Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Административные правонарушения на транспорте




Административные правонарушения, совершаемые на транспорте, предусмотрены в главе 11 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Объектом административных правонарушений, совершаемых на транспорте, являются отношения по обеспечению правил безопасности движения на железнодорожном, водном транспорте; безопасности полетов на воздушном транспорте; эксплуатации, охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений; а также отношения в сфере международных автомобильных перевозок.

Правовой основой закрепления этих правил являются: Постановление Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1084 (в ред. от 14декабря2006 г.) «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации»[290], а также Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 (в ред. от 24февраля 2010 г.) «О правилах дорожного движения» и др.

Объективная сторона — это деяние, которое выражается как в действии, так и бездействии. Бездействие характерно для таких составов, как, например:

неисполнение землепользователями участков, прилегающих к полосам отвода автомобильных дорог, в пределах населенных пунктов на дорогах федерального значения обязанностей по устройству, ремонту или регулярной очистке пешеходных дорожек (ст. 11.22КоАП РФ);

уклонение судоводителя или иного лица, управляющего судном,от прохождения в соответствии с установленном порядком медицинскогоосвидетельствования на состояние опьянения (ч. 2 ст. 11.9 КоАП РФ). Медицинскомуосвидетельствованию подлежат водители транспортных средств, в отношении которых согласно критериям, установленным Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения. В соответствии с Приказом Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. № 308 (в ред. от 15февраля2010 г.) «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» в качестве критериев выступают:

а) запах алкоголя изо рта;

б) неустойчивость позы;

в) нарушение речи;

г) выраженное дрожание пальцев рук;

д) резкое изменение окраски кожных покровов лица;

е) поведение, не соответствующее обстановке[291].

Освидетельствование проводится на основании протокола о направлении на освидетельствование, подписанного должностным лицом, которому предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью движения и эксплуатации транспортного средства (ст. 27.12 КоАП РФ). В случае отказа от подписи в протоколе о направлении на это освидетельствование либо при наличии в данном документе записи об отказе от прохождения от медицинского освидетельствования имеет место уклонение;

3) невыполнение правил размещения ночных и дневных маркировочных знаков или устройств на зданиях и сооружениях (ч. 2 ст. 11.3КоАП РФ).

На основании Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 г.
№ 1084 (в ред. от 14декабря2006 г.) «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации» лица, в чьей собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении находятся постоянные и временные высотные сооружения, в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов обязаны размещать на этих сооружениях за свой счет ночные и дневные маркировочные знаки в соответствии с нормами годности аэродромов2. При этом размещение в районе аэродромов знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания аэродромов маркировочными знаками и устройствами, запрещается[292];

4) невыполнение лицами, находящимися на воздушном судне, суднеморского или внутреннего морского транспорта, законных распоряженийкомандира (капитана) судна (ч. 5 ст. 11.17КоАП РФ).

Деяния в форме активных действий представлены в большинстве составов административных правонарушений, совершаемых в сфере транспорта (например, нарушение правил плавания — ст. 11.7КоАП РФ; нарушение правил погрузки и разгрузки судов — ст. 11.11КоАП РФ; управление транспортным средством без отличительного знака государства регистрации транспортного средства на нем — ст. 11.27КоАП РФ и т. д.).

Составы административных правонарушений на транспорте характеризуются тем, что многие из них являются материальными, т. е. связаны с причинением вреда, повреждением имущества:

повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройствсигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов (ч. 1 ст. 11.1КоАП РФ);

повреждение защитных лесонасаждений, снегозащитных ограждений или других путевых объектов (ч. 3 ст. 11.1КоАП РФ); аэродромного оборудования,аэродромных знаков, воздушных судов и их оборудования (ч. 3 ст. 11.3КоАП РФ);

