Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ существующих методик определения финансовой устойчивости территориальных бюджетов




Методики оценки устойчивости бюджетов различных уровней

Одним из базовых методов анализа финансовой устойчивости бюджетов административно-территориальных образований является метод определения совокупного нормированного показателя, рассчитанного с учетом показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетного потенциала территорий.

В анализе бюджетного потенциала АТО в качестве показателей предлагается использовать коэффициенты - относительные показатели состояния бюджета, рассчитываемые как отношения абсолютных бюджетных показателей друг к другу.

Расчет показателей бюджетного потенциала АТО предлагается производить исходя из группировки расходов и доходов бюджета, статей актива и пассива баланса бюджета, т.е. исходя из направлений использования средств и источников их финансирования.

Доходы бюджета образуют пассивную часть баланса бюджета. В бюджете все значения пассива или доходов несут соответствующую смысловую нагрузку. «Пассив» в переводе с латинского означает объяснять чего-либо. Все доходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, бюджетной классификацией группируются следующим образом: налоговые доходы, неналоговые доходы, финансовая помощь.

С учетом принципов построения бюджетной системы РФ, сбалансированности бюджета и общего покрытия расходов в бюджете указываются источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджета.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита, а принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

Расходы бюджета считаются активами бюджета. «Актив» в переводе с латинского означает деятельный. Расходы бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Бюджетной классификацией группируются на текущие и капитальные расходы. В свою очередь в составе текущих расходов выделяются защищенные расходы. Защищенные расходы утверждаются представительными органами власти АТО на очередной финансовый год. Активы и пассивы бюджета равны.

Для оценки устойчивости бюджетного потенциала АТО предлагается классификация доходов и расходов по трем группам.

Доходы бюджетов (Д) группируются следующим образом:

- первая группа представляет собой все несобственные доходы бюджета, к ней относятся заемные средства и финансовая помощь, в том числе дотации, субвенции и средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов и другие формы безвозвратной и безвозмездной передачи средств (Д1);

- ко второй группе относятся собственные регулирующие доходы бюджета (Д2);

- в состав третьей группы включаются закрепленные доходы, т.е. собственные доходы бюджета, в том числе налоговые и неналоговые, за исключением регулирующих (Д3).

Расходы бюджета (Р) группируются:

- к первой группе относятся защищенные статьи (заработная плата работникам бюджетной сферы, начисления на заработную плату, стипендии, пособия и пр.) (Р1);

- вторая группа охватывает текущие расходы бюджета, за исключением защищенных статей (Р2);

- к третьей группе относятся капитальные расходы (Р3).

Система коэффициентов должна быть сформирована с учетом следующих требований:

1. коэффициенты должны быть максимально информативными;

2. коэффициенты должны рассчитываться только по данным существующей отчетности об исполнении бюджетов, утвержденной в РФ;

3. коэффициенты должны давать возможность проводить рейтинговую оценку АТО как в пространстве (в сравнении с другими территориями), так и во времени (ежемесячно, поквартально и за ряд лет);

4. для всех коэффициентов могут быть указаны числовые нормативы минимально удовлетворительного уровня или диапазона изменений.

Для определения бюджетного потенциала АТО предложены четыре группы показателей.

К первой группе относятся показатели, характеризующие способность бюджета АТО покрывать обязательства собственными доходами или степень покрытия расходов несобственными средствами.

К таким показателям предлагается отнести следующие показатели покрытия: коэффициенты покрытия всех расходов, текущих и защищенных.

Показатель покрытия всех расходов - коэффициент, характеризующий соотношение всех обязательств бюджета (текущих и капитальных) и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К11). Показатель покрытия всех расходов определяется как соотношение всех расходов бюджета (текущих и капитальных) к сумме заемных средств и финансовой помощи.

Показатель покрытия всех расходов (К11) определяется по формуле:

К11 =Р / (ЗС+ ФП),  

где Р - все (текущие и капитальные) статьи расходов; ЗС- заемные средства; ФП - финансовая помощь.

Показатель покрытия текущих расходов - коэффициент, характеризующий соотношение текущих обязательств бюджета и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К12). Показатель покрытия текущих расходов определяется как соотношение текущих (расходы бюджета за исключением капитальных) к сумме заемных средств и финансовой помощи.

Показатель текущих расходов (К12) определяется по формуле:

К12 =Рт / (ЗС+ ФП),  

где Рт - текущие статьи расходов.

Показатель покрытия защищенных расходов - коэффициент, показывающий соотношение приоритетных обязательств и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К13). Показатель покрытия защищенных расходов определяется как соотношение защищенных расходов к сумме заемных средств и финансовой помощи.

