Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее территориальных и отраслевых подсистем




Надзор за исполнением законодательства Республики Беларусь о гражданской обороне

Ответственность за нарушение законодательства Республики Беларусь о гражданской обороне

Финансирование гражданской обороны

Финансирование гражданской обороны осуществляется в порядке, определенном для финансирования оборонных мероприятий, за счет средств бюджета Республики Беларусь и иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

Финансирование мероприятий гражданской обороны, проводимых местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями, осуществляется соответственно за счет средств местных бюджетов и средств этих организаций, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь.

 

За нарушение законодательства Республики Беларусь о гражданской обороне должностные лица государственных органов, иных организаций и граждане несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.

 

Надзор за точным и единообразным исполнением законодательства Республики Беларусь о гражданской обороне осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.

В мире, кроме войн, по данным ВОЗ, в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф, пожаров, несчастных случаев в быту и на производстве ежегодно гибнет около двух и получает травмы около десяти миллионов человек.

Все чрезвычайные ситуации такого рода нередко представляют значительную проблему для служб гражданского здравоохранения, так как они создают неожиданный поток пострадавших, зачастую превосходящий возможности учреждений здравоохранения.

Поэтому в последнее время интенсивно развивается и непрерывно совершенствуется самостоятельное научно-практическое направление, получившее название «медицина катастроф», а в программу обучения по медицинским специальностям введён курс медицины экстремальных ситуаций.


Глава 2. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Служба экстренной медицинской помощи (служба медицины катастроф)

 

Чрезвычайные ситуации (ЧС) мирного и военного времени представляют значительную проблему для здравоохранения так как, в большинстве своём, они создают неожиданный поток пострадавших, зачастую превосходящий возможности лечебных учреждений. В связи с этим в настоящее время во всем мире интенсивно развивается специальное научно-практическое направление, получившее название «медицина катастроф», включающее медицинские вопросы защиты населения при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. Именно поэтому, подготовка квалифицированных медицинских кадров является важнейшей задачей органов управления здравоохранения.

Защита населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций является неотъемлемой частью системы жизнеобеспечения граждан любого суверенного государства. Особое внимание уделяется обеспечению постоянной готовности органов управления, сил и средств к оперативным и элективным действиям, а в случае возникновения — проведение мероприятий по обеспечению безопасности населения, уменьшению ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

С этой целью в нашей стране после обретения независимости последовательно принимался ряд руководящих документов, регламентирующих своевременное и организованное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

1 Постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 95 от 24.02.93г. в Республике Беларусь была создана Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях (РСЧС).

2. В апреле 1998 года принят Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». В нем урегулированы отношения в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, являющиеся в современных условиях важнейшей частью обеспечения безопасности. В частности, закон определяет общие организационно-правовые нормы в области защиты граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Республики Беларусь или ее части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от ЧС природного и техногенного характера.

3. Во исполнение Закона Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Совет Министров Республики Беларусь 10.04.2001 г. принял постановление № 495 об образовании Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС). В нём признано утратившим силу постановление Совета Министров РБ от 24 февраля 1993 года № 95 «О Республиканской системе по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях» и утверждены:

· положение о ГСЧС, где определены принципы построения, состав сил и средств, задачи, порядок функционирования и взаимодействия основных элементов ГСЧС;

· функции министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений, подчиненных правительству Республики Беларусь, по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· структура ГСЧС;

· организационная схема органов управления, сил и средств ГСЧС.

4. В декабре 2005 года принято Постановление Совета Министров № 1405 «О внесении изменений в Постановление Совета Министров № 495 от 10.04.2001 г. «О государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», более точно определяющее задачи структурных подразделений ГСЧС.

5. В ноябре 2006 года принят Закон Республики Беларусь №183–З «О гражданской обороне». В нём определены правовые основы гражданской обороны в Республике Беларусь, полномочия государственных органов, иных организаций, прав и обязанностей граждан в этой сфере, а также сил, привлекаемых для решения задач гражданской обороны.

 

2.1. Государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ГСЧС): задачи и функции

Таким образом, в Республике Беларусь, 24.02.93 г. была образована «Республиканская система по предупреждению и действиям в чрезвычайных ситуациях», которая с 10.04.2001 г. реорганизована в «Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

Предназначение ГСЧС заключается в организации и осуществлении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения — проведение мероприятий по защите населения, уменьшения ущерба народному хозяйству и ликвидации последствий.

В связи с предназначением на ГСЧС возложены следующие задачи и функции, которые определены Законом РБ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 1998 года:

· разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;

· осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

· обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

· создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

· подготовка населения к действиям в ЧС;

· сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

· прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

· осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

· ликвидация ЧС;

· осуществление мероприятий по социальной защите населения пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

· реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

· международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

 

Построение ГСЧС осуществляется по территориальному, отраслевому и производственному принципам. ГСЧС образуют:

· комиссия по чрезвычайным ситуациям при Совете Министров РБ

· Министерство по чрезвычайным ситуациям

· территориальные и отраслевые подсистемы, входящие в них звенья.

