Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие муниципального права 2 страница




• монопольно осуществляет эмиссии наличных денег и организует наличное денежное обращение;

11 Статья 4 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».


• является кредитором последней инстанции на межбанковском кредитном рынке и организует систему рефинансирования кредитных организаций;

• устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, а также правила осуществления банковских операций;

• обслуживает счета бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

• осуществляет эффективное управление своими золотовалютными резервами;

• регистрирует и выдает лицензии на осуществление банковских операций кредитным организациям;

• осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп и другие функции.

Второй уровень банковской системы Российской Федерации образуют кредитные организации.

Кредитная организация – это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Банка России имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество (ст. 1 федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации»).

Кредитные организации подразделяются на банки и небанковские кредитные организации, различия между ними определяются объемом и характером выполняемых ими банковских операций.

Банки – это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:

• привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

• размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);

• открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковские кредитные организации – это такие кредитные

организации, которые имеют право осуществлять отдельные банковские

операции, предусмотренные в законодательстве. Сочетание указанных
операций устанавливает Банк России.


Иностранным является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

При недостатке средств для осуществления кредитования клиентов и выполнения принятых на себя обязательств кредитная организация может обращаться за получением кредита в Банк России на определяемых им условиях.

Кредитные организации значительно отличаются друг от друга по кругу совершаемых банковских операций и сделок, по территории своей деятельности, по организационно-правовой форме, по источникам формирования уставного фонда и иным критериям.

Классифицируя многочисленные кредитные организации, можно выделить такие виды, как:

• универсальные (совершающие широкий круг банковских операций и других сделок), специализированные (совершающие какой-то один вид банковских услуг);

• региональные и общероссийские;

• акционерные и паевые банки.

Осуществляя банковское регулирование, Банк России в соответствии с федеральным законом «О Центральном банке РФ (Банке России)» в целях обеспечения устойчивости кредитных организаций может устанавливать им определенные обязательные нормативы. К числу таких нормативов относятся: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций; минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; максимальный размер риска на единого заемщика; максимальный размер крупных кредитных рисков; нормативы ликвидности кредитной организации и др.

Устанавливая подобные нормативы и контролируя их соблюдение, Банк России влияет на деятельность кредитных организаций и создает условия для их стабильного функционирования.

Как уже отмечалось, Банк России выдает лицензии кредитным организациям на осуществление банковских операций. Лицензия выдается после государственной регистрации кредитной организации без ограничения сроков ее действия.

Вновь созданной кредитной организации могут быть выданы следующие виды лицензий:

• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в
рублях (без права привлечения во вклады средств физических лиц);


• лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады средств физических лиц);

• лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (лицензия выдается Центральным банком РФ по согласованию с Министерством финансов РФ).

В статье 16 федерального закона «О банках и банковской деятельности» определены основания и порядок отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций. Этот перечень носит исчерпывающий характер и не может быть расширен по усмотрению Банка России. Отказ допускается на основании несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей исполнительных органов и (или) главного бухгалтера, что включает в себя:

• неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязанностей перед бюджетом за последние три года;

• несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям федеральных законов и др.

Отказ в государственной регистрации и выдаче лицензии, непринятие Банком России в установленный срок соответствующего решения могут быть обжалованы в арбитражный суд.

Статья 20 федерального закона «О банках и банковской деятельности в Российской Федерации» предусматривает основания для отзыва лицензии Банком России у кредитной организации на осуществление банковских операций в случае:

• установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия;

• задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на год со дня ее выдачи;

• установления фактов недостоверности отчетных данных;

• задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчетности (отчетной документации);

• осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России;

• неисполнения требований законодательства, нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные федеральным законом «О Центральном банке РФ»;


• наличия ходатайства временной администрации, если к моменту окончания срока ее деятельности, установленного федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», имеются основания для ее назначения, предусмотренные указанным законом;

• неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов (вкладов) клиентов кредитной организации при наличии денежных средств на счете (во вкладе) указанных лиц.

В завершение следует остановиться несколько подробнее на вопросе осуществления Банком России функции валютного регулирования и контроля. Данную функцию Банк России реализует как косвенно (экономическими средствами), так и путем издания нормативных актов. В них, в частности, регламентируются следующие вопросы:

• определение сферы и порядка обращения на территории Российской Федерации иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте;

• установление правил проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте;

• установление порядка обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаев и условий, при которых резиденты могут иметь счета в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации;

• установление общих правил выдачи кредитным организациям лицензий на осуществление валютных операций в рамках осуществляемой ими банковской деятельности и выдача таких лицензий;

• установление единых форм учета, отчетности, документации и статистического учета валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядка и сроков их представления;

• определение перечня и характера операций с природными драгоценными камнями, которые могут совершать специально уполномоченные банки.

Кроме того, Центральный банк РФ самостоятельно осуществляет все виды валютных операций.

С юридической точки зрения доминирующая роль в валютном регулировании принадлежит валютным ограничениям, которые представляют собой различного рода нормативно закрепленные ограничения прав резидентов и нерезидентов (в форме запрещения или лимитирования)


при осуществлении ими валютных операций на территории государства и/или прав резидентов при осуществлении ими валютных операций за рубежом.

