Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, источники




Международное право окружающей среды

 

Международное право окружающей среды — это совокуп­ность международно-правовых принципов и норм, регулирую­щих отношения по поводу охраны природной среды, ее рацио­нального использования и воспроизводства, регламентирующих сотрудничество государств в этой сфере в целях обеспечения благоприятной для жизни человечества экосистемы. К этой отрасли применяется и иное наименование — международное экологическое право.

Охрана окружающей среды — одна из тех глобальных про­блем человечества, которые не могут быть решены обособлен­ными усилиями государств и неизбежно требуют международ­ного сотрудничества, совместных согласованных действий го­сударств и международных организаций на локальном, регио­нальном и мировом уровнях.

Особенно остро проблема обозначилась во второй половине XX в. в связи с научно-технической революцией, бурным раз­витием новых технологий, появлением и распространением но­вых видов вооружений, способных повлечь масштабные вред­ные последствия или даже уничтожить все живое на Земле. Развитие человеческой цивилизации нередко сопровождается бесконтрольным вмешательством в природные процессы, нару­шением экосистем. Возникла опасность экологической катаст­рофы.

Все это послужило толчком к быстрому развитию правово­го регулирования охраны природной среды, причем качествен­ный скачок приходится именно на вторую половину столетия. На рубеже XIX—XX вв. появились первые договоры по охране природы. На рубеже XX—XXI вв. существует весьма обшир­ный массив норм международного права по защите природной среды.

Государства обладают суверенитетом над природными ре­сурсами в пределах своей территории. Принцип неотъемлемого суверенитета был отражен в ряде международных документов, в частности, в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН "Неотъем­лемый суверенитет над естественными ресурсами" 1962 г., в принятой на Стокгольмской конференции 1972 г. по проблемам окружающей человека среды Декларации об окружающей сре­де: "Государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окру­жающей среды".

Государства должны рационально использовать природные ресурсы, учитывая их потенциальные возможности, необходи­мость воспроизводства, не допуская необратимых негативных последствий. Государства не должны изменять естественные природные условия на своей территории, если это оказывает вредное воздействие на природу других государств. Данное тре­бование является конкретизацией общего принципа права:

"Пользуйся так своим, чтобы не вредить другому". Примени­тельно к международному праву окружающей среды принцип был сформулирован в Стокгольмской декларации 1972 г.: "Го­сударства несут ответственность за то, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба ок­ружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции". Он выражен также в международных договорах, в частности, в Конвенции о запре­щении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г., в Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979г.

Государства несут международную ответственность за эко­логический ущерб. Воплощением такой ответственности стали арбитражные и судебные решения по межгосударственным спо­рам об ущербе в результате загрязнения.

В международном праве закреплены также такие положе­ния, как свобода исследования окружающей среды, содействие международному природоохранному сотрудничеству, оценка трансграничных экологических последствий, обмен информа­цией и взаимные консультации.

На этапе становления данной отрасли широко применя­лись обычные нормы. В настоящее время право окружающей среды становится преимущественно договорным. В зависимо­сти от предмета (объекта) регулирования выделяются догово­ры по охране океана, земной атмосферы, околоземного и кос­мического пространства, животного и растительного мира, по экологическим аспектам военной деятельности. Среди универ­сальных договоров можно назвать Международную конвенцию по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 г., Конвенцию по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенцию о водно-болотных угодь­ях, имеющих международное значение главным образом в ка­честве местообитания водоплавающих птиц, 1971 г., Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., рамочную Конвенцию ООН об изменении климата 1992 г.

Действуют многочисленные региональные (локальные) до­говоры, в их числе Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., Конвен­ция о защите Черного моря от загрязнения 1992 г., Конвенция по защите морской среды района Балтийского моря 1974 г., Со­глашение о сохранении белых медведей 1973 г., а также первый такого рода договор в рамках СНГ — Соглашение о взаимодей­ствии в области экологии и охраны окружающей природной среды 1992 г.

Заключаются договоры двустороннего характера. Отметим, в частности, соглашения Российской Федерации с Канадой, Китайской Народной Республикой, Монголией о сотрудничест­ве в области охраны окружающей среды (несколько подобных соглашений были заключены в период существования СССР с Болгарией, ФРГ, Польшей, Францией и другими странами), договоры СССР с США о сотрудничестве в борьбе с загрязне­нием в Беринговом и Чукотском морях в чрезвычайных ситуа­циях 1989 г., с Японией о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов 1998 г., соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о со­вместных действиях по минимизации и преодолению последст­вий чернобыльской катастрофы.

Взаимодействие международного и национального права в сфере охраны окружающей среды складывается в Российской Федерации по следующим направлениям. Во-первых, в Законе "Об охране окружающей природной среды" 1991 г. закреплены _ принципы международного сотрудничества РФ в данной сфере (ст. 92), которые соответствуют принципам международного права окружающей среды. Во-вторых, в ряде законов имеются отсылки к международным договорам РФ, что свидетельствует о совместном применении национальных и международных норм. Принятый 22 марта 1995 г. Федеральный закон "О животном мире" неоднократно ссылается на нормы международного пра­ва, имея в виду, в частности, их приоритет в области использо­вания и охраны животного мира, охраны и восстановления сре­ды его обитания (ст. 12), а также их особую роль применительно к объектам животного мира и исключительной экономической зоны (ст. 3 и 4). В-третьих, на федеральном уровне принимаются специальные акты о порядке реализации договоров Один из новейших примеров — постановление Правительства РФ от 18 декабря 1997 г "Об обеспечении выполнения положений Про­токола по охране окружающей среды к Договору об Антаркти­ке", который устанавливает условия деятельности российских юридических и физических лиц в районе действия Договора и порядок выдачи соответствующих разрешений, возлагает на Фе­деральную службу России по гидрометеорологии и мониторин­гу окружающей среды функции по обеспечению координации и организации работы по выполнению обязательств, вытекающих из Протокола.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 318; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.