Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Городской туризм




Библиографический список

1. Баканова, А.А. Модели функционирования сельского туризма в зарубежных странах / А.А. Баканова // Туристские фирмы. 2006. Вып. 40 (8).

2. Баканова, А.А. Сельский туризм / А.А. Баканова // Туристские фирмы. 2007. Вып. 42 (10).

3. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. СПб., 2004.

4. Воскресенский, В.Ю. Международный туризм. Инновационные стратегии развития / В.Ю. Воскресенский. М., 2007.

5. География туризма / под ред. А.Ю. Александровой. М., 2008.

6. Колбовский, Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма / Е.Ю. Колбовский. М., 2006.

7. Кусков, А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. М., 2005.

8. Организация туризма / Под ред. Н.И. Кабушкина и др. Минск, 2003.

9. Туризм, гостеприимство, сервис / ред. Л.П. Воронкова. М., 2002.

 

Одним из интенсивно развивающихся на рубеже XX – XXI веков и перспективных видов туризма является городской туризм. Городской туризм – это посещение крупных населенных пунктов – городов в туристских целях (познавательных, деловых, лечебных, паломнических и др.). В городском туризме именно город является туристским центром.

Следует отметить, что значительная роль в приеме туристов всегда принадлежала и принадлежит городам, которые на протяжении истории всех цивилизаций были единственно возможным способом концентрации человеческого капитала, позволявшего создавать величайшие архитектурные и промышленные памятники и объекты, формировать культурно-историческое наследие поколений, развивать науку и технологии. Живущие на сравнительно небольшом географическом пространстве горожане в отличие от жителей сельской местности в целом были освобождены от изнурительного физического труда, постоянно росла доля городского населения, занимающегося интеллектуальным трудом и творчеством. Жизнь в городе отличалась более высоким процентом свободного времени, что требовало появления в городах досуговой, культурной и развлекательной сфер.

В современном мире города являются центрами развития туризма. В научной литературе отмечается, что городская среда непременно должна обладать всем, что способно поддерживать интерес туриста. Это аттрактивность – способность обращать на себя внимание; экспрессивность – особая выразительность; мемориальность – связь с памятными событиями, явлениями, личностями; уникальность – единичность памятника; редкость – раритетность.

По мнению Д.В. Карандаевой, город – это сложнейший социально- экономический организм, многоотраслевой хозяйственный комплекс, культурно-историческое образование, олицетворение синтеза искусств и площадка для величайших событий в истории человечества. Города обладают удивительной притягательной силой для миллионов людей земли. Они не только выбирают городскую среду в качестве места постоянного проживания, но и стремятся в города как к декорациям отпуска или выходного дня.



Говоря о городском туризме, невольно представляют образы тех или иных городов. Все зримые формы городов несут на себе отпечаток судьбы города и его жителей. Города производят впечатление своей неповторимостью (например, Копенгаген ассоциируется с Андерсеном, Санкт-Петербург с Петром I, Севилья – родина Фигаро, Дон-Жуана и Кармен, Верона – город мировых символов любви Ромео и Джульетты, Венеция – каналы и т.д.). От встречи с красивым городом, знакомства с его панорамами, ансамблями, увлекающими перспективами, красочными деталями эмоционально богатый человек получит нечто большее, чем просто удовольствие.

Необходимо отметить, что важную роль в восприятии играет общий колорит города, преобладающий цвет зданий, специфика звуков и запахов.

Фундаментальный признак современной городской среды – ее нарастающее разнообразие. Именно этот факт – главный аргумент против утверждений о том, что города выходят из моды. Люди еще много лет будут стремиться к городам, каждый из которых уникален, а значит, городской туризм будет жить и выходить на все более высокие качественные рубежи вместе с развитием городов и их культуры.

Города – туристские центры, чрезвычайно разнообразны. Существует много классификаций туристских центров в зависимости от выбранного основания. Наиболее крупным является деление городских туристских центров на две группы:

1. Города, где туристская индустрия выполняет градообразующую функцию. Как правило, к этой категории относятся малые, реже – средние города, то есть города с узкой специализацией и недиверсифицированной экономикой. Для таких туристских центров характерна ориентация на определенный тип потребителя с соответствующим уровнем дохода и целями путешествия. Экономика такого города попадает в зависимость от конъюнктуры туристского рынка в целом, а также от состояния туристского спроса определенного сегмента рынка потребителей. Для городов этого типа жизненно важным является непрерывный мониторинг сложившейся на рынке экономической ситуации, проведение маркетинговых исследований, которые нацелены на разработку перспективной долгосрочной программы поддержания конкурентоспособности туристского продукта, предлагаемого городом.

