Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы административной ответственности за нарушение норм налогового законодательства




Основные принципы административной ответственности за нарушения в области налогов и сборов содержатся в КоАП РФ и НК РФ. Данные принципы конкретизируют общие принципы административной юрисдикции налоговых органов, изложенные в §2 темы 1.1 настоящего учебника.

1. Принцип законности. В соответствии с этим принципом лицо, привлекаемое к административной ответственности в области налогов и сборов, не может быть подвергнуто мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении и в конечном итоге административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом. При этом применение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и мер административного наказания (а это, как правило, административные штрафы) осуществляется только уполномоченными на то законом органом или должностным лицом в пределах компетенции указанного органа или должностного лица. Соблюдение этого принципа выступает гарантией от произвола налоговых органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Применение данных мер связано с ограничением прав и свобод физических и юридических лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении или налоговом правонарушении. Поэтому подобное применение должно осуществляться только на основе и в рамках закона. Важнейшим проявлением принципа законности при установлении правил административного принуждения выступает закрепление в законе оснований применения административного принуждения. Таким основанием является совершение административного или налогового правонарушения, т.е. совершение такого деяния, которое предусмотрено налоговым законодательством или законодательством об административном правонарушении. Важной гарантией обеспечения законности выступает закрепление в законодательстве компетенции органов и должностных лиц, уполномоченных на применение мер административного принуждения.

Одним из условий соблюдения законности является требование недопустимости при применении административного принуждения действий (бездействий) и решений, унижающих человеческое достоинство.

2. Принцип равенства перед законом. Лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть равны перед законом. Данный принцип находит свое нормативное закрепление в ст. 1.4 КоАП РФ и в иных положениях законодательства об административных и налоговых правонарушениях. «Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом», — указывается в ст. 1.4 КоАП РФ. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.

Субъекты, совершающие административные и налоговые правонарушения и привлекаемые к ответственности, не обладают фактическим равенством. Они различаются по своему имущественному и должностному положению, полу, национальности, происхождению (если речь идет о физических лицах), различаются в зависимости от организационно-правовых форм (если речь идет о юридических лицах). Принцип равенства перед законом состоит в том, что к фактически неравным физическим и юридическим лицам закон предъявляет одинаковые требования при привлечении к ответственности за административные правонарушения. Все лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, должны быть наделены равными правами по защите своих законных интересов. Кроме того, принцип равенства выражается также и в том, что за одно и то же правонарушение разными актами не могут устанавливаться неравные виды ответственности. Государство принимает на себя обязанность единообразного правового регулирования процесса привлечения к административной ответственности, тем самым обеспечивая действие принципа равенства всех перед законом[92].

Определенным исключением соблюдения принципа равенства перед законом являются особенности привлечения к административной ответственности лиц, замещающих некоторые государственные должности РФ и ее субъектов (высших должностных лиц органов государственной власти, депутатов, судей и иных лиц)[93]. Особая административная процедура, предшествующая привлечению к административной ответственности лиц, замещающих государственные должности, является определенной гарантией их независимости и защищенности при осуществлении государственных функций. Данные исключения закреплены в ст. ст. 19,20 Федерального закона от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"[94], в ст. 16 Федерального закона от 26 июня 1992 г. N 3132-1"О статусе судей в Российской Федерации"[95], в ст. 42 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации"[96] и др.

Депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ могут быть привлечены к административной ответственности при наличии согласия на это соответствующей палаты Федерального Собрания РФ.

Судьи могут быть привлечены к административной ответственности в 10-дневный срок по представлению Генерального прокурора РФ по решению судебной коллегии в составе трех судей. При рассмотрении вопросов о привлечении судьи к административной ответственности, суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Проверка сообщения о факте административного правонарушения, совершенного прокурором, является исключительной компетенцией органов прокуратуры. В отношении прокуроров не допускаются такие меры административного принуждения, как задержание, привод, личный досмотр прокурора, досмотр его вещей и используемого им транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц и задержания при совершении преступления.

