Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки административного правонарушения 2 страница




Самонадеянность состоит в том, что лицо предвидит наступление противоправного результата, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить. Небрежность заключается в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при подобных обстоятельствах лицо могло и должно было их предвидеть. Следовательно, без вины нет проступка, и этот принцип закреплен действующим законодательством.

Однако необходимо упомянуть, что ранее этот принцип распространялся лишь на случаи, когда к виновному применялись такие административные наказания, как предупреждение или штраф. Отсутствие в теории административного права единого мнения при решении вопроса об ответственности только при наличии вины до недавнего времени в известной мере подрывало принципиальную позицию правоведения, утверждающую, что без вины нет правонарушения, упречного поведения и не должно быть юридической ответственности и наказания.

По мнению Д. Н. Бахраха, «вина – ядро субъективной стороны состава, в которую в ряде случаев входит еще мотив и цель деяния (но чаще всего ни мотив, ни цель признаками состава не являются)»[251]. Этой точки зрения придерживается большинство ученых.

Ученые-административисты начала 40-х гг. ХХ в. считали, что в административном праве, в отличие от уголовного, вина не выступает обязательным элементом для всех случаев административного воздействия[252]. Возможно, здесь сказалось влияние взглядов дореволюционных русских ученых, полагавших, что административное наказание может применяться независимо от наличия вины[253].

В 1950-х гг. обосновывалось мнение, что в каждом административном нарушении должна быть доказана вина нарушителя[254], но высказывались и иные точки зрения, например А. П. Клюшниченко утверждал, что в виде исключения допускается наступление административной ответственности без вины[255].

Законодательное разрешение этого вопроса в административном праве наиболее полно осуществлено на федеральном уровне, в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых учет формы вины (умышленной или неосторожной) является обязательным при применении административной ответственности к виновным лицам.

Признание законодателем виновности свойством административного правонарушения имеет исключительно важное значение, поскольку способствует дальнейшему укреплению законности, развитию теории административного права, совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Однако уместно подчеркнуть, что это положение относится не ко всем видам административных наказаний. Отсутствие вины до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ исключало ответственность участников дорожного движения.Вступление с 1 июля 2008 г. в законную силу ст.2.6.1 КоАП РФ предусматривает возможность автоматического привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото – и киносъемки, видеозаписи, без составления протокола должностным лицом, что лишает, на наш взгляд, участников дорожного движения презумпции невиновности, конституционного права на защиту и создает возможность объективного вменения вины.

Аналогичная ситуация складывается при определении вины юридического лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Четвертый признак правонарушения — наказуемость.

В отличие от административного, в уголовном праве наказание трактуется как мера государственного принуждения, применяемая только судом от имени государства к лицам, совершившим преступление, как средство охраны общественных отношений. В соответствии с этим в уголовном законе закреплены понятия, цели и виды уголовных наказаний (ст. ст. 43-44 УК РФ[256]). В решении подобного вопроса, относящегося к административному праву, имеется немало проблем. Следует подчеркнуть, что в официальном определении административного правонарушения законодатель прямо не указывает на наказуемость как его обязательный признак, а лишь говорит о том, что «законодательством установлена административная ответственность».

В административном праве наказуемость не рассматривается в качестве обязательного признака административного проступка и не закреплена в действующем законодательстве. По мнению Б. М. Лазарева, «этим подчеркивается качественное отличие санкций за преступления и за административные правонарушения»[257].

Отсутствие в административном законодательстве указания на наказуемость как признак правонарушения еще не может служить основанием для утверждения, что оно несвойственно административным правонарушениям. Законодатель хотя и не указывает в определении на данный признак правонарушения, но, признавая деяние общественно вредным, противоправным и виновным, не может оставлять его безнаказанным. Л. Л. Попов справедливо отмечает, что «административная наказуемость – важнейший признак административного правонарушения»[258]. Игнорирование этого теоретического положения может привести к невозможности осуществления органами внутренних дел эффективной борьбы с правонарушениями. Административное законодательство предписывает меры наказания, предусмотренные ст. ст. 3.1-3.12 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием, поэтому понятие «правонарушение» не может не включать в себя этот обязательный признак. Что же касается ст. 2.9 КоАП РФ, на основании которой лицо может быть освобождено от административной ответственности, то в таких случаях, как правило, решения принимаются в порядке исключения уполномоченным на то судьей, органом, должностным лицом за малозначительное административные правонарушение.