2. Города, где туристская индустрия не выполняет градообразующую функцию, но является неотъемлемой частью городской экономики. К ним относится большинство средних, все крупные города и мегаполисы, в которых туризм не единственная, а одна из многих отраслей специализации. Они привлекают разные категории туристов, которые различаются возрастом, уровнем доходов, целевыми установками и т.д., и могут предложить им разнообразные туристские продукты.

Кроме того, в зависимости от туристской специализации различают следующие виды городских туристских центров: центры культурно-познавательного туризма, центры делового туризма, центры событийного туризма, города-курорты, лечебные центры и центры паломничества. Многие города, главным образом крупные, и мегаполисы являются полифункциональными.

Города – центры культурно-познавательного туризма специализируются на приеме туристов, путешествующих с целью получения новых знаний и приобщения к культурным ценностям (архитектурные сооружения, музеи, театры, выставочные залы и т.д.). В последнее время туристов все больше привлекает атмосфера города, образ жизни городского населения, современный дизайн. Приходит осознание того факта, что наличие и сохранение культурно-исторического потенциала важно для развития любого туристского города (Рим, Париж, Лондон, Санкт-Петербург, Вена, Милан, Афины, Прага, Венеция, Флоренция и др.).

Города – центры делового туризма. Деловой туризм, находящийся на подъеме, тяготеет к центрам экономической и политической жизни стран. Бизнес-туристы требовательны к состоянию городской инфраструктуры, наличию специальных объектов для встреч и заседаний. Особое значение имеют безопасность и политическая стабильность. Наибольшим потенциалом для развития делового туризма обладают города, прежде всего столицы экономически высокоразвитых государств, вовлеченных в систему международного разделения труда (Париж, Лондон, Рим, Берлин и т.д.).

Города – центры событийного туризма. В современных туристских центрах регулярно проходят культурные и спортивные мероприятия различных масштаба и тематики (Олимпийские игры, чемпионаты и другие спортивные соревнования, конкурсы красоты, музыкальные фестивали и т.д.). Они обеспечивают приток туристов и дополнительные поступления от них. Возможность провести мероприятие мирового масштаба, главным образом спортивное, можно рассматривать как редкий шанс для развития городского туризма. Организация культурных и спортивных мероприятий является одним из способов борьбы с сезонностью в индустрии туризма.

Города-курорты и центры лечебного туризма возникают в районах, обеспеченных природными ресурсами определенного типа и качества. Города-курорты, как правило, привязаны к береговой линии морей, озер и других водных объектов. Основная проблема их развития – сезонность колебания туристской активности. Города – центры лечебного туризма привязаны к месторождениям целебных природных ресурсов. Их туристский продукт адресован людям, страдающим различными заболеваниями.

Города – центры паломничества тесно связаны с религиозными течениями. Они являются почитаемыми местами для миллионов верующих, которые считают своим долгом посетить их в течение своей жизни. Особенно высокая концентрация паломников в этих городах отмечается в дни религиозных праздников.

Близкие к паломничеству потоки формируются познавательным туризмом религиозной тематики. Такие путешествия обычно не столь продолжительны, как странствия верующих, они организуются в любое время года и не привязаны к культовым праздникам. Туристы, как правило, имеют высокий уровень образования и проявляют интерес к истории города, музеям.

Следует отметить, что среди всего многообразия туристских центров большой интерес представляют крупные города. Они традиционно аккумулируют значительную часть культурно-исторического наследия человечества, зачастую являются генераторами и носителями все новых видов туризма и обладают наиболее отлаженной инфраструктурой для комфортабельного времяпрепровождения. В последнее время одним из ключевых моментов в плане локализации потоков международных туристов становится место центра в формирующейся сети взаимосвязанных в глобальном масштабе городов. Такое принципиально новое созвездие городов получило в научной литературе специальное название – «архипелаг городов».

Выделяют два типа городов. Один из них – совокупность историко-культурных центров мира, составляющих сокровищницу, непреходящую ценность всего человечества; другой – глобальная сеть официальных и формальных столичных городов.

В настоящее время специалисты говорят о формировании так называемых международных, или мировых городах – политико-экономических центрах наднационального уровня, во многом отвечающих за функционирование мирового хозяйства и стратегическое построение международных отношений.

Специалисты британской исследовательской школы, использующие критерии с акцентом на сферу услуг, относят к мировым городам более 120 городов и подразделяют их на четыре крупные категории: ведущие (Лондон, Нью-Йорк, Париж, Токио и др.), главные (Сидней, Мадрид, Брюссель, Москва и др.), второстепенные (Амстердам, Вашингтон, Прага, Варшава, Рим, Берлин и др.) и формирующиеся (Афины, Люксембург, Тель-Авив, Абу-Даби, Бразилиа, Марсель и др.).

