Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные признаки научного стиля речи




Научный стиль и его основные характеристики

СТИЛИ

Итак, богослов-исследователь подобен мебельщику. Не водителю, не врачу, не учителю, но тому, кто изготовляет мебель. Прелесть его профессии в том, что ему нужно создать шедевр исходя из общих принципов создания шедевров. А для этого есть своя технология, свой подход, который заключается не только в творчестве и вдохновении, но и во владении некоторыми приемами.

Во-первых, он, как и мастер по дереву, должен определить для себя, что же он хочет сделать: шкаф или дверь. Для создания шкафа необходим особый набор инструментов (которые иногда используются при изготовлении дверей). Во-вторых, на шкаф нужен материал, несколько отличный от материала для дверей. Писатель должен понять, что он хочет написать: фельетон или исследовательскую научную статью. «Инструменты» для фельетона разнятся с «инструментами» для статьи так же, как и материал к ним.

Оборудованием для «изготовления» исследовательских работ будут два стиля: собственно-научный и научно-популярный. Публицистический больше подходит для эссе, докладов, презентаций и т.п. Стиль – разновидность языка, используемая при передаче информации того или иного содержания. Научившись владеть ими, писатель открывает для себя путь в мир научной литературы. Помните: шкафы – не какие-нибудь там двери! Хотя двери – тоже неплохо…

Для бакалаврских дипломных работ идеально подходит научный стиль речи. К нему относятся такие виды литературы, как «статьи в научных журналах и сборниках, монографии, диссертации, энциклопедии, словари, справочники, учебная литература»[27]. Так что о статье в христианском богословском журнале вполне можно рассуждать. Само собой разумеется, что розовая мечта каждого начинающего писателя-студента – увидеть свое детище в одном из таких журналов. В конце пособия вы найдете список христианских печатных изданий и web-издательств, куда можно представить свою работу. Итак, о «научном».

В научном стиле выделяют несколько стилей:

v собственно-научный (инструкции, энциклопедии, ГОСТы, диссертации);

v научно-популярный (научные статьи в газетах, выступления на ТВ, радио, перед массовой аудиторией);

v научно-учебный (учебная литература, справочники, пособия).

 

Остановимся на первых двух и попытаемся рассмотреть их механизм.

Самая главная особенность научного стиля – логичность изложения. Каждое высказывание, связка, переход в тексте выполняются в строгой последовательности от одного к другому и обладают абсолютной логичностью. Следите, чтобы все части предложения были «равными по весу», пропорционально нагруженными смыслом. Не говорите: «Стиль нашей работы отличается от всех других работ». Лучше: «Стиль нашей работы отличается от стилей всех других работ».

Используйте именно те слова, которые вы подразумеваете. Не стремитесь насытить работу переносными смыслами и иносказаниями. Поменьше эвфемизмов. Не человек, нуждающийся в покаянии, но грешник; не называйте слепых людьми с ослабленным зрением, а блудницу – великой грешницей. Если вам все-таки не удалось миновать многозначного слова или фразы, постарайтесь их хоть немного объяснить, чтобы о вас кто-нибудь не сказал: «Перья у писателей были, им не хватало только крыльев!» Достигайте смысловой точности и однозначности.

Не нужно бояться абстрактных выражений и обобщения понятий. «Скорость, время, пространство, качество, предел» – вот подходящая лексика.

И, пожалуй, главным правилом для «научного» является объективность. Оперируйте достоверными фактами. Не используйте сомнительную, не проверенную информацию, чтобы не подвергнуться разоблачению. Предположение называйте предположением, аксиому – аксиомой. Если «плаваете» в каком-то пункте, обойдите его стороной, упростите рассуждения, в этом нет ничего унизительного. «Все знают и понимают только дураки и шарлатаны!» – писал Чехов.

Ко всему сказанному стоит добавить дюжину замечаний, которые также следует учесть. Научный стиль предполагает:

v частую повторяемость ключевых слов;

v прямой порядок слов («Вера есть средство общения с Богом», но не «Средством общения с Богом является вера»);

v широкое использование словосочетаний сущ.+сущ. в род. падеже (книга учителя, стол преподавателя, любовь Божья);

v преобладание неопределенно-личных и безличных предложений («Предполагается, что эти рассуждения имеют смысл…»);

v редкое использование неполных предложений;

v обилие сложных предложений;

v частое употребление причастных и деепричастных оборотов;

v термины, термины, термины…;

v частое использование абстрактных отглагольных существительных (абстрагирование, вычленение, изучение, обобщение);

v повествование от третьего лица;

v отсутствие восклицательных частиц и междометий («Ах, какие выводы!»);

v рассуждение и описание как основной тип речи.

Для примера научного стиля речи приводим отрывок из учебника по логике, раскрывающий значение формы мышления.

 

 

Пример научного стиля речи

Логическая форма, или форма мышления, – это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность. В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет чистого, лишенного формы содержания, нет чистых, бессодержательных логических форм[28].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.