 

§2. Состав административного правонарушения

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков. Необходимо определение юридического состава административного правонарушения. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний. Любое правонарушение имеет свой состав.

Под составом административного правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых общественно вредное деяние признается административным правонарушением[259].

Будучи явлением реальной действительности, правонарушение обладает огромным числом признаков. По юридическим свойствам следует различать признаки, имеющие юридическое значение и не имеющие его (например, использование технических средств при совершении мелкого хищения, рост человека, совершившего правонарушение).

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом; вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают.Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Возьмем для примера мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ). Сами по себе такие его признаки, как собственность, умысел, достижение 16-летнего возраста и др., ничего предосудительного не содержат. Но когда они существуют в совокупности, объединяются законодателем в норме права как перечень признаков правонарушения — это уже правовая модель правонарушения, его состав.

Из признания такого свойства состава, как органичность, вытекает очень важное следствие для тех, кто квалифицирует правонарушения. Если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, т. е. оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона.

Учение о составе правонарушения имеет большое значение: во-первых, оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению справедливых санкций; во-вторых, помогает правоприменяющиморганам правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; в-третьих, позволяет понять закон, помогает обучению юристов и правовому воспитанию граждан.

В составе административного правонарушения также имеются четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.В связи с этим и состав правонарушения (т.е. юридическое понятие о правонарушении) конструируют как совокупность четырех аналогичных элементов.

Каждый элемент состава в свою очередь представляет собой систему признаков (например, в объективную сторону могут входить факторы, характеризующие сам факт поведения, время, место его совершения, нанесенный им ущерб и т. д.). Соответственно четырем элементам состава, его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект правонарушения, объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону.

Итак, признаки выступают как наипростейшие части состава, образующие нижний уровень системы. Группы создают подсистему, элементы– стороны состава, а органичное единство четырех сторон– состав административного правонарушения. Взаимосвязь, взаимодействие всех сторон образует целостные свойства состава– общественную опасность (вредность), противоправность, наказуемость и виновность – которые, будучи общими признаками, не входят ни в один из элементов состава. Они выступают системообразующими,интегративными свойствами всего состава. Общественная вредность и противоправность– вторичные, производные признаки состава, на существование которых особым образом влияет каждый признак любой его стороны (первичный признак).

Большое практическое значение имеет выделение постоянных и переменных признаков правонарушений.

Постоянными считаются те, которые полно определены правовой нормой, теорией или устойчивой практикой (например, четко зафиксировано содержание понятий: «возраст, по достижении которого наступает административная ответственность», «страховой случай», «механическое транспортное средство», «алкогольная и спиртосодержащая пищевая продукция» и др.).

Переменными называют признаки, содержание которых четко не зафиксировано.

Первую их разновидность составляют те признаки, которые содержатся в бланкетных нормах и изменяются подзаконными актами. (Например, законом установлена ответственность за нарушение правил санитарии, дорожного движения, торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Такие правила изменяются центральными и местными органами, что влечет количественные изменения содержания признаков).

Вторая разновидность переменных признаков– оценочные признаки. Их содержание нормой четко не определено, вопрос об их наличии должен решаться практическими работниками с учетом конкретной обстановки. Значительную роль в усвоении оценочных понятий, в раскрытии их содержания играют теоретические исследования. Необходимо учесть, что такие признаки, как «грубое», «значительный вред», «состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность», четко конкретизировать в КоАП трудно, а в ряде случаев и не нужно.

Среди признаков состава выделяются позитивные и негативные, выраженные соответственно положительными и отрицательными понятиями («в не отведенных для этого местах» и т. п.).

