Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: психофизиологическая деятельность человека




ЭМОЦИИ

Типы темпераментов в зависимости от основных свойств нервно-психических процессов

 

Типы темпераментов Особенности нервно-психических процессов
сила подвижность уравновешенность
Холерический + +
Сангвинический + + +
Флегматический + +
Меланхолический +

 

 

Показателем силы является способность нервной системы выдер­живать большие нагрузки. Это выражается в высокой работоспособности и выносливости к сильным раздражителям, в способности переносить большое нервно-психические напряжение, что проявляется в само­обладании в опасных, экстремальных ситуациях.

От уравновешенности нервно-психических процессов зависят такие важные для безопасности труда качества, как отсутствие повышенной раздражительности и хорошая дисциплинированность.

Подвижность нервных процессов — это легкость перехода от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Подвижность выра­жается в скорости привыкания к новой обстановке, легкости переключения к различным и особенно противоположным видам деятельности, в легкости переключения внимания и быстрого реагирования на опасные сигналы.

Переживания человеком своего отношения к тому, что он познает, что делает, т.е. к вещам и явлениям окружающего мира, к людям, к их действиям и поступкам, к своему труду, к самому себе и своим действиям называются эмоциями.

По теории П.К. Анохина эмоции являются побудительным реф­лекторным аппаратом для удовлетворения потребностей. Связь эмоций с потребностями заключается в том, что эмоция, в первую очередь, обслуживает ту или иную потребность, побуждая к необходимым для ее удовлетворения действиям. Эмоциональные процессы обслуживают наши потребности, понимая их как определенные свойства организма или личности. Когда при изменении условий жизни или деятельности потребности удовлетворяются, то возникают положительные эмоции, при неудовлетворенности потребностей — отрицательные.

Эмоциональные переживания всегда сопровождаются определен­ными изменениями в физиологическом состоянии организма, что находит и внешнее выражение. Испуганный человек бледнеет, от стыда — краснеет. Изменения в организме при подобных эмоциях одинаковы для всех людей и описываются такими выражениями, как «от страха в пот бросило», «волосы дыбом встали», «муравьи по спине забегали», «щемит сердце» или «от радости дух перехватило». Эмоции могут сопровождаться выражающими движениями. По тому, как меняются поступь, скорость речи, жесты, мимика, интонация можно определить эмоциональное состояние человека. Выражающие движения разряжают напряжение, которое создается эмоцией. Кроме того, выражающие движения — это речь эмоций, которая не требует перевода. Наблюдая за проявлением чувств, мы не только понимаем, что ощущает другой человек, но и перенимаем его состояние: сопереживаем, сочувствуем, радуемся. Следовательно, выражающие движения являются своеобразным сред­ством общения людей между собой.

Наиболее чувствительными объективными показателями эмоцио­нального напряжения являются изменения частоты пульса и дыхания, а также электрокожной проводимости. По данным специальных исследо­ваний, частота пульса водителя за рулем изменяется от 70 до 145 уд/мин. На автомобильных соревнованиях частота пульса увеличивается до 200 уд/мин и более.

При стрессовом состоянии объем внимания сужен, переключение его затруднено, мышцы напряжены, движения становятся резкими, неточны­ми, плохо координированными, нарушается память. Человек забывает последовательность действий, неправильно оценивает ситуацию, допускает грубые ошибки. Примером подавления психической деятель­ности при воздействии сильной формы страха может служить такой случай. Водитель в сложной аварийной ситуации вместо того, чтобы использовать имеющиеся у него возможности для предотвращения тяжелого происшествия, закрыл глаза, обнял руль и оставался в таком положении до момента своей смерти.

Эмоции получают не только внешнее выражение, но и вызывают перестройку жизненно важных физиологических функций, вследствие чего мобилизуются и резервные возможности организма, что повышает уровень протекания всех психофизиологических процессов: обостряется зрение и слух, появляется общая собранность, повышается бдительность и осторожность, ускоряются процессы мышления, уменьшается время сенсомоторных реакций, увеличивается мышечная сила и выносливость, повышаются интенсивность внимания и скорость его переключения, возрастает физическая и умственная работоспособность. В определенных жизненных ситуациях эмоциональные состояния способствуют мобили­зации физиологических резервов, помогающих человеку избежать опасности и бороться за жизнь.

