стойкой уверенности человека в собственной неполноценности как личности.

Комплекс оживления - понятие, введенное в 20 - х гг. Н. М. Щеловановым. Означает различные положительные эмоционально - двигательные реакции младенца на появление взрослого, особенно на голос матери, ее лицо, прикосновения, или на красивые игрушки, приятные звуки и пр.

Комплекс Эдипа (комплекс Эдипов, комплекс Эдиповский) - понятие, введенное в рамках психоанализа классического, - имманентное бессознательное эротическое влечение ребенка к родителю противоположного пола и связанное с ним агрессивное чувство к родителю своего пола. Возникающий в раннем детстве комплекс представлений и чувств, преимущественно бессознательных, заключающихся в половом влечении мальчика к родителю противоположного пола и стремлении физически устранить родителя одного пола. Одна из основных категорий фрейдовского учения.

Комплекс Электры - понятие психоанализа классического, выступающее женским аналогом комплекса Эдипа.

Конвергентное мышление – вид мышления, который предполагает, что существует лишь одно правильное решение проблемы.

Конституция (конституция организма) - объединяет несколько групп свойств - морфологических, биохимических, физиологических, - кои в совокупности, но при ведущем влиянии свойств системы нервной, составляют основу и механизм темперамента.

Конформность - тенденция людей изменять свое поведение таким образом, чтобы это соответствовало поведению и требованиям других людей.

Координация сенсомоторная - согласованность действий и взаимодействия органов чувств и движений.

Кризис - в психологии - состояние душевного расстройства, вызванное длительной неудовлетворенностью собой и взаимоотношениями с внешним миром (кризис возрастной).

Кризис возрастной - особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями.

Кризис трехлетнего возраста – этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личных новообразований у детей и переход к новому типу взаимоотношений с окружающими. Качественное своеобразие кризиса трех лет заключается в сознании своей самости, зарождение самосознания, появление чувства «Я» как системного новообразования.

Латентный - скрытый, внешне не проявляющийся.

Латентный период – (по З. Фрейду) стадия приходящаяся на младший школьный возраст, на протяжении которого психическая энергия (либидо) дремлет, а внимание сосредоточено на развитии интересов и навыков в контактах со сверстниками того же пола.

Лепет – несвязная, неразборчивая речь ребенка.

Либидо - во фрейдизме - теоретическое понятие, призванное объяснить динамику психической жизни на базе аналогии с энергией, как она трактуется в физике. Одно из ключевых понятий психоанализа.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Манипулирование - у животных - проявления двигательной активности, охватывающие все формы активного перемещения животными компонент среды в пространстве, в противоположность локомоции - перемещению самих животных в пространстве.

Маскулинность - комплекс психологических и характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. К ним относятся сила, твердость, решительность, жестокость и пр.

Маскулинность (маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

Мастурбация - сексуальное самоудовлетворение, достигаемое за счет раздражения зон эрогенных или психологического возбуждения, когда сексуальные фантазии приводят к переживанию оргазма безо всяких манипуляций.

Мезоморфное (атлетическое) телосложение - стройный, сильный, мускулистый индивид, ассоциируется с соматотоническим типом личности, для которого характерны высокий жизненный тонус, любовь к приключениям и риску.

Механизм эмоционального заражения – появление эмоциональной реакции или эмоционального состояния у ребенка, соответствующим таковым у взрослого в процессе общения с ним.

Механическое запечатление – вид запоминания, который заключается в многократном повторении материала до его запоминания от начала и до конца, без использования специальных приемов и алгоритмов для упрощенного или ускоренного запоминания.

Мотив – сложное психологическое образование, побуждающее к сознательным действиям и поступкам и служащее у них основанием.

Мотив власти - устойчивая черта личностная, выражающая потребность субъекта в обладании властью над другими людьми, - стремление господствовать, распоряжаться, управлять.

Мотив достижения (мотив достижения успеха) - потребность добиваться успехов в разного рода деятельности, особенно в ситуациях соревнования с другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву избегания неудачи.

Мотив избегания (мотив избегания неудачи) - стремление во всякой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, - особенно если результаты деятельности воспринимаются и оцениваются другими людьми. Устойчивая мотивационная черта личностная. Противоположна мотиву достижения успеха.

Мотивация - ее составляют побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Мотивационная установка – латентное состояние готовности к удовлетворению потребности; запланированное, но отсроченное задание для себя или намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода.

Мотивация процессом – интерес к самому процессу совершения действия.

Моторика - активность двигательная.

