Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Равноправие и самоопределение народов




Невмешательство во внутренние дела

Современное понимание принципа невмешательства во внут­ренние дела государств в общей форме зафиксировано в Уста­ве ООН и конкретизировано в указанных международно-пра­вовых документах, а также в Декларации ООН 1965 г. о недо­пустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета.

Согласно Уставу ООН Организация не имеет права на вме­шательство в дела, по существу входящие во внутреннюю ком­петенцию любого государства.

Декларация о принципах международного права 1970 г. и Заключительный акт общеевропейского Совещания 1975 г. ус­танавливают, что ни одно государство или группа государств не имеет права вмешиваться прямо или косвенно по какой бы то ни было причине во внутренние дела, входящие в компетенцию другого государства. Ни одно государство не может применять любые акты военного, политического или другого принуждения с целью добиться подчинения себе какого-либо государства в осуществлении им суверенных прав и обеспечения себе таким образом преимущества любого рода. Запрещается организация или поощрение подрывной, террористической деятельности, направленной на насильственное изменение строя другого го­сударства.

Международное право не регламентирует внутреннюю ком­петенцию государства, поскольку она обусловлена государст­венным суверенитетом и определяется актами государства. Поэтому вмешательством должны считаться любые меры госу­дарств или международных организаций, с помощью которых последние попытаются препятствовать субъекту международ­ного права решать дела, по существу входящие в его компетен­цию. Не считаются внутренними делами такие действия, кото­рые по своей сущности и целенаправленности представляют угрозу миру и безопасности, грубо попирают общепризнанные международные нормы. Поэтому на основании Устава ООН к данным государствам могут быть применены принудительные меры. В современном международном праве критерием концеп­ции невмешательства являются международные обязательства государств, в том числе их обязательства по Уставу ООН.

 

Данный принцип, родившийся во времена буржуазно-де­мократических революций как принцип национальности, после окончания первой мировой воины получил признание как прин­цип самоопределения. Устав ООН (п. 2 ст. 1) говорит о цели развития дружественных отношений "на основе уважения прин­ципа равноправия и самоопределения народов". Постепенно в практике ООН он утвердился в качестве правовой базы про­цесса ликвидации колониальных режимов и создания незави­симых государств.

Декларация 1960 г. о предоставлении независимости коло­ниальным странам и народам подтвердила антиколониальную направленность принципа и в то же время юридически закре­пила право всех народов свободно устанавливать свой полити­ческий статус, осуществлять экономическое, социальное и куль­турное развитие, свободно распоряжаться своими естествен­ными богатствами и ресурсами. Международные пакты о пра­вах человека 1966 г. зафиксировали право на самоопределение в договорной форме, обязательной для государств-участников. Декларация о принципах международного права 1970 г. как ко­дифицирующий акт конкретизировала его содержание и опре­делила, что способами осуществления права на самоопределе­ние являются создание суверенного государства, присоедине­ние к государству или объединение с ним, установление любого другого политического статуса, свободно избранного народом.

Согласно формулировке этого принципа в Заключитель­ном акте СБСЕ как равноправия и права народов распоряжать­ся своей судьбой, "все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внут­ренний и внешний политический статус без вмешательства из­вне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие".

Особую актуальность в современных условиях приобрета­ет и другая сторона принципа, обеспечивающая ограждение суверенных государств от сепаратистских движений, произволь­ных действий, ориентированных на раскол суверенного госу­дарства. Ничто в рассматриваемом принципе, сказано в Декла­рации 1970 г., не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчле­нению или нарушению территориальной целостности и поли­тического единства суверенных государств, соблюдающих прин­цип равноправия и самоопределения народов. Таким образом, данный принцип должен применяться с учетом другого основ­ного принципа международного права — территориальной це­лостности государств.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.