Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Библиографический список




1. Биржаков, М.Б. Состояние и развитие туризма и санаторно-курортной сферы Тверской области / М.Б. Биржаков, В.И. Боганов // Туристские фирмы. 2004. Вып. 34.

2. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

3. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

4. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008.

5. Игнатьев, А.В. Современное состояние и тенденции развития внутреннего туризма в России / А.В. Игнатьев, Ю.С. Путрик // Туристские фирмы. 2007. Вып. 42 (10).

6. Морозов, В.А. Проблемы развития туризма в российских регионах / В.А. Морозов // Туристские фирмы. 2004. Вып. 32.

7. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. М., 2005.

8. Экономика и организация туризма. Международный туризм / под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. М., 2005.

 

ГЛАВА 2. Сущностные характеристики видов туризма

§ 1. Проблема классификации туризма

Туризм в современном мире проявляется в различных явле­ниях, связях и отношениях, что определяет необходимость его классификации, то есть группировки по отдельным однородным признакам, зависящим от определенных практических целей.

Классификация – общенаучный исследовательский метод, он заключается в разделении множества объектов на подмножества (типы, виды, классы). Классификация – это процесс и результат деления. Классификация в туризме необходима для систематизации и упорядочивания этого многогранного явления, для совершенствования туристской деятельности.

Необходимость выделения среди огромного разнообразия путешествий определенных групп состоит в том, что конкретный вид туризма во многом определяет набор услуг по туру, ценообразование, характер деятельности организатора поездки, специфику принимающего региона, маркетинг и многие другие параметры, представляющие ключевые позиции деятельности по управлению туристским бизнесом.

Известно большое количество подходов к классификации ту­ризма, различаемых по принципам построения, прикладным зада­чам и даже пониманию сущности туризма.

Наиболее распространенной классификацией туризма явля­ется его деление на типы, категории, виды и формы.

Тип туризма определяется национальной принадлежностью туристов. В соответствии с рекомендациями ВТО в отношении отдель­ной страны выделяются следующие типы туризма:

- внутренний, то есть путешествия жителей какой-либо страны по своей собственной стране;

- въездной, то есть путешествия по какой-либо стране лиц, не яв­ляющихся ее жителями;

- выездной, то есть путешествия жителей какой-либо страны в дру­гую страну.

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма:

- туризм в пределах страны, включающий внутренний и въезд­ной туризм;

- национальный туризм, охватывающий внутренний и выезд­ной туризм;

- международный туризм, состоящий из въездного и выездного туризма.

Указанные категории могут использоваться применительно как к отдельной стране, так и к туристскому региону. При этом термин «регион» может относиться либо к району в пределах какой-то страны, либо к группе стран. Существуют классификации туризма, основанные на иных признаках. Одни из них относятся к туристскому путешествию и позволяют описать его исходя из способа организации, продолжительности используемых транспортных средств, интен­сивности туристских потоков. Другие характеризуют туризм ис­ходя из демографической и социально-экономической точки зрения.

Так, в зависимости от способа организации различают организованный и неорганизованный туризм.

Организованный туризм представляет собой путешествия од­ного туриста (или группы) по предварительно разработанной ту­ристским предприятием программе. Организованные туристы приобретают туры по заранее согласованным маршруту, срокам пребывания, объему предоставляемых услуг. Туры обычно реа­лизуются на условиях предварительной оплаты.

Неорганизованный туризм – путешествия, организованные самими туристами, без участия туристского предприятия. Туристы при этом самостоятельно разрабатывают маршрут путешествия, определяют объекты посещения, количество ночевок и оплачивают только туристские услуги (проживание, питание и т.д.) во время их приобретения. Неорганизованный туризм получил в мире широкое распро­странение. Так, в европейских странах на его долю приходится около 80% от всех туристских путешествий, и эта цифра посто­янно растет.

По продолжительности путешествия выделяют туризм краткосрочный («выходного дня», «конца недели») и долгосрочный (продолжительный). Краткосрочный туризм, как правило, пред­полагает поездки на срок до 5-7 дней.

