Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы индивидуального познания. Индивидуальное и коллективное познание




Индивидуальное и коллективное познание

 

Индивидуальное познание отчасти входит в индивидуальный вненаучный опыт человека, а отчасти — в коллективное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей науки. Во втором случае индивидуальное познание подчиняется стандартам научной деятельности.

Индивидуальное познание первого рода (вненаучное познание) может существовать как вместе с индивидуальной научной деятельностью, так и самостоятельно, если человек не занимается научной деятельностью. Это индивидуальное познание как правило неотделимо от остального индивидуального опыта жизни-деятельности человека, вплетено в ткань этого опыта. Индивидуальный опыт человека — нечто, включающее в себя и элементы познания, и элементы художественной деятельности, и элементы управления-преобразования. Если в науке человек выдвигает и проверяет гипотезы, то во вненаучном индивидуальном познании он выдвигает и проверяет предположения.

Наука — форма коллективного познания, ставшая специальной областью человеческой деятельности. Она возникла в результате разделения человеческой деятельности на познавательную, художественную, управляюще-преобразовательную и другие. Одни люди стали заниматься по преимуществу познанием, другие — по преимуществу управлением-преобразованием и т. д.

Человек, занимающийся научной деятельностью, является не просто познающим субъектом, а ученым, деятелем науки, субъектом научно -познавательной деятельности. Он вольно или невольно сообразует свои познавательные устремления-средства с познавательными устремлениями-средствами других ученых.

 

 

Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они — психические формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания.

Ощущение — отражение отдельных свойств, признаков предметов.

Восприятие — целостное отражение предметов и их отношений.

Представление — обобщенное отражение предметов, их признаков и отношений, основанное на сопоставлении во времени разных восприятий и ощущений.

Различие между ними, как в математике — между точкой, линией и плоскостью или между первым измерением (линией), вторым измерением (плоскостью), третьим измерением (объемом-телом).

Нужно помнить, что указанные формы чувственности могут искаженно отражать реальность. Именно в таких случаях говорят о видимости, кажимости, о миражах, фантомах, галлюцинациях, видениях.

Насколько сложно осмысление ощущений и восприятий как форм познания, можно видеть на таком примере: оазис в пустыне — мираж или реальность? Когда человек видит оазис, то он задается вопросом, что это: мираж, видимость, кажимость или реальность? Если он заранее знает, что в этом месте не может быть оазиса, то оценивает свое восприятие оазиса как мираж, иллюзию зрения. Если он заранее знает, что в этом месте должен находиться оазис, то оценивает свое восприятие оазиса как истинное свидетельство существования оазиса в данном месте. Если он заранее не знает, должен быть в этом месте оазис или нет, то он оценивает свое восприятие оазиса в зависимости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пустыне или нет. Если он не знает о возможности миражей, то примет вид е ние оазиса за истину. Если он заранее знает о возможности миражей, то скорее всего задастся вопросом: оазис в этом месте — мираж или реальность? То есть займет позицию сомневающегося, признающего равновероятность истины и лжи.

Одним словом, ощущения, восприятия, представления являются в той мере формами познания, в какой они содержат элементы знания, т. е. адекватно отражают реальность. Иными словами, ни ощущение, ни восприятие, ни представление не дают автоматически знания. Последнее — форма мысли, осмысление ощущений, восприятий, представлений как соответствующих реальности, адекватно отображающих ее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 956; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.