Одним из главных инструментов реализации валютных ограничений является лицензирование валютных операций, то есть получение предварительного разрешения органов валютного контроля (Центрального банка РФ) на совершение сделок или операций с валютными ценностями.

Такого рода лицензии могут быть разовыми, срочными, постоянными; специальными, видовыми, генеральными.

Под валютным контролем понимается комплекс нормативно
закрепленных административных (правоприменительных) и

организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными государственными органами или иными организациями и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка.

Целью валютного контроля является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являются:

• определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

• проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации;

• проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

• проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте Российской Федерации.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органами валютного контроля в Российской Федерации, помимо Центрального банка Российской Федерации (Департамента валютного контроля Банка России), являются Правительство Российской Федерации в соответствии с законами Российской Федерации, ГТК России, Минфин России и Минэкономразвития и торговли России, МНС России, Счетная палата РФ.

Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут


осуществлять функции валютного контроля. Агенты валютного контроля подотчетны соответствующим органам валютного контроля.

В частности, если Банк России является органом валютного контроля, то уполномоченные банки (банки, имеющие лицензию на совершение валютных операций) являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному банку РФ.

Контрольные вопросы

1. Финансовое право как отрасль российского права. В чем особенности его предмета и метода правового регулирования?

2. Определите понятие «финансово-правовой нормы», в чем ее особенности?

3. Назовите виды финансово-правовых норм.

4. Источники финансового права.

5. Система финансового права как отрасли российского права.

6. Бюджетное право: понятие и основные источники.

7. Определите понятие «налог», раскройте его основные юридические признаки. Чем налог отличается от сбора?

8. Банковская система Российской Федерации.


Глава 19. Основы муниципального права

Местное самоуправление – это одна из форм осуществления власти народом. Как институт гражданского общества местное самоуправление является способом формирования публичной власти на местах и одновременно формой участия граждан в управлении государством.

Местное самоуправление как форма осуществления власти возникла еще в глубокой древности1. Наиболее полно местное самоуправление начало развиваться в условиях демократии. Именно при демократическом политическом режиме местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения непосредственно и через своих представителей.

Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законом, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций.

Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти, обеспечивающим в конечном счете устойчивость и демократический характер всей системы властных структур.

Муниципальное право – это совокупность правовых норм, регулирующих отношения по организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации. Предметом регулирования муниципального права являются отношения по решению вопросов местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

К вопросам местного значения относятся:

• принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

• владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

1 Автономов А.С. У истоков гражданского общества и местного самоуправления (очерки). М., 2002.


• местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;

• комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

• содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

• организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

• организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

• охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

• регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

• создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

• контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

• регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

• организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водоснабжения и канализации;

• организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

• муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

• благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

• организация утилизации и переработки бытовых отходов;

• организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

• организация и содержание муниципальных архивов;

• организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи;

• создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания;


• создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

• сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

• организация и содержание муниципальной информационной службы;

• создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального образования;

• создание условий для организации зрелищных мероприятий;

• создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном образовании;

• обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

• участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

• обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Условия и порядок контроля за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Правовую основу местного самоуправления составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, принятые на сходах граждан и местных референдумах решения, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации,


законами субъектов Российской Федерации. Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут противоречить Конституции РФ и федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

Каждое муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются:

• границы и состав территории муниципального образования;

• вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

• формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов местного значения;

• структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

• наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

• срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

• виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

• основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

• порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

• статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

• гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

• условия и порядок организации муниципальной службы;

• экономическая и финансовая основы осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;


• вопросы организации местного самоуправления, обусловленные компактным проживанием на территории муниципального образования национальных групп и общностей, коренных (аборигенных) народов, казачества с учетом исторических и иных местных традиций;

• другие положения об организации местного самоуправления, о компетенции и порядке деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с законами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.

Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно. Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. Основанием для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования может быть только противоречие его Конституции РФ, законам Российской Федерации и законам субъекта Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке. Устав муниципального образования вступает в силу после его официального опубликования (обнародования).

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.

Территориальные основы организации и деятельности местного самоуправления определены в части 1 статьи 131 Конституции РФ: «Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций». Согласно федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальное образование – это городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления. Территории муниципальных образований устанавливаются в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических и иных местных традиций. Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления.


Установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляются с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Изменение границ муниципального образования не допускается без учета мнения населения соответствующих территорий. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают законом гарантии учета мнения населения при решении вопросов изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление.

Порядок образования, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований определяется законом субъекта Российской Федерации.

По своей природе в федеративном государстве муниципалитеты в различных субъектах федерации имеют свои особенности, связанные с историческими и иными местными традициями. Структура, принципы образования и деятельности муниципальных образований устанавливаются федеральным законодательством. А законодательство субъекта Федерации более подробно регулирует порядок образования и деятельности органов местного самоуправления.

Формами осуществления населением местного самоуправления являются местный референдум и муниципальные выборы. Для решения непосредственно населением вопросов местного значения может проводиться местный референдум. Решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования. В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования, обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе. Голосование на местном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).


Порядок назначения и проведения местного референдума, принятия и изменения решений местного референдума устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют проведение муниципальных выборов.

В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан. Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы и др.), отражающую исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 253; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.