По используемым транспортным средствам туризм подразделяют на следующие виды:

- железнодорожный (характерные черты – относительный комфорт, доступность по цене менее обеспеченным слоям населения), используемый в путешествиях на сравнитель­но небольшие расстояния. Его перспективы видятся в раз­витии скоростных магистралей;

- авиационный (основное преимущество – возможность за короткое время преодолевать большие расстояния), являющийся приоритетным для стран, удаленных от основ­ных туристских центров;

- теплоходный (водный), получивший развитие в странах, имеющих выход к водным пространствам. Включает две разновидности: речной и морской. С каждым годом растет популярность морских и речных круизов, осуществляемых по предварительно разработанным маршрутам и программам. Во время круиза предоставление туристам транспорт­ных услуг сочетается с услугами по размещению, питанию, развлечениям и т.п.;

- автомобильный (характерные особенности – высокая подвижность туристов, возможность посещения большого числа мест, выбора оптимального маршрута, преодоления боль­ших расстояний). Активно развивается во второй половине XX века и занимает ведущее место в общем туристском потоке. В Европе на его долю приходится около 75% международных туристских перевозок. Различают автомобильный туризм на собственных (принадлежащих туристам) и арендованных (взятых напрокат) автомобилях;

- автобусный, предусматривающий путешествия организо­ванных групп туристов по разработанным маршрутам, ис­пользующих в качестве средств передвижения автобусы;

- велосипедный (мотоциклетный), получивший наибольшее распространение в странах с равнинным рельефом местно­сти. Активно используется в ряде стран для поездок (пре­имущественно на небольшие расстояния) в выходные дни;

- туризм с использованием прочих средств передвижения (дирижаблей, воздушных шаров, дельтапланов, собачьих упряжек и др.). Сюда же можно отнести пешеходный туризм, получивший наибольшее распространение во внутреннем туризме.

По интенсивности туристских потоков туризм делят на посто­янный и сезонный. Под постоянным туризмом понимается отно­сительно равномерное посещение туристских регионов на протя­жении всего года, а под сезонным – в определенное время года. Постоянный туризм характерен для наиболее известных турист­ских центров: знаменитых городов мира, курортов, располагающих уникальными лечебными ресурсами (например, минеральными водами, целебными грязями и т.п.). Сезонный туризм в свою очередь делится на одно- и двухсезонный. Первый распространен в регионах, посещаемых туристами в определенное время года (преимущественно летом или зимой), второй характеризуется наличием туристских потоков как летом, так и зимой.

В зависимости от возрастной категории туристов различают следующие виды туризма:

- детский;

- молодежный;

- лиц среднего возраста;

- лиц «третьего» возраста.

Каждый из перечисленных видов имеет свою специфику организации и обслуживания, которая должна учитываться турист­скими предприятиями. Так, молодежь ориентирована в основ­ном на относительно дешевые путешествия с использованием менее комфортабельных средств размещения и транспорта, на веселый вечерний отдых (бары, диско, дискуссионные клубы, встречи по интересам и т.п.). Туристы «третьего» возраста (пен­сионеры), напротив, требуют не только комфорта, но и персо­нального внимания со стороны обслуживающего персонала, возможности получения квалифицированной медицинской помощи, наличия в ресторанах диетического питания, размещения в гостиницах, расположенных в тихих местах. Для туристов среднего возраста характерно преобладание семейных поездок, в связи с этим необходимо предусматривать возможность ис­пользования площадок для игр, детских бассейнов и др.

По источникам финансирования выделяют туризм коммерче­ский и социальный.

Коммерческий туризм ориентирован на получение туристски­ми предприятиями прибыли, являющейся основным источником средств для развития и расширения производства. Стремясь максимизировать ее, фирмы ищут оптимальное сочетание между величиной издержек и ценой туристского продукта. Предлагае­мые ими услуги ориентированы главным образом на лиц с высо­ким и средним уровнем дохода, позволяющего полностью опла­чивать туристские расходы.

