Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Детальная стадия исследования. Детальная стадия исследования при проведении экспертизы рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой — это более глубокое и тщательное исследование




 

Детальная стадия исследования при проведении экспертизы рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой — это более глубокое и тщательное исследование диагностических и идентификационных признаков на этапах раздельного и сравнительного исследования объектов экспертизы.

 

Особенности раздельного этапа детальной стадии

Данная стадия при проведении экспертизы рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой, как и при производстве других экспертиз измененного почерка, традиционно состоит из исследований диагностических и идентификационных признаков.

Изучение диагностических признаков на раздельном этапе детальной стадии, как развернутое и более глубокое их исследование на втором уровне проведения экспертизы, включает:

¾ изучение диагностических признаков в исследуемой рукописи;

¾ изучение диагностических признаков в образцах почерка предполагаемого исполнителя.

Изучение диагностических признаков в исследуемой рукописи

На данном подэтапе исследование указанных признаков проводят традиционно с помощью специальных таблиц-разработок. Вначале в них фиксируют проявления «классических» признаков необычности выполнения рукописи. Здесь указанные признаки желательно дифференцировать на признаки снижения темпа и координации движений 1-й и 2-й групп. При наличии определенного сочетания информативных признаков, характера их проявлений, степени выраженности, частоты встречаемости и локализации делается предположительный промежуточный вывод о необычности выполнения рукописи. Затем в указанных таблицах описывают и, по возможности, зарисовывают «специфические» признаки почерка непривычной пишущей руки, на основании которых формируется убеждение эксперта (в вероятной форме) о данном виде умышленного изменения почерка.

Для проверки версии о письме непривычной пишущей рукой могут быть применены как качественно-описательные, так и количественные методы исследования[87]. Использование последних объективизирует этап решения диагностической задачи, однако их применение ограничивают специально оговоренные условия. Качественно-описательные методы, как указано выше, позволяют сделать промежуточные выводы о выполнении рукописи непривычной пишущей рукой только в вероятной форме, количественные методы, наряду с вероятной, — и в категорической форме.

При выявлении в рукописи симптомокомплекса информативных признаков перемены пишущей руки необходимо учитывать, что их объем и выраженность зависят от навыка письма непривычной пишущей рукой. Он, аналогично степени выработанности «родного» почерка, может быть низким, средним и высоким. Критерием определения признака служат степень выраженности и частота проявления признаков необычности, а также степень неустойчивости общих признаков, отражающие результат и пределы снижения координации движений и темпа письма в почерке конкретного лица.

Для низкого уровня владения почерком непривычной руки характерна максимальная выраженность и степень неустойчивости следующих признаков: преобладающие в почерке в целом изломы и извилистость штрихов, большая и средняя неустойчивость размера (разница в минимальном и максимальном размерах букв от 2-х до 4-х мм и более), разгона, расстановки и наклона (разница в относительном направлении продольных осей букв от 10° до 45° и более), малой и интервальной связности, неустойчивого нажима, несоблюдение строк, разнообразное проявление зеркальности.

Относительно высокий уровень отличают малая выраженность признаков снижения координации 1-й группы, отсутствие ярко выраженных изломов, минимальное количество угловатых форм движений, преобладание малой неустойчивости в конкретном выражении общих признаков почерка, наличие в отдельных фрагментах средней и высокой связности почерка, незначительная неравномерность строк, наличие отдельных признаков частичной зеркальности.

Для среднего уровня владения почерком непривычной руки свойственно доминирование средних показателей снижения координации движений 1-й группы, неустойчивости размера, разгона, расстановки, наклона и других признаков при отсутствии либо незначительном количестве больших и малых показателей.

Изучение диагностических признаков в образцах почерка предполагаемого исполнителя

Раздельное исследование информативных признаков необычности в образцах почерка непривычной руки проводят с целью изучения конкретного выражения «классических» и «специфических» признаков, характерных для данного вида изменения почерка. На основе установления указанных признаков определяют уровень владения письмом непривычной руки в образцах почерка предполагаемого исполнителя.

 

Раздельное исследование идентификационных общих признаков почерка

На данном этапе исследование общих признаков почерка включает:

¾ раздельное изучение общих признаков в спорной рукописи;

¾ раздельное изучение общих признаков в образцах почерка привычной и непривычной руки.

При проведении раздельного изучения общих признаков в спорной рукописи обязательным требованием выступает полнота их исследования. Эксперт должен выявить и зафиксировать в таблице-разработке все признаки, предусмотренные классификацией, определить степень их неустойчивости и пределы разброса. В результате изучения диагностических и общих идентификационных признаков у эксперта складывается окончательное мнение об уровне владения письмом непривычной рукой исполнителя спорной рукописи.