По степени обобщенности следует различать общие, родовые, видовые и единичные признаки. Первые свойственны всем (противоправность, вменяемость, вина и др.), вторые и третьи характерны для группы составов, четвертые же (единичные) включены законодателем только в некоторые конкретные составы.

Наряду с признаками простых составов существуют квалифицирующие признаки, при наличии которых деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание. В административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как:повторность (ст. 5.27 КоАП РФ); наличие или возможность наступления вредных последствий (ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ); совершение деяния должностным лицом либо законным представителем несовершеннолетнего (ст. 6.10 КоАП РФ).

Подчеркнем, что квалифицирующие признаки, как и простые, являются разновидностью конструктивных. Одни простые признаки образуют основной состав, но введение в систему квалифицирующего признака влечет возникновениеквалифицированного состава.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В уголовном праве существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений. Административное же право знает только основные и квалифицированные (с отягчающими признаками) составы.

По особенностям конструкции различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Материальными называются составы, в которых:

1. Содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий антиобщественного деяния (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. К числу таких проступков можно отнести также повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАПРФ) и др;

2. Описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом и не названы (например, порча земель).

Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий (нарушение правил паспортизации, пожарной безопасности, воинского учета и т. д.). Таковыми являются большинство деликтов, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие. Хотелось бы отметить, что совершение гражданином правонарушения, предусмотренного статьей КоАП, содержащей формальный состав, нередко влечет наступление имущественного ущерба. Наличие ущерба в таких случаях не является конструктивным признаком состава, но учитывается при определении размера наказания (например, само управление транспортным средством в состоянии опьянения образует правонарушение независимо от того, был при этом причинен какой-либо материальный ущерб или нет).

В зависимости от степени обобщения признаков антиобщественных проступков их составы подразделяются на казуистичные и обобщенные. В первом случае состав охватывает сравнительно узкую группу деяний (например, ч. 1 ст. 9.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт, а ч. 2 ст. 9.7 КоАП РФ – за повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт).

Обобщение при конструировании составов не должно быть чрезмерным, ибо это потребует абстрагирования от существенных особенностей деяний, приведет к образованию составов с весьма расплывчатым содержанием, а, следовательно, к расширительному или ограничительному толкованию нормы на практике, к разнобою в ее применении в разных местностях. (В качестве примера можно назвать такой обобщенный состав, как мелкое хулиганство, который некоторыми должностными лицами понимается очень широко).

Большое практическое значение имеет деление составов на однозначные и альтернативные.

Однозначные, их большинство, четко указывают признак (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути, повреждение телефонов-автоматов).

Альтернативные называют два или более вариантов признаков. Так, часто закон предусматривается несколько вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. При этом правонарушением считается совершение как одного из названных в норме действий, так и нескольких или даже всех. (Например, ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за «нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему». Правонарушением будет, и нарушение только правил учета или только правил хранения, или только правил производства оружия, и нарушение всех названных правил вместе.)

 

Таким образом, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует, то в альтернативном перечисляются несколько вариантов признаков. Чаще всего эта вариабельность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его. А в ряде случаев конструирование альтернативных составов связано со стремлением нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.

Состав административного правонарушения как уже отмечалось состоит из четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.

Объектомадминистративного правонарушения, как и любого другого, являются общественные отношения. Определенные деяния потому и называются антиобщественными и запрещаются, что причиняют вред существующим общественным отношениям. Признание последних объектом правонарушения помогает раскрыть социальную сущность административного правонарушения, нравственный характер административной ответственности.

Объектом административного правонарушения признаются общественные отношения, урегулированные правовыми нормами и охраняемые мерами административной ответственности.

Большой теоретический и практический интерес имеет научно обоснованная классификация объектов административных правонарушений, позволяющая более четко определить объект каждого деяния, его место в общей системе охраняемых мерами административной ответственности отношений, его ценность. В зависимости от степени обобщения, уровня абстрактности различают общий, родовой, видовой и непосредственный объекты правонарушений.

