Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия о многообразии и единстве мира




 

На всем протяжении развития философии наблюдаются различные подходы к истолкованию проблемы единства мира.

Впервые на материалистической основе вопрос о единстве мира поставили античные мыслители Фалес, Демокрит и др. Поскольку их взгляды на мир, материю носили наивный характер, они не сумели полностью решить этот вопрос. Для них характерны догадки о том, что единство мира – в его материальности. Проблема единства мира по-своему решалась и идеалистами, которые исходили из признания основы единства мира в существовании первичных абсолютных идей или ощущений человека. Последовательность в признании единого начала – материи или духа – называется философским монизмом.

Противоположностью монизма является дуализм. Дуалисты считали, что существуют два равноправных начала, две независимые друг от друга субстанции: материя и дух. Виднейшим представителем дуализма был французский философ и математик XVI в. Р. Декарт.

В этот же период материалистическую линию в решении вопроса о единстве мира проводили представители метафизического материализма Ф. Бекон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, французские материалисты XVIII вв.

Для всех этих философов характерна известная ограниченность в подходе к вопросу о единстве мира. Признавая материю как основу бытия всех вещей, они в силу метафизичности и механистичности своей позиции не смогли взглянуть на мир как на процесс. Материалисты-метафизики рассматривали мир как единообразный, однородный, без выделения его качественного многообразия, взаимопереходов одних видов материи и движения в другие. Отсюда ясно, что без диалектики невозможно правильно решить проблему единства мира.

Глубже, чем другие материалисты, подошли к решению проблемы единства мира русские революционные демократы. Опираясь на достижения философии, а также на новые успехи естествознания, они пытались взглянуть на мир как на процесс развития. По Чернышевскому, природа представляет собой не что иное, как разнородную материю с многообразными качествами. Он утверждал, что органические и неорганические "комбинации элементов" образуют единство и что органические элементы возникают из неорганических. Однако, идеалистически рассматривая сущность общественных явлений, русские революционные демократы не смогли до конца последовательно разрешить проблему материального единства мира.

Впервые проблему единства мира с последовательно материалистических позиций смогли решить Маркс и Энгельс, опиравшиеся на достижения естественных и общественных наук. Они отвергли метафизическое представление о непроходимой пропасти между живой и неживой материей, обосновав положение о возникновении жизни из неорганической материи, дав определение жизни как способа существования белковых тел, являющихся ее материальными носителями.

Диалектический материализм при рассмотрении вопроса о единстве мира исходит из того, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, и что движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и времени.

По Дюрингу, мир един потому, что мы мыслим его единым. Однако с этим нельзя согласиться: основу единства мира надо искать не в мышлении, а в самом объективном мире. По этому поводу Энгельс писал: "Действительное единство мира состоит в его материальности, а эта последняя доказывается не парой фокуснических фраз, а длинным и трудным развитием философии и естествознания" (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. – Соч. –
Т. 20. – С.43).

Критикуя Маха за его принцип "экономии мышления" и Авенариуса с его принципом "наименьшей траты сил", В.И. Ленин показал, что подобная экономия заключается в отбрасывании объективной реальности вне нашего сознания, т.е. материи.

Материальное единство мира как диалектическое единство многообразия проявляется двояко. Во-первых, как своеобразная дискретность строения объективной действительности, т.е. наличие в ней качественно различных, отграниченных друг от друга вещей, явлений, процессов, систем; во-вторых, как иерархические отношения между системами разной степени сложности, организованности, выражающиеся во "включении" менее сложных систем в более сложные и вместе с тем в несводимости специфических закономерностей последних к первым (См.: Материалистическая диалектика. – М.,1985. – С. 41).

Диалектико-материалистическое положение о материальном единстве мира доказывается развитием естествознания. Открытие электромагнитных волн и светового давления свидетельствует о материальности электромагнитного поля и о наличии массы света, который представляет собой, как оказалось, электромагнитные волны определенной длины. Открытие клетки показало единство в строении всего живого при всем многообразии его видов. Важными открытиями в этом отношении являются открытие закона сохранения и превращения энергии и создание эволюционной теории происхождения видов Дарвином. Овладение методом спектрального анализа позволило установить, что Солнце и другие звезды, звездные ассоциации и планеты имеют в своем составе те же химические элементы, что и Земля. Многообразие и единство химических элементов раскрывается периодической системой элементов
Д.И. Менделеева.

Особенно знаменательными были открытия в физике на рубеже XIX – XX вв., показавшие сложную структуру атома. Обогатились представления об основных формах движения. Все эти открытия отвергают субстратно-вещественную модель мира, авторы которой метафизически пытались свести всю материю в бесконечной Вселенной к некоей "праматерии". Такой первоматерией, первокирпичиком всех вещей английский физик Праут считал, например, атом водорода.

Кроме субстратно-вещественной модели единства мира, существует функциональная модель, согласно которой каждая малая частица во Вселенной связана с другой, сколь угодно удаленной от нее, а Вселенная функционирует как единый механизм, в котором каждое явление строго необходимо и занимает вполне определенное место в общей цепи событий. Взятая изолированно от других, эта модель упрощает действительность.

В наибольшей степени действительности соответствует атрибутивная теория единства мира. В этой теории предполагается единство всех видов материи и форм движения. Здесь имеется в виду единство атрибутов материи, ее законов. Это единство проявляется и в единстве законов сохранения.

Единство мира находит свое отражение, например, в математике, которая раскрывает некоторые общие связи в окружающем мире. Действительно, единство мира проявляется, по Ленину, в поразительной аналогичности дифференциальных уравнений, описывающих различные области действительности. Это, конечно, не исключает возможности описания одних и тех же явлений, процессов, объектов с помощью различных математических моделей. Так, например, решения уравнений общей теории относительности, основанные на различных допущениях, дают модели, математически описывающие Вселенную. Какая из этих моделей наиболее точно описывает мир, выяснится в ходе дальнейшего развития физики и астрофизики.

Вносит свой вклад в раскрытие сущности материального единства мира и кибернетика, устанавливающая общее в различных явлениях и процессах. И вообще, интеграция наук – свидетельство материального единства мира.

В социальной сфере работами И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др., была раскрыта материальная основа психики человека и тем самым навсегда развеяна дуалистическая идея о человеке как о соединении двух противоположных начал – души и тела. Не менее важное значение имело обоснование единства природы и общества.

Завершая анализ, отметим, что в глобальных масштабах материальное единство мира проявляется в различных аспектах:

- в абсолютности и вечности материи, ее несотворимости и неуничтожимости;

- во взаимной связи и обусловленности всех материальных систем и структурных уровней материи;

- в многообразных взаимных превращениях форм движущейся материи;

- в историческом развитии материи, возникновении живых и социально организованных систем на основе менее сложных форм;

- в наличии у всех форм материи всеобщих свойств и подчинении их универсальным диалектическим закономерностям.

Среди всех всеобщих свойств, атрибутов материи важнейшим является движение как способ существования материи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1796; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.