Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рассмотрение дела об административном правонарушении




Возбуждение дела об административном правонарушении

Эта стадия имеет предопределяющее значение для всего правоприменительного процесса, поскольку от полноты, всесторонности и объективности выявления и фиксации обстоятельств совершения административного правонарушения зависит правильность его юридической квалификации и, в конечном итоге – обоснованности и справедливости решения, вынесенного по делу. При возбуждении дела об административном правонарушении закладываются основы для выполнения задач производства по делам об административных правонарушениях.

В КоАП РФ процессуальным основанием дела является повод. В соответствии со ст.2б.1 КоАП РФ под поводом следует понимать все источники, из которых уполномоченные органы и должностные лица получают информацию о совершенном административном правонарушении, обязывающую их принять решение о начале производства по делу.

Поводами к возбуждению дела о налоговом правонарушении могут служить:

непосредственное обнаружение должностным лицом налогового органа, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях, факта совершения правонарушения;

материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;

сообщения и заявления о нарушениях налогового законодательства, поступившие от физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

Наиболее часто факты нарушения налогового законодательства выявляются непосредственно должностными лицами налоговых органов в процессе выполнения ими своих служебных обязанностей при проведении камеральных и выездных проверок, анализе бухгалтерской отчетности, изучении поступающих документов и иной информации. От полноты, всесторонности, и объективности предварительной правовой оценки факта нарушения и обстоятельств его совершения зависит правильность юридической квалификации проступка, а в конечном итоге – обоснованность и справедливость вынесенного по делу решения (постановления). В совокупности эти факторы обеспечивают социальную эффективность законодательства об административных правонарушениях и воспитательное значение правоприменительного процесса.

 

 

Рассмотрение дела и принятие постановления является центральной стадией производства по делу. Полномочиями по рассмотрению дел и принятию постановлений о назначении административных наказаний за нарушения законодательства о налогах и сборах, использования ККТ при денежных расчетах с населением, наделены руководители (их заместители) территориальных органов ФНС России в субъектах Российской Федерации, районах, городах и приравненных к ним административно-территориальных образованиях.

При приеме поступивших протоколов и других материалов о правонарушениях руководитель налогового органа проверяет, относится ли рассмотрение данного дела к его компетенции, а также правильность составления протокола и других материалов, соблюдение установленных сроков привлечения к ответственности; извещение лиц, участвующих в производстве, о времени и месте рассмотрения дела; принимает меры к удовлетворению ходатайств лиц, привлекаемых к ответственности (если они заявлены).

Руководитель налогового органа возвращает материалы на дополнительную проверку при необходимости уточнить обстоятельства совершения правонарушения; выявить, правильно процессуально оформить и приобщить к делу доказательства; провести экспертизу по сложным делам, требующим специальных знаний; удовлетворить законные требования участников производства по делу. При установлении предусмотренных законодательством обстоятельств, исключающих производство по делу, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно установленным КоАП РФ требованиям, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению при наличии следующих обстоятельств:

- отсутствие события или состава административного правонарушения;

- недостижение лицом на момент совершения административного правонарушения шестнадцатилетнего возраста;

- невменяемость лица, совершившего противоправное действие либо бездействие;

- действие лица в состоянии крайней необходимости;

- издания акта амнистии, если он устраняет применение административного наказания;

- отмена акта, устанавливающего административную ответственность;

- истечение к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении сроков, предусмотренных статьей 29.6 КоАП РФ, ст. 113 НК РФ;

- наличие по тому же факту в отношении лица, привлекаемого к административной Ответственности, постановления компетентного органа (должностного лица) о наложении административного наказания либо неотмененного постановления о прекращении дела об административном правонарушении, а также наличие по данному делу уголовного дела; в соответствии со ст. 108 НК РФ, «никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения»;

- смерть лица, в отношении которого было начато производство по делу.

В дополнение к перечисленным выше, ст. 111 НК РФ относит к обстоятельствам, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения, а следовательно и предполагающим прекращение производства по делу, следующие:

- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

- совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом,

- находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются представлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

- выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При рассмотрении представленных материалов необходимо учитывать установленный законодательством давностный срок привлечения к ответственности за административные правонарушения.

КоАП РФ устанавливает правило, согласно которому административное наказание может быть назначено не позднее двух месяцев с момента обнаружения правонарушения (по общему основанию), а при длящихся правонарушениях - в течение одного года с момента обнаружения таких правонарушений. Истечение указанного срока снимает с виновного лица ответственность за совершенное деяние, и возбужденное дело подлежит прекращению. Иной срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения, предусмотренные в главе 16 НК РФ. Порядок исчисления начала течения этого срока установлен ст. 113 НК РФ, в соответствии с которым лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекло три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ. Истечение срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

В постановлении о прекращении дела производством должны содержаться мотивировка принятого решения, указание на одно из перечисленных выше оснований для прекращения дела и ссылка на указанные статьи КоАП РФ и НК РФ.