уничтожение или повреждение сооружений и устройств связи исигнализации на судах морского транспорта, внутреннего водного транспорта, плавучих и береговых средств навигационного оборудования илитехнических средств и знаков судоходной и навигационной обстановки,средств связи и сигнализации, а равно повреждение портовых и гидротехнических сооружений (ч. 2 ст. 11.6КоАП РФ);

повреждение имущества на транспортных средствах общего пользования, если причиненный имущественный ущерб не превышает один минимальный размер оплаты труда, а равно повреждение грузовых вагонов,плавучих и других транспортных средств, контейнеров или иного оборудования, предназначенных для перевозки и хранения грузов на транспорте(ч. 1 ст. 11.15КоАП РФ);

повреждение пломб или запорных устройств грузовых вагонов,автомобилей и автомобильных прицепов, контейнеров, трюмов, грузовыхотсеков и других грузовых помещений плавучих средств и воздушных судов, повреждение отдельных грузовых мест или их упаковки, пакетов, аравно ограждений на пассажирских платформах, нанесение ущерба помещениям железнодорожных станций и вокзалов либо повреждение ограждений грузовых дворов (терминалов) железнодорожных станций, грузовыхавтомобильных станций, контейнерных пунктов (площадок), портов (пристаней, посадочных площадок), шлюзови складов, используемых для выполнения операций по перевозке грузов (ч. 2 ст. 11.15КоАП РФ).

В случае умышленного уничтожения или повреждения имущества натранспортных средствах, повлекших за собой причинение значительного ущерба, по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно совершенных из хулиганских побуждений, путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, деяния уже подлежат квалификации по ст. 167 УК РФ. В случае разрушения, повреждения или приведения иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, а равно блокирования транспортных коммуникаций, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека либо причинение крупного ущерба, либо по неосторожности смерть одного, двух и более лиц, деяние подлежит квалификации по ст. 267 УК РФ.

При нарушениях правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта должностным лицом, обязанным соблюдать эти правила; нарушениях правил дорожного движения лицом, управляющим транспортным средством, пассажиром, пешеходом или другим участником движения, если эти деяния повлекли за собой причинение тяжкого вреда здоровью человека, по неосторожности смерть одного, двух и более лиц, речь должна идти уже о квалификации по соответствующим ст. 263, 264, 267, 268 УК РФ.

Все остальные составы административных правонарушений, совершаемыхна транспорте, не предусматривают в качестве квалифицирующего признака наступление вредных последствий и являются формальными (например, ч. 4 ст. 11.1 КоАП РФ — нарушение правил проезда гужевым транспортом и прогона скота через железнодорожные пути; ч. 5 ст. 11.1КоАП РФ — проход по железнодорожным путям в неустановленных местах; ст. 11.5КоАП РФ — нарушение правил безопасности эксплуатации воздушных судов; ст. 11.8КоАП РФ — нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления; ч. 1 ст. 11.9КоАП РФ — управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения, а равно передача управления судном лицу, находящемуся в состоянии опьянения; ст. 11.14КоАП РФ — нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов; ч. 1 ст. 11.17 КоАП РФ — посадка или высадка граждан на ходу поезда либо проезд на подножках, крышах; ст. 11.18КоАП РФ — безбилетный проезд).

Объективную сторону административных правонарушений характеризует ряд квалифицирующих признаков (место, средства и способ совершения деяния).

Местом совершения административных правонарушений на транспорте могут быть, например, железнодорожный путь (ст. 11.1КоАП РФ); аэропорт, аэродром (ст. 11.3КоАП РФ); мосты, плотины (ст. 11.6КоАП РФ); порт (ст. 11.7КоАП РФ); вагоны, тамбуры пригородного поезда, если речь идет о курении, в том числе не предназначенные для курения места в поезде местного или дальнего сообщения либо на судне морского или внутреннего водного транспорта (ч. 3 ст. 11.17КоАП РФ); автобус междугородного сообщения, если речь идет о провозе багажа без оплаты (ч. 2 ст. 11.19КоАП РФ); а также воздушный, морской, внутренний водный или железнодорожный транспорт (ст. 11.19КоАП РФ).