Общим объектом административных правонарушений являются общественные отношения, имеющие два признака: они регулируются различными отраслями праваи охраняются мерами административной ответственности.

Родовым объектом правонарушений признается однородная группа общественных отношений, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта. Род – высший уровень структурных подразделений общего объекта, его самостоятельная часть.

Элементы социального целого обладают большим количеством признаков, что предопределяет возможность деления целого на части по разным основаниям. Так, всю совокупность общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности, можно поделить на части в зависимости от того, какой отраслью права они регулируются. Следовательно, можно говорить об административных, земельных, трудовых, гражданских и других правоотношениях как родовых объектах правонарушений.

Видовой объект – разновидность родового объекта, обособленная группа общественных отношений, общих для ряда административных правонарушений. Примером видового объекта могут служить общественные отношения в сфере потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Административное правонарушение причиняет вред какому-то конкретному общественному отношению, охраняемому административной санкцией. Оно и служит непосредственным объектом административного правонарушения. (Например, при управлении водителем в состоянии опьянения–жизнь, здоровье участников дорожного движения).

Предмет посягательства – элемент общественного отношения, его составная часть. Очевидно, что охрана общественных отношений предполагает охрану элементов, их образующих. Посягательство на общественное отношение осуществляется путем воздействия на его элементы, а таковыми являются субъекты отношений, их связи, деятельность, материальные вещи (предметы). Общественноеотношение повреждается путем нарушения сложившихся связей(кража), причинения вреда вещам (потрава посевов, порча телефонов-автоматов), посягательства на участников отношений.

Объективная сторона состава административного правонарушения – это система предусмотренных нормой административного права признаков правонарушения, характеризующих его внешнюю сторону.

Обязательным в объективной стороне правонарушения является признак, характеризующий само деяние (кража, распитие, продажа, покупка, хранение и т.п.). Известно, что разновидностями деяния могут быть действие или бездействие. Во многих составах говорится об активных противоправных действиях, но значительное число их называют такой признак, как бездействие, невыполнение соответствующих обязанностей. Признак деяния– ведущий, главный признак объективной стороны, это стержень, вокруг которого группируются иные ее признаки: способ, время, место и др. Основу каждого деяния составляет сознательное телодвижение, а чаще всего система элементарных действий или даже определенная деятельность.

Противоправное деяние может быть простым и сложным.

Простое деяние представляет собой единое действие или кратковременное бездействие, единый кратковременный акт противоправного поведения (например, кража, безбилетный проезд).

Сложное деяние либо состоит из нескольких самостоятельных действий, либо растянуто во времени, либо совершается группой. Различают следующие разновидности сложных деяний, наказуемых в административном порядке: с двумя разными действиями; состоящие из альтернативных действий; длящиеся; продолжаемые.

Характерным примером правонарушения с двумя действиями служит изготовление и использование радиопередающих устройств без надлежащего разрешения (ст.13.3 КоАП РФ)

Административное правонарушение, состоящее из альтернативных действий – такое правонарушение, в котором предусматривается несколько вариантов действий. Такое правонарушение считается оконченным с момента выполнения любого из этих действий. Например, нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования,учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему (ст. 20.8 КоАП РФ).

Длящимися признаются такие правонарушения, которые, начавшись с какого-либо противоправного действия или бездействия, осуществляются затем непрерывно путем неисполнения обязанности. Начальным моментом такого деяния может быть как активное действие, так и бездействие, а затем виновный либо не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, либо исполняет ее не полностью, не надлежащим образом, и его поведение оценивается как бездействие по отношению к этой обязанности (например, проживание без регистрации, неисполнение обязанностей по воинскому учету).

Длящееся правонарушение прекращается фактически и юридически. В первом случае это происходит путем исполнения обязанности, в результате изменения обстановки и т. д. Юридическое же прекращение означает, что виновный привлечен к ответственности за свое деяние, а обязанность еще не выполнил. (Например, за проживание без регистрации виновный был подвергнут административному штрафу. В день вынесения постановления о применении санкции длящееся правонарушение считается оконченным, со следующего дня начинается новое аналогичное правонарушение, новое нарушение правил регистрации).