Пункт 6 ст. 100 НК РФ предусматривает двухнедельный срок для рассмотрения руководителем налогового органа (его заместителем) материалов налоговой проверки, т. е., главным образом, акта проверки и возражений проверяемого лица на таковой акт. Согласно п.7 ст. 101 НК РФ рассмотрение руководителями налоговых органов дел о налоговых правонарушениях и применение административных санкций в отношении должностных лиц организаций - налогоплательщиков, виновных в их совершении, производятся в порядке, предусмотренном Кодексом об административных правонарушениях.

Следует подчеркнуть, что производство по делу о налоговом правонарушении в порядке ст. 101 НК РФ осуществляется по результатам не только выездных (ст. 89, 100 НК РФ), но и камеральных (ст. 88 НК РФ) проверок.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Дела об административных правонарушениях должны рассматриваться по месту их совершения, а также в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела. Свидетели по делам об административных правонарушениях, рассматриваемым руководителями налоговых органов, как правило, вызываются в случае необходимости получить повторные или дополнительные объяснения. На стадии рассмотрения дела об административном правонарушении права участника производства получает адвокат, тогда как на стадии возбуждения дела он такими правами не обладает.

Руководители налоговых органов (их заместители) рассматривают относящиеся к их компетенции дела об административных правонарушениях в единоличном порядке.

Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица налогового органа. Указывается, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности. После этого оглашается протокол об административном правонарушении. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются доказательства и разрешаются ходатайства. В случае участия в рассмотрении дела прокурора заслушивается его заключение.

Должностное лицо налогового органа при рассмотрении дела об административном правонарушении обязано выяснить, было ли совершено административное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, а также выяснить другие обстоятельства, имеющие значение для правильного проведения дела.

Юридическим результатом проведения дела по существу является постановление руководства налогового органа о наложении административного взыскания или прекращении дела в силу отсутствия событий или состава правонарушения. Постановление по делу об административном правонарушении является юридическим актом, актом правоприменения. Оно должно содержать: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; дату рассмотрения дела; сведения о лице, привлекаемом к ответственности; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на нормативный акт, предусматривающий ответственность за данное правонарушение.

Постановление по делу об административном правонарушении должно как по форме, так и по содержанию соответствовать требованиям, установленным КоАП РФ.

В результатной части постановления указываются принятые по делу решения, налагаемое наказание. Административное наказание за совершенный проступок налагается в точном соответствии с нормативным актом, устанавливающим ответственность за данное правонарушение. В соответствии с действующим законодательством, налоговые органы применяют только один из видов административных взысканий - штраф. В санкциях правовых норм размер штрафа за нарушение налогового законодательства, правил использования контрольно-кассовой техники при денежных расчетах с населением, производства и оборота алкогольной продукции определяется: а) в абсолютно определенной денежной сумме (например, 5 тыс. руб.), б) в кратном отношении к минимальному размеру оплаты труда, в) в процентном отношении к незаконно полученным доходам, сумме неуплаченного налога, перечисленным банкам суммам.

В постановлении руководителя налогового органа (его заместителя) за каждое правонарушение сумма штрафа указывается в твердой денежной сумме.

Дифференциация в постановлениях руководителей налоговых органов (их заместителей) ответственности с учетом личности, имущественного положения и тяжести проступка осуществляется только по правонарушениям, за которые законом установлены определенные санкции. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются при наложении санкций (ст.112 и ст.114 НК РФ). При совершении одним лицом двух или более правонарушений; предусмотренные законом санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой (п. 5 ст. 114 НК РФ).

Привлечение к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает налогоплательщика от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени, равно не освобождает налогового агента от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени. Если к ответственности за налоговое правонарушение привлекается организация, независимо от этого обстоятельства ее должностные лица могут быть привлечены к административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ, если в деяниях этих должностных лиц есть признаки соответствующих правонарушений.

В постановлении руководителя налогового органа (его заместителя) по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, выступающих в качестве способа производства и доказательства по делу. Вещи и документы, не изъятые из гражданского оборота, подлежат возвращению собственнику.

Наложение административного наказания в виде конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртной продукции в соответствующей таре и упаковке, оборудования и сырья относится к компетенции районных судов (мировых судей).

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании дела. Объявление постановления является важным процессуальным действием, влекущим за собой определенные правовые последствия. С этого момента начинается исчисление срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении (ст.138 НК РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении подписывает вынесший его руководитель налогового органа (его заместитель). Копия постановления в течение 3 дней вручается под расписку или высылается заказным письмом лицу, в отношении которого оно вынесено. В случае если копия постановления высылается, об этом делается соответствующая в запись в деле с приложением почтовой квитанции.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований ст. 101 НК РФ влечет отказ в удовлетворении исковых заявлений о взыскании налоговых санкций.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 430; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.