Показатель защищенных расходов (К13) определяется по формуле:

К13 =Рз / (ЗС+ ФП),  

где Рз – защищенные статьи расходов.

Ко второй группе показателей относятся показатели, характеризующие структуру доходов бюджетного потенциала АТО. Ко второй группе показателей следует отнести коэффициенты собственности и финансовой зависимости.

Коэффициент собственности (К21) характеризует инвестиционную привлекательность АТО и подверженность риску различных финансовых затруднений.Коэффициент собственности (К21) определяется как отношение собственных доходов бюджета АТО ко всем доходам бюджета АТО. Коэффициент собственности (К21) определяется по формуле:

К21 =Д с / Д,  

где Д- доходы территории; Дс- собственные доходы территории.

Коэффициент финансовой зависимости (К22) показывает зависимость бюджета АТО от финансовой помощи и внешних займов. Высокий уровень коэффициента может привести к затруднениям с получением новых кредитов. Коэффициент финансовой зависимости (К22) определяется как отношение суммы заемных средств и финансовой помощи к собственным доходам бюджета АТО.

Коэффициент (К22) определяется по формуле:

К 22 = (ЗС+ФП) / Дс,  

где ЗС- заемные средства; ФП- финансовая помощь; Дс- собственные доходы АТО.

К третьей группе относятся показатели, характеризующие обеспеченность расходов собственными доходами и показывающие эффективность использования бюджетных средств. К третьей группе можно отнести следующие показатели: коэффициенты обеспечения всех расходов, текущих и капитальных расходов собственными доходами, а также коэффициенты соотношения и показателей дебиторской и кредиторской задолженностей.

Коэффициент обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами, характеризующий способность бюджета муниципального образования своевременно и в полном объеме отвечать по обязательствам предусмотренным законодательством на обеспечение текущих и капитальных расходов бюджета (К31). Коэффициент обеспечения всех (текущих и капитальных) расходов собственными доходами определяется отношением собственных доходов бюджета ко всем расходам (текущим и капитальным). Коэффициент К31 определяется по формуле:

К 31= Д с/ Р,  

где Р - текущие и капитальные расходы; Дс - собственные доходы бюджета.

Коэффициент обеспечения текущих обязательств собственными доходами, характеризующий способность бюджета муниципального образования своевременно и в полном объеме отвечать по обязательствам, предусмотренным законодательством на обеспечение текущих расходов бюджета (К32). Коэффициент обеспечения текущих расходов собственными доходами определяется отношением собственных доходов бюджета к текущим расходам. Коэффициент К32 определяется по формуле:

К 31= Д с / Рт.  

Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности характеризует эффективность управления государственными ресурсами бюджета муниципального образования и дает возможность сопоставить условия кредитования бюджета муниципального образования с условиями предоставления ею государственных ресурсов другим организациям (К33). Коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженности определяется отношением дебиторской задолженности бюджета к кредиторской задолженности бюджета АТО. Коэффициент К33 определяется по формуле:

К33 =ДЗ / КЗ,  

где ДЗ - дебиторская задолженность; КЗ - кредиторская задолженность.

Показатель кредиторской задолженности показывает соотношение получаемых доходов бюджетов и кредиторской задолженности (К34). Показатель кредиторской задолженности определяется отношением собственных доходов бюджета АТО к кредиторской задолженности бюджета АТО. Коэффициент К34 определяется по формуле:

К34 =Дс / КЗ.  

Показатель дебиторской задолженности показывает соотношение получаемых доходов бюджета муниципального образования и дебиторской задолженности (К35). Показатель дебиторской задолженности определяется отношением собственных доходов бюджета АТО к дебиторской задолженности бюджета АТО. Коэффициент К35 определяется по формуле:

К35 =Дс / ДЗ.  

Следует заметить, что значительную часть дебиторской задолженности составляет задолженность юридических лиц по налогам и сборам. Исходя из этого задолженность юридических лиц по налогам и сборам необходимо очистить от сомнительной дебиторской задолженности, которая по различным причинам не может поступить в бюджет. Так, например, из общей суммы задолженности необходимо исключить недоимку, которая не может быть взыскана ввиду ликвидации и прекращения деятельности предприятий, задолженность предприятий, на которых введено внешнее управление, поскольку согласно действующему законодательству на данных предприятиях установлен мораторий задолженности по решению арбитражных судов и пр.