В совокупности крупнейшие деловые центры планеты образуют опорный каркас не только мировой экономики, но и системы международного туризма. Все мировые города относятся к категории городов-миллионеров.

Мировые города становятся ключевыми элементами в системе международного туризма. Они формируют особую категорию туристских центров и обладают целым рядом важных отличительных черт. Среди них в первую очередь необходимо отметить следующие:

1) мировые города концентрируют колоссальные объемы глобального туристского потока;

2) в отличие от пассивных – преимущественно принимающих (фокусы) и активных – преимущественно отправляющих (очаги) туристских центров мировые города выступают в качестве туристских узлов, для которых входящие и исходящие потоки равновелики и вполне сопоставимы;

3) очень высокие темпы прироста объемов туристского потока, в том числе международного;

4) для мировых городов типична очень широкая географическая структура международного туризма;

5) огромное количество туристов обусловливает особую значимость отрасли для экономики мировых городов;

6) все мировые города относятся к числу полифункциональных туристских центров. Они располагают всеми возможностями для познавательного, делового, развлекательного и целого ряда иных видов туризма, включая в целом нетипичную специализацию;

7) мировые города выступают главными эпицентрами локализации и генераторами роста делового туризма, который стал одним из самых динамичных секторов международного туризма.

Таким образом, очевидно, что под влиянием процессов глобализации происходит формирование полиструктурной глобальной пространственной организации международного туризма.

Что касается требований к размещению и питанию при организации городского туризма, то необходимо сказать о том, что существует две разновидности туров:

1) стационарные туры – с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;

2) маршрутные туры – посещение нескольких городов и центров достопримечательностей, выстроенное в виде маршрута путешествия.

При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3 дней в зависимости от величины туристского центра и объема достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые крупные туристские центры – столичные города, такие как Париж, Рим, Лондон, Москва.

Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным – в гостиницах от 1 до 5 звезд. Основное требование – местонахождение гостиницы в черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных странах – это от 2 до 4 звезд).

Питание на маршрутных турах – обычно полный пансион, так как основное время уделяется экскурсиям, музеям, театрам, и у туристов нет времени самостоятельно организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости к намеченным экскурсионным объектам. На стационарных турах чаще предлагается полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд экскурсионных и досуговых мероприятий включает в себя обед или ужин.

Если говорить о перспективах и тенденциях развития рассматриваемого вида туризма, то в последнее время проблемам городского туризма как одному из перспективных направлений туристской деятельности уделяется большое внимание на международном, региональных и национальных уровнях. За последние десять лет его объем более чем удвоился. В 2004 году на городской туризм в Европе пришлось 38% всех туристских прибытий.

Туристские потоки оказывают определенное воздействие на городскую среду. Туризм часто рассматривается как один из основных элементов стратегии городского развития, способный внести вклад в процветание городов и их жителей. Проблемы развития городского туризма, в частности, поднимались в июне 2005 года в рамках форума, посвященного новейшим тенденциям в управлении городским туризмом и имевшего место в Стамбуле. В форуме приняли участие представители 42 стран. Также летом 2007 года в Москве была организована выставка под названием «Урбанистический туризм, или город как комплексный туробъект», по итогом которой можно ожидать того, что новые проекты положат начало новому направлению городской «экскурсионки» – урбанистическому туризму. Нестандартные архитектурные решения дают возможность любой территории заявить о себе как об интересном туристском объекте. Для участников и посетителей выставки были организованы самые разнообразные экскурсии и семинары.

Таким образом, роль и значение городов в развитии туризма неуклонно повышаются. Создавая условия для приобщения к культурно-историческому достоянию, занятия бизнесом, отдыха, оздоровления людей и т.д., они притягивают все больше путешествующих лиц.

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы

1. Какую роль играют города в развитии национального и международного туризма? Чем обусловлена эта роль?

2. Что такое образ города? Из чего он складывается?

3. По каким признакам можно классифицировать города – туристские центры? Какие типы городов – туристских центров вам известны? Перечислите функции, которые они выполняют.

4. Что такое мировой город? Каковы его признаки? Приведите примеры мировых городов, расположив их в иерархической последовательности.

5. Чем отличаются мировые города как центры международного туризма от других крупных центров туризма?

6. Подготовьте доклад на тему «Мировой город (по выбору) как центр международного туризма».





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3036; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.81.231.226
Генерация страницы за: 0.01 сек.