Социальный туризм субсидируется из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, ветеранам войны и тру­да, иным гражданам, которым государственные и негосударст­венные фонды и другие благотворительные организации оказы­вают поддержку как наименее обеспеченной части населения. Данное положение закреплено в Манильской декларации по мировому туризму, где указывается, что социальный туризм – это цель, к которой общество должно стремиться в интересах менее обеспеченных граждан при использовании их прав на отдых.

Концепция социального туризма базируется на трех основополагающих принципах:

- обеспечение отдыха каждого члена общества путем вовлечения в сферу туризма людей с низким уровнем доходов;

- субсидирование туризма малоимущих;

- активное участие правительственных, муниципальных, общественных и коммерческих структур в развитии туризма.

Форма туризма – это тип организации туристской деятельно­сти человека или группы людей. Практика туризма выделяет следующие формы туризма:

- индивидуальная (до 5 человек);

- групповая (от 6 человек и свыше).

Индивидуальный туризм представляет собой путешествия одного или нескольких лиц и связан с обслуживанием (как правило, по более высоким ценам), носящим персональный характер.

Групповой (коллективный) туризм представляет собой путе­шествия нескольких лиц по единому маршруту и на одинаковых для всех условиях. Объединение туристов в группу определяется общностью интересов и целей поездки, а также более низкими ценами на туры по сравнению с индивидуальными путешествиями в связи с предоставлением групповых скидок.

Как относительно самостоятельная форма активно развива­ется в последнее время семейный туризм. Этому в немалой степе­ни способствует существующая в ряде стран система скидок для данной категорий путешественников («семейный план»).

Функциональная классификация видов туризма определяет­ся целью поездок. В соответствии с данным признаком различа­ют следующие виды туризма.

1. Культурный туризм – это форма туризма, основной целью которой является ознакомление туристов с историческими местами и памятниками истории. Культурный туризм имеет позитивный характер, так как вносит вклад в их сохранение и защиту. Данный вид туризма направлен на познавательные и ознакомительные цели, программы такого туризма основаны на знакомстве и изучении культурного и природного наследия человечества во всем многообразии.

2. Экскурсионно-познавательный туризм включает в себя поездки с целью оз­накомления с природными, а также историко-культурными, достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. В основе этого вида туризма лежит богатая экскурсионная программа. Причем познавательные цели могут сочетаться с целью отдыха.

3. Религиозный туризм включает виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворени­ем потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды. Религиозный туризм – это самостоятельный вид туризма. У него, как и у других его видов, есть свои разновидности: палом­нический туризм и религиозный туризм экскурсионной направлен­ности.

Путешествия с религиозными целями (паломничество) – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых туристов, несомненно, являлись средневековые паломники. В силу религиозных убеждений или ради любопытства люди во всем мире путешест­вуют к «святым местам» с целью посещения культовых сооруже­ний.

Близкие паломничеству потоки формируются религиозным туризмом экскурсионной направленности. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, организу­ются в любое время года и не привязаны к культовым праздни­кам. Получили развитие также научные поездки с религиоведче­скими целями.

4. Деловой туризм охватывает путешествия со служебными или профессиональными целями без получения доходов по месту временного пребывания. К этому виду туризма ВТО относит по­ездки для участия в съездах, научных конгрессах и конференциях, производственных семинарах и совещаниях, ярмарках, выставках, салонах, а также для проведения переговоров и заключения кон­трактов, монтажа и наладки оборудования. В число деловых ту­ристов включаются водители грузовых автомобилей, коммерче­ские агенты, руководители туристских групп, выполняющие профессиональные обязанности за пределами своей обычной среды. Всех их можно правомерно назвать туристами на работе.

Деловой туризм часто подразделяют на собственно биз­нес-поездки, конгрессно-выставочный и инсентив-туризм (от англ. incentive – побудительный, поощряющий). Последний представляет собой поездки, предоставляемые администрацией фирм своим сотрудникам на исключительно льготных услови­ях или бесплатно в качестве поощрения за высокие показатели в работе.

