Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поведение детей на дороге




 

Статистика свидетельствует, что детский дорожно-транспортный травматизм со смертельными последствиями во многих странах превы­шает смертность от детских болезней, причем жертвами становятся как школьники, так и дети дошкольного возраста.

В большинстве стран мира дети как участники дорожного движения относительно чаще попадают в ДТП чем взрослые. Возрастной пик попадающих в ДТП детей приходится на 7—9 лет. Наиболее часто в ДТП попадают дети-пешеходы, пересекая проезжую часть без достаточного учета транспортной обстановки при условиях плохой видимости, дети-велосипедисты при несоблюдении правил преимущественного проезда и неправильном выполнении левого поворота.

С учетом общих законов развития детской психики можно назвать следующие особенности в исследовании детского поведения на дороге.

Вследствие детской импульсивности и спонтанности, почти полного отсутствия достаточного опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих могут происходить совершенно неожидаемые изменения в обстановке и в поведении ребенка (смена направлений движения, внезапная остановка), которые лишь с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками дорож­ного движения.

Детское поведение на дороге должно изучаться и с учетом того, что внимание ребенка направлено преимущественно на единичные пред­меты, а ориентация при сложной обстановке недостаточна. Вследствие недостатка опыта увеличивается время идентификации и оценки. Зрительное поле в существенной мере обусловлено ростом: уровень глаз в возрасте 3 лет находится на высоте 90 см, в возрасте 6 лет — около 110 см. В б лет зачастую еще отсутствует способность точной локали­зации источника звука. Восприятие дорожного движения затрудняется чаще всего отсутствием одновременности восприятия изменений формы и положения объекта (движущееся животное, характеризуется измене­нием положения ног и формы тела, приближающийся автомобиль — недооценкой скорости).

Внимание у ребенка еще плохо распределяется. Это выражается в том, что дети часто смотрят лишь в одном направлении, у них еще сохра­няется «туннельное зрение», особенно у маленьких. Повышенная концен­трация и пониженная подвижность внимания является следствием рас­сеянного состояния. На звуки в таком рассеянном состоянии дети часто не обращают внимания. Вследствие целостных манер поведения и чувств в рассеянном состоянии ребенок может непроизвольно обратить свой взгляд в сторону, а это в свою очередь может привести к непроизвольному изменению движения, что бывает чревато опасными последствиями, особенно при езде на велосипеде.

Ловкость движений приобретается не сразу. Многие дети сначала могут ездить, отпуская только одну руку — так что на данном этапе они могут показывать поворот лишь в одном направлении. Примерно до трех лет следует учитывать недостаточно координированные движения: детям в этом возрасте трудно бывает останавливаться при своем движении вперед. Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Знание правил дорожного движения даже у 10-летних детей еще весьма неполно. Дети до 4 лет, как правило, еще совершенно незнакомы с дорожными знаками. Кроме того, все еще имеется довольно большое расхождение между осознанием правильным поведением и фактическим поведением. Технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств практически нет, и они часто подменяются пред­ставлениями, обоснованными на аналогичных движениях из микромира игрушек (например, представление о том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и их игрушечные автомобильчики).

В общих установках разделения игрушечных и реальных условий происходят лишь постепенно, и поэтому может случиться так, что проверка храбрости и бег наперегонки могут переноситься с детской площадки на улицу.

Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми переоценивается. Готовность к риску свойственна мальчикам в большей мере чем девочкам; отсюда вдвое выше частота попадания в ДТП мальчиков, чем девочек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.