Продолжаемым является правонарушение, складывающийся из ряда тождественных, тесно связанных между собой правонарушений, совокупность которых образует единое правонарушение. Он состоит из противоправных действий, а значит, совершается не непрерывно, а отдельными дискретными деяниями, которые отделены друг от друга во времени. Между тем эти действия тождественны, поскольку полностью совпадают по основным юридическим признакам (форме вины, цели, субъекту, объекту, месту и характеру действий и др.), между ними существует тесная внутренняя связь, их можно сравнить со звеньями одной цепи. (Например, продолжаемое административное правонарушение– многократное использование радиоэлектронных средств без специального разрешения).

Деяние может быть оконченным и неоконченным.

Вобщей части УК есть специальная статья, регламентирующая ответственность за неоконченное преступление, за приготовление к нему и покушение на него. В КоАП РФ такой статьи нет. Значит,неоконченное правонарушение не наказуемо, если закон прямо не устанавливает ответственности за него. А подобные исключения существуют. Так, в ст. 19.12 КоАП РФ установлена ответственность передачу или попытку передачи запрещенных предметов лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В данном случае указаны признаки как оконченного (фактически совершенная передача), так и неоконченного (попытка передачи) неправомерного деяния, которое признается административным правонарушением.

Такие признаки, как место, время, способ и средства совершения проступка законодатель включает довольно часто в состав объективной стороны.

Указанные обстоятельства могут иметь двоякое значение. Иногда они выступают в качестве обязательных признаков деяния, поскольку на них указывается в диспозиции нормы права. Так, для квалификации правонарушения по ст. 20.20 КоАП РФ необходимо установить, что лицо, находясь в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство или общественную нравственность, было обнаружено на улице или в ином общественном месте. В других случаях место, время и способ совершения являются показателем общественной опасности (вредности) деликта. Например, для характеристики действий как мелкого хулиганства важное значение имеет то, что данные действия совершаются, как правило, публично, в присутствии других граждан.

Каждое явление реального мира существует во времени и пространстве. Такие признаки правонарушения, как время и место его совершения, всегда имеют юридическое значение. Но законодатель не всегда включает их в число конструктивных признаков состава, хотя и делает это довольно часто.

Называя время в числе конструктивных признаков, законодатель делает это различными способами в зависимости от того, о чем идет речь– о действии или бездействии. Признаком действия является момент его совершения, поэтому в составах говорится о «ночном» времени, «периоде проведения референдума», и т.д., т.е.указываются те отрезки, в которые совершение определенных действий противоправно. Например, в ст. 5.10 КоАП РФ говорится о проведении предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена. Признаком же бездействия выступает срок, какой-то за ранее обусловленный период, по истечении которого бездействие становится административным правонарушением. Так, лицо совершает административное правонарушение, если в установленное время не зарегистрирует в установленные сроки транспортное средство, а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, установленный законом. Здесь время является обязательным признаком состава правонарушения.

Нередко в составе административного правонарушения присутствует признак места. Чаще всего речь идет об определенных территориях, где действуют особые правила поведения: общественное место, жилая зона, пограничная зона, зона проведения контртеррористической операции, железнодорожный переезд др. В ряде случаев конкретно называются учреждения, транспортные средства (суд, база для стоянок маломерных судов,пригородный поезд,судно внутреннего водного транспорта и др.).

Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Способ – конкретная форма действия, его вариант. Действие и способ его совершения соотносятся как род и вид. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного. Так, способ является конструктивным признаком состава такого правонарушения, как обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), который может быть совершен путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Точно также ст. 14.8 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень наказуемых способов нарушения иных прав потребителя. Способ является конструктивным признаком такого состава, как мелкое хищение, которое может быть административным правонарушением, если оно совершено путем кражи, мошенничества, присвоения или растраты (ст. 7.27 КоАП РФ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.