Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Цели и задачи исследования




Третьим шагом исследовательского проекта является определение цели и задач исследования. Конечно, в любом исследовании всегда присутствует главная цель – получение новой информации. Но что вы конкретно хотите получить в результате исследования? Информацию о состоянии проблемы или о причинах ее возникновения? А может быть, вы хотите узнать о факторах, влияющих на развитие проблемы в определенном направлении? Все это значит, что, определяя цель своей работы, вы конкретизируете направление вашего поиска и указываете, на получение каких результатов нацелено ваше исследование. Следующим шагом вашего исследования должна стать формулировка тех теоретических и практических действий, которые вам необходимо предпринять для достижения поставленной цели. Краткое и четкое определение таких шагов и составит перечень задач вашего исследования. То есть, формулировка задач – это процедура разукрупнения цели, разбивка ее на отдельные шаги. Рассмотрим конкретный пример[1]. Вопрос, который лег в основу исследовательского проекта «Учебно-познавательная активность студентов», был сформулирован так: «Почему учебно-познавательная активность студентов в процессе обучения не остается постоянной, а имеет даже в некоторых случаях тенденцию к понижению?» В соответствии с этим вопросом проблема заключается в состоянии учебно-познавательной активности студентов. При этом целью исследования явилось получение социологической информации о различных условиях учебно-познавательной деятельности студентов, детерминирующих повышение ее активности. Были сформулированы следующие задачи исследования:

- Выявление уровня учебно-познавательной активности студентов вуза.

- Определение мотивации выбора профиля образования и, соответственно, целевых установок студентов в учебном процессе.

- Выявление влияния на успеваемость, инициативность и активность студентов таких факторов, как: уровень довузовской подготовки, наличие чрезмерных увлечений другими видами деятельности,

- Определение возможных связей между материальными и психологическими проблемами в семье и познавательной активностью студентов.

Одним из важнейших шагов разработки исследовательского проекта является определение объекта и предмета исследования. Известно, что любая социальная проблема не может существовать сама по себе, вне отношения к реальным людям, социальным группам, общностям. Она всегда проявляется в действиях, отношениях, установках и чувствах людей. Иными словами, любая социальная проблема имеет своих реальных «носителей». Таким образом, объект исследования – это совокупность носителей проблемы, людей, в чьих мыслях, чувствах и поступках находит свое реальное выражение исследуемая проблема, и в нашем примере объектом исследования являлись студенты СамГТУ. Однако в зависимости от цели и задач исследования мы могли бы в качестве объекта выбрать и другую социальную группу, например, студентов всех вузов Самары, или студентов колледжей и техникумов.

Каждый человек, входящий в состав объекта исследования, весьма многосторонен: он вступает во взаимодействия с множеством людей, обладает множеством статусов, играет огромное количество социальных ролей. Это значит, что мы должны отобрать из этого множества отношений и взаимодействий лишь те, в которых выражается исследуемая проблема. Таким образом, предмет исследования – это те стороны и свойства объекта и составляющих его людей, в которых отражается интересующая нас проблема. В нашем примере предмет исследования – это мнения и отношения студентов к активной познавательной деятельности, а также преобладающие в студенческой среде ценностные и профессиональные ориентации, влияющие на нее.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.