Любая эмоция сопровождается активизацией нервной системы и появлением в крови биологически активных веществ, которые меняют деятельность внутренних органов: кровообращения, дыхания, пищева­рения и тому подобное. Одним из таких веществ является гормон надпочечный железы — адреналин. Появление в крови повышенного количества адреналина ведет за собой усиленное образование сахара из гликогена печени, вследствие чего резко увеличивается количество сахара в крови. Это увеличивает силу и работоспособность мышц, так как сахар один из главных источников мышечной энергии, а адреналин, кроме того, способен очень быстро восстанавливать работоспособность утомленных мышц.

В 1911 году американский физиолог У. Кеннон обнаружил увели­чение содержания адреналина в крови кошки, когда она видит собаку и назвал его «гормоном страха». Эмоции — вечные спутники стресса. Недаром впоследствии адреналин был переименован в «гормон стресса», чем подчеркивалась его особая роль в формировании стрессовых реакций. У. Кеннон определил активизацию нервной системы под влиянием эмоций как реакцию борьбы или побега.

Стресс (англ. stress — напряжение) — это совокупность защитных физиологических реакций, которые возникают в организме в ответ на действие неблагоприятных внешних факторов (стрессовых). Впервые это слово применил канадский ученый биолог Г. Селье в 1936 г. Он считал, что как раз конфликты организма с окружающей средой поддерживают в рабочем состоянии биологические механизмы защиты от вредных влияний (тренируя их), что полная свобода от стресса гибельная.

Г. Селье выделил три фазы стресса: тревоги (мобилизация защитных сил), резистентности (приспособление к тяжелой ситуации), истощения (при длительном стрессе). Последнюю фазу называют также стадией дистресса, когда происходит срыв адаптационных систем организма в результате слишком сильного или длительного воздействия стресса. По утверждению ученого, она приводит к заболеваниям (как правило, неврозов) и даже может закончиться смертью.

Невроз — заболевание адаптации, результат срыва приспособи­тельных механизмов человеческого организма после того, как исчерпаны все резервы противостояния стрессу.

Основными симптомами неврозов являются снижения работоспособ­ности, безразличие к окружающей жизни, сужения круга интересов. Резко усиливается зависимость самочувствия от погоды. Ухудшается физи­ческое состояние, наблюдаются упадок сил, быстрая утомляемость. Человек становится суетливым или замедленным, несобранным, может ухудшаться координация движений. Ослабляется половая потенция.

Раздражительность и эмоциональные расстройства, которые могут проявляться в обостренной реакции на обычные внутренние и внешние раздражители, в обидчивости, повышенной чувствительности к яркому свету, шуму, резким запахам. Человек может утрачивать самообладание даже в обычной житейской ситуации, быть нестерпимым, не переносить ожидания. Некоторые больные необоснованно недовольны собой и окружающими, сентиментальны и слезливы. Признаками невротических расстройств могут стать также неустойчивость настроения, чувство беспомощности, неполноценности. Для неврозов характерны расстрой­ство сна, головные боли, возникающие при умственном, физическом или эмоциональном напряжении. Они могут сопровождаться головокруже­ниями, ощущением «сдавленной» головы.

Симптомами вегетативных нарушений являются тахикардия {уча­щенный пульс), брадикардия (уреженный пульс), кратковременные повышения и понижения артериального давления, нарушение ритмич­ности или затрудненность дыхания, непостоянство температуры тела, повышенная или пониженная потливость. Иногда дрожат веки, язык, руки, возникает боль в области сердца, желудка.

Совокупность тех или иных симптомов характеризует разные формы неврозов.

Многие считают, что для упрочения здоровья следует всячески избе­гать отрицательных эмоций. Но иногда только максимальная мобили­зация психофизиологических функций помогает добиться поставленной цели или благополучно выйти из критической ситуации.