Кроме того, имеет место особый порядок привлечения к ответственности военнослужащих, совершивших административные правонарушения. Он регламентируется дисциплинарными уставами.

3. Презумпция невиновности. Лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является лицо, привлекаемое к административной ответственности по подозрению в совершении административного правонарушения. Это лицо считается невиновным и наделяется рядом прав, обеспечивающих защиту его законных интересов в процессе привлечения к ответственности.

Презумпция невиновности может быть опровергнута только путем доказывания установленными законом процессуальными средствами и лишь при наличии достаточных доказательств, относимых к делу и допускаемых законодательством.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" уделено внимание вопросам реализации принципа презумпции невиновности. В п. 13 вышеуказанного Постановления разъясняется, что при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу.

Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

Следовательно, лицо подлежит административной ответственности только за те административные право­нарушения в налоговой сфере, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ и НК РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением налогового органа (руководителя или его заместителя), суда. При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности в налоговой сфере, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Пункт 6 ст. 108 НК РФ прямо устанавливает, что все неустранимые сомнения в виновности лица привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным до того момента, пока его вина не будет установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

4. Принцип соразмерности наказаний. Для того чтобы принцип равенства не перерождался в уравнительную, репрессивную государственную политику при установлении административной ответственности, он должен быть уравновешен принципом соразмерности установления наказаний.

Этот принцип включает в себя соответствие ответственности характеру и степени противоправности правонарушения, а также должен учитывать все выявленные смягчающие и отягчающие обстоятельства. Назначение административного наказания должно быть соразмерно тяжести содеянного, тем угрозам, которые несет в себе административное правонарушение для общественных отношений в налоговой сфере, а также в учете правоприменителем тех конкретных жизненных обстоятельств, сопутствующих правонарушению.

5. Осуществление административного производства на национальном языке, обусловлено конституционным правом каждого «на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения» (ст.26 Конституции РФ). Участвующему в производстве по делу об административном правонарушении лицу, не владеющему русским языком, на котором ведется производство, обеспечивается право беспрепятственно пользоваться услугами переводчика и на родном языке выступать, заявлять ходатайства и т.д.

6. Принцип непосредственности заключается в том, что дела рассматриваются самими органами (должностными лицами), правомочными разрешать административные правонарушения[97]. Данное право предоставляется налоговым органам ст. 23.5 КоАП РФ. В статьях 24.6, 25.1-25.5, 25.9, 25.10, 25.11, 26.11 изложены права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, потерпевшего, их законных представителей, эксперта, переводчика, специалиста и других.

В соответствии со ст. 23.5 КоАП РФ налоговые органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 14.5, статьями 15.1 и 19.7.6 КоАП РФ.

Частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ определено, что дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. При этом, доказательства о надлежащем извещении такого лица о месте и времени рассмотрения дела должны приобщаться к материалам административного дела[98].

Кроме того, следует учитывать нормы ст.ст. 95-98 НК РФ, содержащих требования к действиям лиц, участвующих в налоговом контроле. В соответствии со ст. 101 НК РФ материалы налоговой проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Согласно п. 2 ст. 101 НК РФ, если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

В производстве по делам об административных правонарушениях принцип непосредственности реализуется путем регламентации порядка рассмотрения дела об административном правонарушении, определенного ст. 29.7 КоАП РФ: объявление дела, подлежащего рассмотрению, разъяснение прав и обязанностей участникам процесса, заслушивание их объяснений (выступлений), открытого исследования доказательств, а также немедленное объявления вынесенного постановления по окончании рассмотрения дела.

Принцип непосредственности характеризуется и тем, что разбирательство по делу производится устно, что даёт участникам административного процесса возможность немедленного реагирования по ходу рассмотрения дела, заявлять возможные ходатайства, делать заявления и тому подобное. При рассмотрении административных правонарушений в налоговой сфере должностным лицом не ведется протокол заседания, как это предусмотрено для коллегиальных органов ст. 29.8 КоАП РФ, что, по мнению некоторых ученых, является пробелом административного законодательства.[99]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 804; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.