5. Научный туризм ориентирован на участие в научных совещаниях, конференциях, на знакомство с научными открытиями и т.д. Это сравнительно новый вид туризма, бурно развивающийся на рубеже XX-XXI веков, связанный с возрастанием в современном мире взаимозависимости науки, образования, культуры, спорта и туриз­ма. Научный туризм может быть ознакомительным, при этом тури­стам демонстрируются природные и антропогенные объекты и об­разцы и даются квалифицированные пояснения по ним и пробле­мам, с ними связанным. Но все чаще и чаще туристы принимают участие в научных и сопутствующих работах в качестве вспомога­тельного персонала, например, участвуют в реставрационных рабо­тах, работах в заповедниках по сохранению редких животных и полевых научных исследованиях в качестве вспомогательного персо­нала.

6. Обучающий туризм – вид поездок, связанный с совмещением обучения и отдыха. Включает в себя языково-обучающие туры, спортивно-обучающие туры и туры, ориентированные на профессиональное обучение.

7. Рекреационный туризм является самым распространенным и осуществляется с целью отдыха, оздоровления, восстановле­ния и развития физических, психологических и эмоциональ­ных сил. Этот вид туризма отличается большим разнообразием и может включать зрелищно-развлекательные программы (те­атр, кино, фестивали, карнавалы), занятия по интересам (охота, рыбная ловля, музыкальное, художественное творчество), за­нятия спортом, посещение спортивных мероприятий в качестве зрителя и т.д.

8. Лечебно-оздоровительный туризм обусловлен потребностью в ле­чении различных заболеваний. Он имеет несколько разновидностей, определяемых природными средствами воздействия на организм че­ловека (климатолечение, грязелечение, бальнеолечение и др.).

9. Экологический туризм представляет собой целенаправленные поездки в места с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Он направлен на ознакомление с природными ценностями, экологическое воспитание и образование. Особенностью организации этого вида туризма является обеспечение минимального воздействия на природную среду, создание сети экологических гостиниц, обеспечение туристов экологически чистым питанием. Экологический туризм включает посещение экологически чистых природных территорий (заповедников, заказников, национальных парков), не измененных или минимально измененных деятельностью человека. Основой развития экологического туризма является сеть особо охраняемых природных территорий. В программу экологического тура включается посещение учебных экологических троп, природоведческих, краеведческих музеев, экотехнологичных хозяйств и, непременно, ознакомление с местными экологическими проблемами.

10. Сельский туризм включает посещение туристами сельской местности, отдых и оздоровление в экологически чистых районах. Это сектор туристской индустрии, ориентированный на использование природных, культурно-исторических и других ресурсов сель­ской местности и ее особенностей для создания комплексного туристского продукта. Обязательным условием организации сельского туризма является нахождение средств размещения туристов, как правило, индивидуальных и специализированных, в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки. Следует отметить, что по своим характеристикам сельский туризм близок к некоторым разновидностям экологического.

11. Приключенческий туризм является своеобразным видом отды­ха, связанным с посещением экзотических мест (вулканов, ост­ровов, водопадов, мест катастроф и т.п.), занятием экзотической деятельностью (например, сафари – поездка в целях охоты, на­блюдения за животными; рафтинг – сплав по горным рекам; кладоискательство), использованием для перемещения необыч­ных транспортных средств (собачьих упряжек, слонов, верблю­дов, воздушных шаров и т.п.). Во многих случаях такой туризм связан с риском, серьезными физическими нагрузками, требует от туристов смелости и умений.

12. Спелеотуризм предусматривает посещение и осмотр пещер, прохождение часто сложных участков подземных ходов, преодоление озер, ручьев. Основными особенностями спелеотуризма являются сложность подземных маршрутов, обусловленная большим разнообразием рельефа пещер (колодцы, завалы, узкие щели, подземные реки и др.), как правило, высокая относительная влажность воздуха (до 100%) при пониженной температуре, отсутствие естественного освещения.

13. Развлекательный туризм включает путешествия, связанные с посещением различных праздничных мероприятий и развлечений во время туристской поездки. Подобные поездки, как правило, непродолжительны. Среди них самыми распространенными являются туры выходного дня. Поездки включают посещение тематических парков развлечений, участие в фестивалях, карнавалах и т.д. Вечерние мероприятия носят также развлекательный характер и ориентированы на посещение дискотек, ресторанов, концертов.