Моторные процессы – совокупность процессов, обеспечивающих двигательные акты индивида.

Моторные способности – свойства моторной системы, проявляющиеся в ходе ее взаимодействия с внешней средой.

Мышление - одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным отражением действительности; это анализ, синтез, обобщение условий и требований решаемой задачи и способов ее решения.

Нарциссизм (нарцизм) - согласно З. Фрейду - состояние и направленность либидо на Я. Нормальная стадия полового развития. Одна из отличительных черт невротиков - задержка на этой стадии психосексуального развития.

Наглядно – действенное мышление – особый вид мыслительного процесса, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами.

Наследственность – свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом.

Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени все поведение человека. Характеризуется безотчетностью и слабой выраженностью.

Неадекватные аффективные реакции – эмоциональные реакции, не соответствующие ситуации (или субъективно воспринимаемые окружающими как несоответствующие ситуации).

Невербальные функции интеллекта – функции интеллекта, связанные с восприятием, оценкой и оперированием образами, например, геометрическими фигурами.

Невроз (невроз и психоз) - расстройства деятельности психической; согласно З. Фрейду, возникают вследствие конфликта Я с различными господствующими инстанциями и суть выражение возмущения Оно против внешнего мира, выражение его неудовольствия или неспособности приспособиться к реальной необходимости.

Невротические потребности – различные защитные стратегии, формирующиеся в качестве адаптационных организмов к окружающему враждебному миру.

Негативизм - немотивированное поведение, проявляемое в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или групп социальных. Нежелание подвергаться воздействиям других людей, вызванное не логикой выполнения собственных задач, но отрицательным к ним отношением. Обусловлен действием защиты психологической в ответ на воздействия, противоречащие смыслам внутренним субъекта.

Негативизм детский - форма общения ребенка, в коей он пытается отстоять права своей личности путем противодействия требованиям окружающих. Может проявляться в упрямстве, грубости, замкнутости.

Негативная самооценка – низкий уровень самоуважения, ощущение собственной ценности, формирует негативное отношение к своей личности.

Новорожденность - возрастной период от рождения до четырех - шестинедельного возраста, в ходе коего происходит первичная адаптация ребенка к внешнему миру. У ребенка к моменту рождения достаточно развиты чувствительность обонятельная, тактильная, болевая, температурная, вестибулярная и кинестетическая. В первые же дни жизни обнаруживаются способности слышать и различать звуки по высоте, тембру и громкости; видеть и различать зрительные стимулы по форме и величине. В этот период происходит настройка ребенка на общение со взрослыми. В конце первого месяца появляется социальная улыбка - в ответ на обращение взрослого.

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира.

Обобщенность экспрессии - логическое

Обучение - процесс целенаправленной передачи (формирования) знаний, умений, навыков.

Онтогенез - процесс развития индивидуального организма. В психологии онтогенез - формирование основных структур психики индивида в течение его детства. Изучение онтогенеза - главная задача психологии детской

Особенность возрастная - в психологии - специфические свойства личности индивида, его психики, закономерно изменяющиеся в ходе смены возрастных стадий развития.

Память - процессы когнитивные - процессы запоминания, организации, сохранения, восстановления и забывания обретенного опыта, позволяющие повторно использовать его в деятельности или возвратить в сферу сознания.

Педология - течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже XIX-XX вв., обусловленное распространением эволюционных идей и развитием прикладных отраслей психологии и педагогии экспериментальной.

Педофилия - влечение половое к детям.

Период латентный - 1. Время между началом действия раздражителя и появлением ответной реакции. Величина периода латентного обусловлена завершением физико-химического процесса в рецепторе, прохождением нервного импульса по проводящим путям, аналитико-синтетической деятельностью в структурах мозга головного и срабатыванием мышц или желез.

Поведение - присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной).

Пол - 1. Пол биологический - совокупность контрастирующих генеративных признаков особей одного вида.

2. Пол социальный - онтогенетически развивающийся комплекс биологических, соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины и женщины.

Принцип удовольствия - согласно З. Фрейду - господствующий принцип регуляции деятельности психической, главенствующий принциц регуляции психической жизни. Состоит в стремлении избежать неудовольствия и неограниченно получать наслаждение.

Притязание детское (детские притязания) - готовность ребенка к самоутверждению, обусловленная развитием его самосознания, возникающего в возрасте раннем на базе усвоения норм социальных.

Психология возрастная - отрасль психологии, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности в связи с возрастом - на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости.