Средствами совершения транспортных нарушений являются те орудия и предметы, с помощью и посредством которых возникают противоправные деяния. Ими могут быть, например: вещества и предметы, запрещенные к перевозке (ч. 3 ст. 11.19КоАП РФ); домашние животные и птицы, если речь идет о провозе их без оплаты (ч. 4 ст. 11.19КоАП РФ); средства радиосвязи, когда ими пользуются с борта воздушного судна (ч. 4 ст. 11.17КоАП РФ) и т. д.

Способ совершения правонарушения позволяет определить, как, каким образом совершается противоправное деяние. На транспорте он имеет значение для квалификации деяния, например, по ст. 11.21 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги путем распашки земли, покоса травы, выпаса скота, вываливания мусора, снега, установки дорожных знаков, наружной рекламы без согласования с дорожными органами и т. д.

Способ — это также условия, при наличии которых деяние считается противоправным. В качестве таковых условий могут быть требования по соблюдению установленного порядка регистрации, согласования с соответствующими органами либо обязательность получения разрешения (лицензии) или наличия каких-либо документов. Например:

нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней без согласования в установленном порядке с администрацией районов водных путей и гидросооружений, а равно проведение без надлежащего разрешения водолазных работ в портовых водах (ч. 1 ст. 11.6КоАП РФ);

размещение в районе аэродрома знаков и устройств либо применение пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома (ч. 1 ст. 11.3КоАП РФ);

установка без надлежащего разрешения (согласования) знаков,сооружений, источников звуковых и световых сигналов, создающих помехи в опознании навигационных знаков и сигналов на судах морского,внутреннего водного транспорта (ч. 2 ст. 11.6КоАП РФ);

управление судном, переоборудованным без соответствующегоразрешения (ч. 1 ст. 11.8КоАП РФ);

эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов без разрешения органов государственной инспекции по маломерным судам, а равно содержание на указанных базах не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов (ст. 11.12КоАП РФ);

осуществление водителями транспортных средств международных автомобильных перевозок крупногабаритных или опасных грузов безспециальных разрешений (ст. 11.26, 11.28КоАП РФ);

осуществление водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, международных автомобильных перевозок без разрешений, если такие разрешения обязательны (ст. 11.29КоАП РФ);

управление транспортным средством без отличительного на немзнака государства регистрации транспортного средства при осуществлении международной автомобильной перевозки, а равно без соответствующего транспортного документа на перевозимый груз или в установленных случаях без списков пассажиров автобуса, осуществляющего нерегулярную перевозку (ст. 11.27КоАП РФ).

Иные факультативные признаки объективной стороны (время, орудия совершения) для квалификации административных транспортных нарушений значения не имеют, ибо в качестве самостоятельных признаков данных составов в главе 11 КоАП РФ они не предусмотрены.

При квалификации административных правонарушений необходимо учитывать и положения законов субъектов РФ об административной ответственности. Так, например, состав ст. 11.18 КоАП РФ предусматривает ответственность за безбилетный проезд в пригородном поезде, в поезде местного и дальнего сообщения; на судне морского, воздушного транспорта; в автобусе международного сообщения, а также за провоз без билета детей, проезд которых подлежит частичной оплате. Отсутствие в КоАП РФ ответственности за безбилетный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте общего пользования пригородного сообщения повлекло необходимость ее закрепления на уровне законов субъектов Российской Федерации.

Субъектами а дминистративных правонарушений, совершаемых на транспорте, являются следующие три категории лиц:

1) должностные лица. За совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 11 КоАП РФ, могут быть привлечены к ответственности только те должностные лица, которые совершили противоправные деяния в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей в сфере транспорта (ст. 2.4КоАП РФ).

