Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение цели обучения на уроке




Классификация целей воспитания

Педагогические цели, которые ставит учитель, планируя учебно-воспитательный процесс, могут быть классифицированы самым различным образом, в зависимости от того, какой системообразующий фактор будет положен в основание классификации.

Так, например, по масштабу цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные.

Отсутствие стратегии обедняет учебно-воспитательный процесс, заставляет учителя двигаться на ощупь, доверяясь часто лишь собственной интуиции. Отказ от продуманной стратегии существенно сужает педагогический кругозор учителя и на каком-то этапе фактически заставляет его мыслить частнометодическими категориями.

Стратегия учебно-воспитательного процесса определяется социальным заказом школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, конкретизируясь в объяснительных записках к программам, образовательным стандартам.

Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем учебно-воспитательного процесса. К тактическим целям будут относиться цели формирования вполне определенных научных понятий и законов, организации самостоятельной работы учащихся с определенным фрагментом учебного текста. Именно такие цели чаще всего встречаются в поурочных планах учителей и именно их часто называют основными дидактическими целями. Тактические цели могут корректироваться, уточняться, видоизменяться. Цели, которые ставятся учителем в процессе реализации программы учебно-воспитательной работы в конкретных условиях данной школы и данного класса, можно назвать оперативными. Оперативные цели наиболее изменчивы и динамичны, так как строятся применительно к педагогическим ситуациям, с которыми имеет дело учитель.

По степени общности цели, преследуемые учителем в учебно-воспитательном процессе, можно делить на общие и частные. Деление это достаточно условно и близко к делению по масштабу, но оно имеет и свою специфику.

Общие цели можно связывать с воспитательными аспектами обучения, с общенаучными методами познания. Частные - с формированием, например, конкретных знаний и умений предметного характера. Общие цели, конечно, могут быть возведены и в ранг стратегии, определяющей генеральную линию всего обучения. Но они могут носить и сопутствующий характер. Частные цели могут быть и тактическими, и стратегическими.

 

Цель урока - это заранее запланированный результат, которого в процессе совместной деятельности должны достичь учитель и учащиеся. Цели урока - частный случай целей образования, целей педагогического процесса. Они отражают направленность педагогического процесса на стороны, свойства и качества личности; представляют собой единство целей обучения, воспитания и развития личности.Правильно поставленная цель урока - определенный гарант успешности деятельности учителя и учащихся. Неверно поставленная цель - причина многих неудач и ошибок учителя на уроке и, как следствие, снижения продуктивности образовательного процесса.

Традиционно цель урока формулируется как триединая, включающая обучающие, развивающие и воспитательные аспекты. Обучающий аспект цели касается усваиваемых знаний, умений и навыков. Развивающий – развития познавательных процессов (мышления, памяти, внимания, воображения), а также общеучебных умений и творческих способностей. Воспитательный – формирования отношений личности к окружающему миру и себе, её качеств.

Чем конкретнее и точнее будут определены цели урока с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, тем эффективнее будут результаты учебно-воспитательной работы, тем в большей степени педагог будет выступать в качестве организатора учебно-воспитательного процесса. В процессе планирования урока учитель, прежде всего, указывает тему занятия, дидактические и воспитательные цели, стоящие перед уроком, этапы урока. Каждый этап и каждый момент урока преследует одну определенную цель. Совокупность всех оперативных целей обычно приводит к достижению основной цели, стоящей перед уроком в целом.

 

Тема 11. Содержание образования как средство формирования базовой культуры личности и ее развития




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1110; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.