К четвертой группе относятся показатели, характеризующие степень использования налогового потенциала муниципального образования, возможность фактического регулирования дефицита или профицита бюджета. Коэффициент собираемости доходов определяется отношением фактически поступивших доходов к начисленным (запланированным) доходам. Коэффициент собираемости доходов (К4) следует отнести к четвертой группе показателей. Коэффициент (К4) определяется по формуле:

К4= Дфакт/Дпл,  

где Дфакт - поступившие доходы; Дпл - начисленные или запланированные доходы.

Указанные коэффициенты могут применяться для сравнения бюджетного потенциала АТО за различные периоды времени для сравнения конкретного бюджетного потенциала АТО с аналогичными показателями других АТО. Данные коэффициенты могут использоваться в качестве нормативов (критериев) бюджетного потенциала АТО. Эти критерии могут разрабатываться на базе наиболее успешно составленных и исполненных бюджетов, на базе групп бюджетов, сформированных по территориальному признаку.

Под устойчивым бюджетным потенциалом АТО понимается такое его состояние, при котором значения показателей, входящих в систему критериев оценки бюджетного потенциала, находятся в пределах нормативных значений и характеризуются положительной динамикой.

В условиях рыночной экономики актуальным становится вопрос объективной оценки бюджетного потенциала АТО. Различные субъекты рыночных отношений (инвесторы, органы власти субъектов РФ и муниципальных образований) заинтересованы в однозначном определении бюджетного потенциала АТО. Кроме того, если реально будут определены бюджетные возможности АТО, это позволит объективно подойти к оценке действительной потребности в финансовой помощи, повысится самостоятельность АТО в использовании своего бюджетного потенциала.

В соответствии с принятием Закона №131-ФЗ от 6.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации», внесением изменений в Бюджетный и Налоговый Кодексы группировка расходов с учетом приоритетности финансирования расходных обязательств и группировка доходов с учетом значимости для территорий может быть представлена следующим образом:

Доходы бюджетов (Д) группируются следующим образом:

- первая группа (Д1) - безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований и другие безвозмездные перечисления и заемные средства;

- ко второй группе относится (Д2):

а) доходы от региональных налогов и сборов;

б) доходы от федеральных налогов и сборов;

в) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

- в состав третьей группы включаются (Д3):

а) средства самообложения граждан;

б) доходы от местных налогов и сборов;

в) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности;

г) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов;

д) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;

е) добровольные пожертвования.

Расходы бюджета (Р) группируются:

- к первой группе относятся приоритетные по финансированию статьи (заработная плата работникам бюджетной сферы, начисления на заработную плату, стипендии, пособия и пр.) (Р1);

- вторая группа охватывает прочие текущие расходы бюджета, не включенные в первую группу (Р2);

- к третьей группе относятся капитальные расходы и предоставление кредитов (Р3).

На основе предлагаемых в работе показателей оценки бюджетного потенциала территорий можно определять изменение устойчивости бюджетного потенциала всех уровней бюджетной системы, в том числе и в перспективе с учетом реализации Закона №131-ФЗ от 6.10. 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации»: субъектов Федерации, региональных бюджетов, бюджетов муниципальных районов, городских округов и бюджетов поселений. Оценка бюджетного потенциала на основе отчетов об исполнении бюджета позволит ежемесячно оценивать денежные потоки бюджетных средств, анализировать устойчивость бюджетного потенциала. Данная методика будет способствовать установлению потенциальной возможности неплатежеспособности АТО и своевременному принятию мер к устранению негативных факторов, повлиявших на снижение устойчивости бюджетного потенциала, мониторинг оценки бюджетного потенциала особенно актуален ввиду реализации статьи 75 «Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления» Закона 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации».

Сущность первого метода заключается в том, что в процессе оценки бюджетного потенциала территорий имеют место следующие ситуации:

1. наличие различной размерности показателей бюджетов;

2. различная важность или весомость показателей.

В указанных ситуациях возникает необходимость комплексной оценки бюджетной устойчивости территорий по совокупности показателей.

С этой целью требуется привести все показатели к безразмерному виду, к общему началу отсчета, к единому интервалу изменения.