Одним из видов развлекательного туризма является событийный туризм, связанный с посещением туристом или его непосредственным участием в конк­ретном мероприятии или событии. Следует отметить, что зрелища вне зависимости от их содержания (концерты, выступления, спортивные соревнования, празднования) давно стали полноценным туристическим ресурсом.

14. Спортивный туризм в зависимости от цели путешествия подразделяется на два вида: активный и пассивный. В первом случае основной мотивацией туриста является возможность занятия любимым видом спорта (что требует наличия необходимой базы: инвентаря, специальных трасс, подъемников, спортивных пло­щадок, кортов, сооружений и т.п.). Во втором случае цель путе­шествия состоит в посещении спортивных соревнований в каче­стве зрителя. Зарубежные специалисты выделяют даже такую разновидность туризма, как фан-туризм (поездки фанатов той или иной спортивной команды в места спортивных соревнова­ний, в которых она принимает участие).

15. Экстремальный туризм – поездки, сопряженные с определенным риском для жизни или здоровья путешественников. Экстремальная компонента формируется за счет специфических природных условий, специфической активности туристов во время поездки, особенностей климата и посещаемой местности.

16. Хобби-туризм – са­мостоятельный вид туризма, который предоставляет отдыхающему воз­можность заняться любимым увлечением среди тех, кто разделяет его интересы, во время отдыха или путешествия (автолюбители, спортив­ные болельщеки, поклонники музыкальных коллективов и т.д.).

17. Шоп-туризм – поездки за границу с целью приобретения товаров народного потреб­ления (в основном изделий легкой промышленности, автомобилей, мебели и т.д.) для последующей их реализации. При кризисе отечествен­ной промышленности деятельность таких туристов – «челноков» – примерно на 1/5 наполняла товарами потребительский рынок.

18. Таймшер (клубный отдых) – совместное владение недвижимостью в туристском бизнесе с возможностью пользоваться ею на протяжении определенного времени, которое пропорционально денежному взносу. Таймшер обычно именуется «собственность на каникулы» и приобретается на срок от 10 лет до бессрочного пользования. Время пользования измеряется в неделях. Владелец или совладелец может отдыхать в приобретенных апартаментах в «свои» недели или обменять место отдыха на аналогичное.

19. Этнический туризм преследует цель посещения туристами мест своего рождения, проживания родственников и близких. Данный вид туризма занимает важное место в международном туристском обмене. Особое значение этнический туризм имеет для стран, часть населения которых проживает за границей. Так, у туристов из Германии пользуются популярностью поездки по Поволжью, у евреев – в Израиль и т.д.

20. Транзитный туризм в соответствии с рекомендациями ВТО охватывает категорию «прочие цели» поездок. Транзит можно классифицировать в качестве цели посещения только с точки зрения въездного туризма. Существуют две разновидности тран­зита. Первая относится к авиапассажирам, которые в юридиче­ском смысле не въезжают страну, в которой они меняют пере­возчика, однако по традиции считаются ее посетителями. Вторая разновидность транзита относится к лицам, путешествующим через третью страну к месту назначения или постоянного жи­тельства. Если соответствующая поездка является туристской, эти лица классифицируются как посетители данной страны, даже если не останавливаются на ее территории и не расходуют денег.

Следует иметь в виду, что рассмотренная классификация ви­дов туризма, обусловленная целями поездок, не является исчер­пывающей. Более того, в туристской практике обычно имеет место комбинация в одном путешествии нескольких видов туризма. Например, рекреационный и деловой туризм часто сочетается с экскурсионно-познавательным. Тем не менее, приведенная классификация представляется чрезвычайно полезной для организации и анали­за туристской деятельности.

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какую роль играет классификация туризма?

2. По каким критериям осуществляется классификация туризма? Кратко охарактеризуйте основные особенности классификационных групп.

3. Дайте характеристику основных видов туризма в зависимости от цели поездки.

4. Назовите наиболее массовые виды туризма. Дайте их сравнительную характеристику.

5. Составьте таблицу, отражающую характеристики основных видов туризма.

6. Что такое этнический туризм? Приведите примеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1234; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.