По общему правилу под должностным лицом в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, в Вооруженных Силах РФ, а также руководителей и других работников иных организаций; лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Обзор составов административных правонарушений в сфере транспорта позволяет определить примерный перечень должностных лиц, являющихся субъектами ответственности за их совершение, в зависимости от специфики полномочий:

— должностные лица, ответственные за соблюдение установленных габаритов при погрузке и выгрузке грузов (ч. 2 ст. 11.1КоАП РФ); за эксплуатациюмаломерного судна (ст. 11.13КоАП РФ), в том числе баз (сооружений) для стоянок маломерных судов (ст. 11.12КоАП РФ);

руководитель организации и иное должностное лицо, ответственное за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, выполнение требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживаниянаселения транспортных средств, доступных для инвалидов (ст. 11.24КоАП РФ);

должностные лица грузоотправителей, грузополучателей, посредников (ч. 1 ст. 11.26); а также имеющие право управления воздушнымсудном (ст. 11.5КоАП РФ); ответственные за соблюдение правил содержания и режима эксплуатации навигационного оборудования на мостах, плотинах идругих гидротехнических сооружениях (ч. 3 ст. 11.6КоАП РФ) и т. д.

Юридические лица. По общему правилу ст. 2.10 КоАП РФ, подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела второго КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В рассматриваемой нами главе 11 КоАП РФ юридические лица могут быть привлечены к ответственности за совершение следующих деяний: ст. 11.4 КоАП РФ (нарушение правил использования воздушного пространства); ст. 11.20 КоАП РФ (пуск в эксплуатацию магистральных трубопроводов с техническими неисправностями); ст. 11.22 КоАП РФ (нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог или дорожных сооружений).

Физические лица. В соответствии с ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. За совершение транспортных нарушений граждане могут быть привлечены к ответственности за следующие правонарушения: ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд); ст. 11.14 КоАП РФ (нарушение правил перевозки опасных веществ, крупногабаритных и тяжеловесных грузов); ст. 11.17 КоАП РФ (нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте — например, курение, выбрасывание мусора за борт и т. д.). Можно обозначить три категории субъектов ответственности — физических лиц: 1) лица, не имеющие права управления судном (ст. 11.8 КоАП РФ); 2) работники промышленного железнодорожного транспорта (ст. 11.2 КоАП РФ); 3) судоводители или иные лица, управляющие маломерным судном и судном на морском, внутреннем водном транспорте (ст. 11.7 КоАП РФ), в том числе в состоянии опьянения (ст. 11.9 КоАП РФ); а также водители автотранспортных средств (ст. 11.25 - 11.29 КоАП РФ).

Должностные, физические и юридические лица, совершающие админисративные правонарушения на транспорте, могут быть поделены также на группы в зависимости от вида правонарушения: пользователи воздушного пространства (ст. 11.4КоАП РФ); землепользователи (ст. 11.22КоАП РФ).

В отношении лиц, совершивших нарушения в сфере транспорта, могут быть применены административные наказания в виде предупреждения,административного штрафа, лишения специального права (права управления воздушным судном — ст. 11.5КоАП РФ; права управления маломерным судном или судном на морском, внутреннем водном транспорте — (ст. 11.7, 11.9, 11.11КоАП РФ); а также конфискации пленки (в случае нарушения правил фотографирования, видео- и киносъемки либо пользования средствами радиосвязи с борта воздушного судна — ч. 4 ст. 11.17КоАП РФ).

Субъективная сторона представляет собой внутреннее отношение субъекта ответственности к совершенному им правонарушению и характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично. Неосторожным является правонарушение, когда лицо предвидело наступление вредных последствий, но самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 2.2КоАП РФ).

Административные правонарушения на транспорте могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности. Но, учитывая тот факт, что та или иная форма вины прямо не предусмотрена в составах деяний главы 11 КоАП РФ, можно сделать вывод о том, что она значения для квалификации транспортных нарушений не имеет.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 3269; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.