Необходимо отметить, что по 1-й группе нормированных значений (коэффициент собственности (К21), коэффициент собираемости доходов (К4), коэффициент, характеризующий соотношение всех обязательств бюджета и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К11), коэффициент, характеризующий соотношение текущих обязательств бюджета и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К12), коэффициент, показывающий соотношение приоритетных обязательств и средств финансовой помощи, кредитов и займов (К13), коэффициент обеспечения текущих и капитальных расходов собственными доходами, характеризующий способность бюджета АТО своевременно и в полном объеме отвечать по обязательствам, предусмотренным законодательством на обеспечение текущих и капитальных расходов бюджета (К31), коэффициент обеспечения текущих обязательств собственными доходами, характеризующий способность бюджета АТО своевременно и в полном объеме отвечать по обязательствам, предусмотренным законодательством на обеспечение текущих расходов бюджета (К32), коэффициент соотношения дебиторской и кредиторской задолженностей, характеризующий эффективность управления государственными ресурсами бюджета АТО и дающий возможность сопоставить условия кредитования бюджета АТО с условиями предоставления ему государственных ресурсов другим организациям (К33), показатель кредиторской задолженности, показывающий соотношение получаемых доходов бюджетов и кредиторской задолженности (К34), показатель дебиторской задолженности, показывающий соотношение получаемых доходов бюджета АТО и дебиторской задолженности (К35)) и по 2-й группе нормированных значений (коэффициент финансовой зависимости (К22)) наихудшими считаются значения, близкие к единице, а наилучшими - близкие к нулю.

Бюджетный потенциал АТО считается устойчивым, если значение совокупного нормированного коэффициента по данной территории окажется меньше, чем значение нормативного совокупного нормированного коэффициента (или равно этому значению). Наилучший результат имеет бюджет АТО, у которого сводный нормированный коэффициент ниже.

Данная методика определения бюджетного потенциала АТО может применяться для сравнения территорий как за один период или на определенную дату (например, конец квартала), так и в динамике.

Показатели оценки финансового положения и качества управления бюджетами субъектов Российской Федерации