Вместе с тем, тренировка эмоциональной устойчивости может значительно снизить нервное напряжение, а следовательно, и нера­циональный расход энергетических резервов организма. Для этого необходимо как на работе, так и в повседневной жизни учиться владеть собой. Следует постоянно контролировать свое поведение, свои реакции на все, что может вызвать неадекватные эмоции.

Большую часть своего «активного» времени человек проводит на работе и дома, поэтому чрезвычайно важно, чтобы и там и здесь не возникали стрессовые ситуации. Если утром атмосфера в семье напряжена, стресогенная, то, по всей вероятности, и рабочий день начинается напряженно. Состояние повышенного стрессового напряжения стано­вится источником и катализатором возникновения конфликтов на работе и наоборот. Так возникает «цепная реакция» стрессов.

Под действием стресса энергия должна найти выход — причем физиологическим, естественным, а не патологическим путем. Было бы очень хорошо, если бы вместо реакции борьбы или побега осуществлялись другие, также естественные действия — например, физические упражне­ния, или физический труд, что содействовало бы выходу накопленной энергии. Это одно из важных и серьезных обоснований регулярных занятий физкультурой и спортом, при помощи которых можно сберечь психосоматическое равновесие в организме и поддерживать здоровье.

Ученые разработали эффективные приемы, которые предоставляют возможность человеку регулировать свое эмоциональное состояние, своевременно подготовиться к стресогенному событию или житейской ситуации и тем ослабить их негативное действие на организм.

Эмоциональное напряжение снимают специальными дыхательными упражнениями, а также действием зрительных и слуховых раздра­жителей. Используют также влияние слова и сознательное переключению внимания на явления, которые предопределяют положительные эмоции.

Для лечения неврозов используют более 70 различных методик, в частности психотерапию (аутогенные тренировки, гипнотерапия, музыкотерапия и др.), физиотерапия (включая голкорефлексотерапию), лечебную физкультуру (дыхательная и релаксационная гимнастика), диетотерапию.


План: 1.Составные компоненты деятельности человека.

2. Физическая деятельность человека.

3. Физиологические критерии здоровья.

4. Умственная деятельность человека.

1. СОСТАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Отрасль физиологии, изучающая изменения функционального состояния человека в зависимости от трудовой деятельности и рекомендует для него наиболее благоприятные режимы труда и отдыха, называется физиологией труда. В труде важную роль играют не только физические возможности человека, но и свойства его личности, психики и сознатель­ности. В любой трудовой деятельности человека выделяются два компонента: механический и психический.

Механический компонент определяется мышечной работой. Слож­ные трудовые операции состоят из простых мышечных движений, регулирующихся нервной системой. Когда мышцы работают, к ним усиленно поступает кровь, принося питательные вещества, кислород и забирая продукты распада. Этому содействует активная работа сердца и системы органов дыхания. В то же время для работы этих органов нужны дополнительные затраты энергии.

Психический компонент определяется участием в трудовой деятель­ности органов чувств, памяти, мышления, эмоций, волевых усилий.

Частица механического и психического компонентов в различных видах трудовой деятельности человека неодинаковая. Во время физичес­кого труда преобладает мышечная деятельность, во время умственной — активизируются процессы мышления. Деление это условное, поскольку ни один с видов труда не обходится без регулирующей деятельности центральной нервной системы, в первую очередь больших полушарий головного мозга. Любой труд нуждается в творческой активности.

Психофизиология труда изучает протекание психических и физиоло­гических процессов при трудовой деятельности человека и требования, предъявляемые к этим процессам в различных видах труда.

Изучение трудовой деятельности и ее влияния на организм человека предусматривает в первую очередь определение физиологического содержания труда: величины физической нагрузки, нервного и эмоцио­нального напряжения, ритма и темпа работы, ее монотонности, объема восприятия и переработки информации, биомеханических и антропо­метрических данных. Это предоставляет возможность установить степень характер нагрузки организма во время работы, соответствие рабочего места и средств труда анатомо-физиологическим особенностям человека и разрешить ряд важных практических проблем, таких как определение рациональных режимов труда и отдыха, рациональной организации рабочих мест, проведения профессионального отбора, профессиональной ориентации и тому подобное.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1280; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.