Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Корректировка текста




Сложносочиненное и сложноподчиненное предложения

 

Разница между сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, как вы помните из школьного курса русского языка, в том, что сложносочиненные предложения состоят из двух и более простых, равных по значению предложений, соединенных соединительными и противительными союзами и, а и т.п. Сложноподчиненные же имеют в своем составе «неравноправные» простые предложения, объединенные между собой подчинительными союзами что, чтобы, потому что, если, когда и др.

Распространенная ошибка, допускаемая в сложносочиненных предложениях, – неправильное согласование их частей. Например: говоря о времени обеда в колледже, кто-то напишет: «Студенты закончили учиться и в столовой раздают кашу», хотя кашу-то раздают не студенты, а повара! Просто автор забыл поставить запятую перед союзом и, превратил сложное предложение в простое. Смысловая компоновка простых предложений в составе данного сложного также неправильна: отсутствие подлежащего во втором простом предложении сбивает с толку, навязывает ложный смысл. За всем этим необходимо очень внимательно наблюдать, иначе – беда!

Не меньшую опасность представляет использование сложноподчиненных предложений. Например: «Христос сказал ученикам, что Я не оставлю вас сиротами». Смешение прямой и косвенной речи приводит к подобным неловкостям. Или: «Вера – это когда кто-то кому-то доверяет». Для разговорной речи, может быть, и верно, но для исследования – не не используется. Апостол Павел был безупречен: «Вера – ожидание и уверенность…». И определяемое и определяющие слова принадлежат к одной части речи: существительному. Неуклюжести возникают и тогда, когда одна часть предложения сравнивается с другой: «Христианская жизнь должна настолько отличаться от мирской, как тьма отличается от света». Неправильно потому, что «настолько» не сочетается с «как», но употребляется с «насколько».

Эти нюансы очень заметны в тексте. Если не уделять им должного внимания, работа, какой бы высотой идеи она ни обладала, будет не научной, но безграмотной, как бы жестко это ни звучало. Вот здесь и вспоминаешь, что от великого до смешного один шаг!

Итак, черновик наш постепенно растет, пополняется новыми пунктами и разделами. Во время исследования вы находите новый материал. Пытайтесь его совместить с тем, который уже найден и использован. Ведь вы готовы вносить коррективы в работу до дня сдачи окончательного варианта преподавателю, а еще лучше – до дня выхода вашей книги из издательства! Хотя и потом всякое случается…

Теперь, когда текст имеется в компьютерном варианте, займитесь корректировкой работы в целом. Для этого нужно видеть, как же она «смотрится». Поверьте, печатный текст выглядит совершенно по-иному, чем написанный от руки. Как только возьмете в руки свою отпечатанную работу, вы иначе увидите ее: этот абзац здесь немного великоват, а вот совсем маленький. В глаза бросятся некоторые ошибки: интуиция и память подскажут вам через печатные строчки, что так не говорят и не пишут! Имея в руках печатный вариант, пройдите три этапа правки:

 

v смысловая правка;

v техническая правка;

v «подтяжка болтов на собранной мебели».

 

 

Все ошибки должны быть исправлены. Не жалейте бумаги, отпечатайте новый вариант. Читая его, попытайтесь поставить себя на место того, кому вы стремитесь донести раскрываемую тему. Подумайте, какие ощущения вызовут у него те или иные ваши доводы, иллюстрации, высказывания. Обратите внимание, насколько логично изложение: нет линеясностей, присутствует ли перетекаемость рассуждений из одного пункта в другой. Если отметите для себя недостаточность яркости в примерах и иллюстрациях – поработайте над ними, ибо, как говорила Алиса, «какая польза от книжек без картинок»? Естественно, если вдруг увидите в каком-либо пункте зачатки нового еретического учения, немедленно займитесь уточнением и расстановкой всех точек над i. Обретите душевный внутренний покой после всех исправлений и перепечатывания. Это и есть смысловая правка. После нее переходите к технической правке.

Техническая правка – оформление рукописи по общепринятым стандартам. В этом вам помогут 5 и 6 главы данного пособия.

Высказывание «подтяжка болтов» позаимствовано из книги Дэвида Рэндалла «Универсальный журналист». Означает оно окончательную доработку и перепроверку готовой работы. Э. Хемингуэй переписывал заключение к «Прощай, оружие!» 39 раз, пока не нашел искомый вариант! Следует подражать великим!

Закончив работу, отдайте ее преподавателю для прочтения и замечаний. Будет прекрасно, если у вас окажется возможность встретиться с руководителем и сообща посмотреть текст. Если вы пишете курсовую или дипломную работу, то эти встречи будут обязательными и неоднократными. Дипломники должны встречаться и обсуждать каждую значимую часть работы в отдельности. Обычно этой частью является раздел.

Будьте готовы к критике. Не уподобляйтесь Николеньке Ростову из «Войны и мира», удивлявшемуся тому, что в него, любимого всеми красавца-гусара, стреляют! Пусть критика сделает свое разрушительное дело, а вы на обломках собственных представлений о своей чрезвычайной одаренности воздвигните новое, свежее, красивое здание. Здание читаемого, полезного, динамичного, одухотворенного исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 469; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.