Исследование общих признаков в сравнительном материале следует начинать с образцов почерка привычной руки. Это позволяет получить представление об индивидуальной норме почерка подозреваемого лица. Дальнейшее изучение сохраняемости и изменяемости признаков при переходе на непривычную пишущую руку дает возможность выявить их устойчивость и пределы отклонений от указанной индивидуальной нормы. На основании данного исследования, с учетом результатов изучения признаков необычности выполнения рукописи, эксперт устанавливает уровень владения почерком непривычной руки проверяемого лица.

 

Раздельное исследование частных признаков почерка

Исследование частных признаков на раздельном этапе детальной стадии занимает центральное место в решении идентификационной задачи и включает в себя:

¾ раздельное изучение частных признаков в спорной рукописи;

¾ раздельное изучение частных признаков в образцах почерка привычной и непривычной руки предполагаемого исполнителя.

Здесь средством познания и фиксации частных признаков также является таблица-разработка, с помощью которой проводится их раздельное и сравнительное исследование. Составление таблицы-разработки при исследовании рукописей, выполненных непривычной пишущей рукой, имеет некоторую специфику. Рекомендуемое обшей методикой максимально точное воспроизведение всех структурных, метрических, ориентационных и других особенностей выполнения буквы затрудняет наличие ярко выраженных признаков снижения координации движений I и II степени. В данном случае избежать излишней громоздкости разработки поможет умение эксперта различать в рукописи диагностические и идентификационные признаки.

Всего в рукописях, выполненных с переменой привычной пишущей руки, отображаются 4 группы признаков:

¾ диагностические, свидетельствующие о факте перемены привычной пишущей руки;

¾ идентификационно-диагностические, отражающие навык владения почерком непривычной руки;

¾ идентификационные, перенесенные из почерка привычной руки;

¾ идентификационные «собственные» признаки почерка непривычной пишущей руки.

Первая группа признаков обладает только диагностической информативностью. Ошибочное включение данных признаков в идентификационный комплекс может привести к неверным и необоснованным выводам, поэтому их не следует отражать в разработке идентификационных частных признаков. Избежать ошибок поможет проведенное ранее тщательное диагностическое исследование, при котором эксперт должен выявить все имеющиеся в спорной рукописи информативные признаки перемены привычной пишущей руки и исключить их из процесса дальнейшего идентификационного исследования.

Признаки, характеризующие навык письма непривычной рукой, являются пограничными между диагностическими и идентификационными, так как, с одной стороны, отображаются в виде особенностей проявления «классических» признаков необычности выполнения рукописи и «специфических» признаков перемены привычной пишущей руки, а с другой — в виде степени неустойчивости общих признаков почерка. Указанные признаки учитывают при оценке значимости совпадающих и существенности различающихся частных признаков. Поскольку существует зависимость частных признаков от некоторых общих, при неустойчивости последних в разработке рекомендуется отображать крайние пределы разброса частных признаков почерка.

Четкая дифференциация идентификационных частных признаков на «собственные» непривычной руки и перенесенные из почерка привычной руки возможна только после проведения сравнительного исследования объектов экспертизы, и то в случае положительного решения вопроса о тождестве исполнителя спорной рукописи и представленных образцов почерка. При составлении разработки частных признаков спорной рукописи и те, и другие (идентификационные привычной и непривычной пишущей руки) фактически не подразделяют, а разрабатывают как единые — идентификационные.

Таким образом, на данном подэтапе эксперт должен четко дифференцировать частные признаки почерка спорной рукописи только на диагностические и идентификационные. И лишь последние должны быть размечены красным красителем в специальной таблице-разработке.

Чтобы проследить трансформацию частных признаков под влиянием рассматриваемого сбивающего фактора в сравнительном материале, их раздельное исследование рекомендуется начинать с образцов почерка привычной руки. Это необходимо для уяснения признаков почерка привычной и непривычной руки, характерных именно для проверяемого лица, чьи образцы почерка поступили на исследование.

Наиболее полному выявлению соотношения обычных и измененных свойств изучаемого почерка способствует составление развернутой таблицы-разработки с оптимальной для конкретной ситуации детализацией признаков. Успешное решение данной задачи возможно при проведении параллельного исследования частных признаков в каждой букве сначала в исследуемом тексте, затем в образцах почерка привычной и непривычной руки. Это позволяет, с одной стороны, исключить подробную разработку несопоставимых по конструкции вариантов письменных знаков в образцах почерка привычной руки, с другой — максимально полно разработать все сопоставимые варианты с учетом разброса признаков.

В результате раздельного изучения сравнительного материала эксперт получает информацию об изменениях относительно индивидуальной нормы, происшедших в почерке проверяемого лица при смене исполнительного органа письма: наличии неизменившихся признаков, перешедших в почерк непривычной руки, утрате определенных признаков в результате действия данного сбивающего фактора и появлении новых признаков, не свойственных почерку привычной руки («собственных» признаков почерка непривычной руки) с показателями их устойчивости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 862; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.