Психология детская - отрасль психологии, исследующая закономерности развития психического детей. Основной предмет анализа - это движущие причины и условия развития онтогенетического отдельных процессов психических у детей, в том числе - формирования различных типов деятельности.

Психофизиология возрастная - раздел психологии, изучающий процесс созревания в онтогенезе мозговых механизмов деятельности психической.

Пубертатный - относящийся к возрасту полового созревания.

Путь жизненный - весьма широкое общенаучное понятие, описывающее прогресс индивидуального развития человека от рождения до смерти. Часто используется как синоним понятий "время жизни" и "цикл жизненный", но их содержание различно.

Развитие - 1. Усиление, укрепление.

2. Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр.

3. Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.

4. Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.

Развитие психическое: периодизация - выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней - стадий развития психического.

Распределение внимания – способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Реальное Я – представление о себе в настоящий момент.

Рефлекс безусловный (рефлекс врожденный) - наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма.

Рефлекс шагания – если ребенка держать вертикально так, чтобы его ступни касались твердой поверхности, и передвигать его над ней, то он производит движения, похожие на шагания.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции.

Самоконтроль - осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний. Его появление и развитие определяется требованиями общества к поведению человека.

Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, - ценность, приписываемая ею себе или отдельным своим качествам. Относясь к ядру личности, она - важный регулятор поведения.

Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, прежде всего - системы ролей социальных. Реализуется в общении и деятельности - в семье, дошкольных учреждениях, школе, в коллективах трудовых и прочих.

Старость - заключительный период жизни, условное начало которого связано с отходом от непосредственного участия в производительной жизни общества.

Сублимация ( сублимирование) - в психоанализе З. Фрейда - процесс и механизм преобразования энергии сексуального влечения, характерный заменой сексуальной цели на цель более отдаленную и более ценную социально: энергия сексуального влечения преобразуется в социально приемлемые формы активности, в частности - творческую активность.

Темперамент - устойчивое объединение индивидуальных особенностей, связанных с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности; те индивидуальные свойства, что в наибольшей мере зависят от природных способностей человека. Темперамент - индивидная характеристика субъекта со стороны динамических особенностей его деятельности психической: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний.

Теория номогенеза Л. С. Берга – объясняет процесс развития как проявление и развертывания уже существующих у человека задатков, обусловленных действием врожденно программы.

Уверенность в себе - готовность субъекта решать достаточно сложные задачи, причем уровень притязаний не снижается из-за одних опасений неудачи.

Уровень одаренности – характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей, определяющих способность индивида в определенном виде деятельности.

Упрямство - особенность поведения, в устойчивых формах - черта характера; выступает как дефект сферы волевой индивида, выражаемый в стремлении непременно поступать по-своему, вопреки разумным доводам, просьбам, советам или указаниям других людей.

Фаза анальная (стадия анальная) - согласно З. Фрейду - фаза развития сексуального на втором и третьем году жизни, когда доминирует зона эрогенная, представленная анальной областью и обеспечивающая удовольствие при выделении или задержке фекалий.

Фаллическая стадия – третья стадия психосексуального развития (приходится на дошкольное детство), в течение которой источником удовольствия и наслаждения становятся гениталии ребенка.

Фактор развития - система факторов, определяющих психическое и поведенческое развитие ребенка. Включают содержание обучения и воспитания, педагогическую подготовленность воспитывающих и обучающих людей, методы и средства обучения и воспитания, и многое пр.

Фантазия - 1. Синоним воображения.

2. Продукт воображения.

Фрустрация - психическое состояние переживания неудачи, обусловленное невозможностью удовлетворения некоих потребностей, возникающее при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Может рассматриваться как одна из форм психологического стресса.

Хватательный рефлекс – ребенок так крепко хватается за любой предмет, коснувшийся ладони его руки, что он может, ухватившись за что – либо, держаться на весу целую минуту.

Чувства – переживание человеком своего отношения к удовлетворению или неудовлетворению высших, духовных, культурных потребностей.

Эгоцентрическая эмпатия – переживание за самого себя; страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.

Экспрессия – выразительность, сила проявления чувств, переживаний. Экспрессивные реакции являются внешним проявлением эмоций и чувств человека.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния, проникновение в чувствования, в переживания другого человека.

Я-концепция - относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе коей он строит взаимодействие с другими людьми и относится к себе. Целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе.

Яобраз – совокупность чувственных образов и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и к другим.

Яреальное – представление личности о себе, о том, «какой я есть». Я – реальное может быть в большей или меньшей степени реалистичным.

 

Тесты

(контрольные задания)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1445; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.