Территориальные подсистемы ГСЧС создаются исполнительными и распорядительными органами областей и г. Минска для организации мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС в пределах их территорий, состоят из звеньев, соответствующих принятому в республике административно-территориальному делению.

Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования территориальных подсистем ГСЧС определяются положениями об этих подсистемах, утверждаемыми исполнительными и распорядительными органами областей по согласованию с Министерством по чрезвычайным ситуациям.

Отраслевые подсистемы ГСЧС создаются министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, для организации и осуществления работы по защите подведомственных организаций от ЧС.

Задачи, структура, состав сил и средств, порядок функционирования отраслевых подсистем ГСЧС определяются положениями об этих системах, утверждаемыми министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями (учреждениями), подчиненными Правительству РБ, по согласованию с Министерством по ЧС.

ГСЧС имеет четыре уровня: республиканский, территориальный, местный и объектовый.

Каждый уровень ГСЧС имеет:

· координирующий орган;

· орган повседневного управления по ЧС;

· силы и средства;

· систему связи, оповещения;

· систему информационного обеспечения;

· резерв финансовых, материальных ресурсов.

 

Координирующими органами ГСЧС являются:

· на республиканском уровне — Комиссия по ЧС при Совете Министров РБ и комиссии по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;

· на территориальном уровне, охватывающем территорию области — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах области;

· на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) — комиссии по ЧС при исполнительных и распорядительных органах районов (городов);

· на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или конкретного объекта — комиссия по ЧС организации (объекта).

Органами повседневного управления являются:

· на республиканском уровне — Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;

· на территориальном уровне — областные управления МЧС;

· на местном уровне — районные (городские) отделы по ЧС областных управлений МЧС;

· на объектовом уровне — структурные подразделения организации (объекта) — отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ЧС.

 

В состав сил и средств ГСЧС входят:

а) силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов (силы и средства предупреждения ЧС);

б) силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов организационно входят в состав:

· Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды;

· Государственного комитета по гидрометеорологии;

· комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике при МЧС;

· институтов Национальной академии наук Беларуси;

· Министерства здравоохранения;

· государственной лесной охраны;

· Министерства лесного хозяйства;

· ветеринарной службы и станций защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

· организаций (подразделений) наблюдения и лабораторного контроля;

· профильных научно-исследовательских организаций республиканских органов государственного управления, осуществляющих контроль за состоянием окружающей среды.

Задачами сил и средств наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды и потенциально опасных объектов являются:

· сбор и анализ информации о состоянии природной среды и потенциально опасных объектов;

· предоставление необходимых данных в органы повседневного управления ГСЧС при угрозе и возникновении ЧС;

· прогнозирование и наблюдение за возникновением и развитием стихийных природных явлений, гидрометеорологической и экологической обстановкой;

· контроль за промышленной, экологической, радиационной и пожарной безопасностью, в том числе при строительстве, модернизации и реконструкции объектов;

· проведение экологической экспертизы текущих и перспективных планов развития и размещения производственных сил, отраслей промышленности и их объектов;

· прогнозирование и оценка экологических и социальных последствий стихийных бедствий, технических аварий и катастроф;

· прогнозирование появления и развития эпизоотий и эпифитотий.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят из:

· органов и подразделений МЧС;

· территориальных и объектовых невоенизированных формирований гражданской обороны;

· организаций и подразделений медицины катастроф Министерства здравоохранения;

· штатных аварийно-спасательных, аварийно-восстановительных подразделений и формирований Министерств, других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;

· учреждений ветеринарной службы и станции защиты растений Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

· территориальных и объектовых аварийно-спасательных формирований;

· специализированных подразделений, создаваемых на базе объединений, организаций строительного комплекса.

Пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты МЧС, аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные подразделения других республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ, а также территориальных подсистем образуют аварийно-спасательную службу ГСЧС.

Аварийно-спасательные формирования должны иметь материально-технические ресурсы, обеспечивающие работу в автономном режиме в течение не менее трех суток.

Кроме того, по плану взаимодействия для ликвидации ЧС в установленном порядке могут привлекаться воинские подразделения.

Координацию деятельности и методическое руководство силами аварийно-спасательной службы ГСЧС осуществляет МЧС в установленном порядке.

В целях организации устойчивого управления системой ГСЧС, ее территориальными и отраслевыми подсистемами и их звеньями органы повседневного управления по ЧС оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми в состоянии готовности к использованию.

Оперативное управление и информационное обеспечение ГСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, в состав которой входят:

· республиканский центр управления и реагирования на ЧС при МЧС;

· центры оперативного управления областных управлений по ЧС;

· центры оперативного управления и реагирования на ЧС районных и городских отделов по ЧС;

· информационные центры (пункты управления) республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству РБ;

· диспетчерские пункты (районные узлы связи, дежурно-диспетчерские службы) районов, городов и организаций (объектов).

Порядок сбора информации в области защиты населения и территории от ЧС и обмена этой информацией между республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами и органами повседневного управления по ЧС определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС создаются в порядке, определяемом Советом Министров РБ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.