Индикаторы Формула расчета значения индикатора Высокий уровень эфф-ти бюджета Миним. уровень эфф-ти бюджета Пояснение
1. Доля первоочередных расходов в расходах бюджета V=(A+B+C)/D A – расходы бюджета муниципального образования на оплату труда и начисления на оплату труда; B – расходы бюджета муниципального образования на обслуживание долга; C – расходы муниципального образования на выплату трансфертов населению; D – всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета. 20% 70% Значительная доля первоочередных расходов свидетельствует о недостаточной финансовой гибкости, и следовательно, о низком уровне эффективности бюджета. В случае сокращения доходов муниципалитет столкнется с дилеммой - снижать общий объем расходов на оплату труда, социальные выплаты или реструктурировать свои долговые обязательства.
2. Доля капитальных вложений в расходах бюджета V=(An-2/Bn-2+An-1/Bn-1+An/Bn)/3 A – капитальные вложения за счет муниципального образования (включая целевые бюджетные фонды); B – всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций регионального бюджета; n – последний отчетный год. 15% 5% Данный индикатор отслеживает долю расходов, которые в случае необходимости могут быть сокращены, причем наименее болезненно по отношению к объему и качеству бюджетных услуг, предоставляемых муниципальным образованием. Большая доля капитальных расходов свидетельствует о финансовой гибкости муниципального образования и отражает возможность значительного сокращения расходов в случае возникновения такой потребности, что соответствует высокому уровню эффективности бюджета муниципального образования.
3. Зависимость бюджета от финансовой помощи V=А/B   A – доходы бюджета муниципального образования от безвозмездных перечислений от бюджетов других уровней за исключением субвенций из регионального бюджета; B – всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета. 5% 40% Данный индикатор характеризует зависимость доходов муниципального образования от перечислений из бюджетов других уровней. Чем выше значение данного индикатора, тем выше риск, связанный с возможным выпадением доходов, в результате уменьшения финансовой помощи, что может негативно сказаться на сбалансированности бюджета и способности обслуживать долговые обязательства, и в конечном итоги снизить эффективность бюджета.
4. Соотношение роста доходов и текущих расходов бюджета V=(An*Bn-2)/(Bn*A n-2)   A – всего доходы бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета; B – текущие расходы бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета. n – последний отчетный год. 100%   90% Данный индикатор отражает соотношение роста доходов и текущих расходов муниципального образования. Рост текущих расходов бюджета, не превышающий роста доходов, свидетельствует о консервативной (осторожной) финансовой политике муниципалитета, основанной на ограничении и контроле уровня текущих расходов. Если же текущие расходы растут быстрее доходов, то такая тенденция приводит к ухудшению сбалансированности бюджета, что негативно сказывается на эффективности бюджета.
5. Объем кредиторской задолженности бюджетных учреждений не превышает 5 % расходов бюджета V=A/B   A – кредиторская задолженность бюджетных учреждений муниципального образования на конец года; B – объем расходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета. 0% 5% Возникновение кредиторской задолженности свидетельствует о низкой эффективности управления финансами в бюджетных учреждениях муниципального образования или о неадекватном финансировании муниципалитетом собственных бюджетных учреждений. Распределение финансовых ресурсов муниципального образования в ходе бюджетного процесса призвано обеспечить максимальную эффективность. Достигаемая в ходе бюджетного процесса эффективность бюджета, а точнее, эффективность распределения расходов искажается при росте просроченной кредиторской задолженности из-за несоответствия фактического объема расходов объему расходов, утвержденному Постановлением о бюджете.
6. Изменение кредиторской задолженности по оплате труда в течении года V=(An1–An1-1)/(B/12); (An2–An2-1)/(B/12);… (An12–An12-1)/(B/12)   A – кредиторская задолженность по оплате труда на последнюю отчетную дату; B – объем расходов на оплату труда; n – последний отчетный месяц.   5% Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате труда
7. Изменение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда V=(An–An-1)/(B/12)   A – кредиторская задолженность по начислениям на оплату труда на конец года; B – объем расходов на начисления на оплату труда; n – последний отчетный бюджетный год.   5% Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по начислениям на оплату труда
8. Изменение кредиторской задолженности по оплате коммунальных услуг V=(An–An-1)/(B/12)   A – кредиторская задолженность по оплате коммунальных услуг на конец года; B – объем расходов на начисления на оплату коммунальных услуг; n – последний отчетный бюджетный год.   5% Данный индикатор позволяет оценить уровень выполнения бюджетных обязательств муниципального образования по оплате коммунальных услуг
9. Отношение долга без учета гарантий и поручительств к доходам бюджета V=A/B   A – долг муниципального образования за вычетом гарантий и поручительств на конец года; B – всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета. 25% 50% Для расчета значения данного индикатора учитывается сумма долговых обязательств, включающая долг без учета процентных платежей. Чем выше уровень долговой нагрузки, тем выше риск невыполнения долговых обязательств, и тем ниже эффективность бюджета
10. Отношение краткосрочного (до 1 года) к доходам бюджета V=A/B   A – объем краткосрочного (до 1 года) долга муниципального образования на конец года; B – всего доходов бюджета муниципального образования без учета средств субвенций из регионального бюджета. 10% 20% Данный индикатор отражает структуру долга муниципального образования по срочности долга. Большая доля краткосрочных обязательств свидетельствует о высокой зависимости муниципалитета от рефинансирования долга, что в совокупности со значительной долговой нагрузкой угрожает стабильности финансов и эффективности бюджета муниципалитета. В случае неспособности рефинансировать долг с помощью новых заимствований ситуация с ликвидностью такого муниципального образования резко ухудшается в связи с необходимостью погашения всех краткосрочных обязательств за счет внутреннего финансирования в полном объеме. В случае нехватки внутренних резервов может быть объявлен дефолт. При одинаковых объемах долга и доходов бюджета риск становится значительно выше, если основной объем долга должен быть погашен в пределах ближайшего года.
11. Отсутствие просроченных долговых обязательств V=A/B   A – просроченная задолженность муниципального образования на конец года; B – объем собственных доходов бюджета муниципального образования за последний отчетный год. 0% 0,5% Данный индикатор отслеживает практику добросовестного (своевременно и в полном объеме) обслуживания и погашения долговых обязательств муниципального образования, что является весомым фактором эффективности бюджета муниципалитете.
12. Отношение дефицита к доходам бюджета V=(A–B)/A   A – всего доходов бюджета муниципального образования без учета субвенций из регионального бюджета; B – всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета. 0% -5% Этот индикатор отражает сбалансированность бюджета. Он характеризует возможность эффективного финансирования всех текущих и капитальных расходов субъекта Российской Федерации за счет имеющихся доходов без увеличения объема заимствований.
Социально-экономическая эффективность бюджета
13. Бюджетная обеспеченность населения Кбо = Р / Ч Р – расходы бюджета за период; Ч – численность населения региона в данном периоде 3000 руб. 5500 руб. Этот индикатор показывает сумму бюджетных расходов на душу населения. Чем больше сумма, тем эффективнее бюджет.
14. Соблюдение рекомендуемого уровня платежей граждан за предоставл. жилищно-коммунальные услуги V=A   A – установленный уровень платежей граждан за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги. 100% 70% Индикатор характеризует политику органов муниципального самоуправления в области сокращения неэффективных расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения
15. Соблюдение рекомендуемой максимально допустимой доли расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи V=A   A – установленная максимально допустимая доля расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. 22% 15% Индикатор характеризует политику органов муниципального самоуправления в области сокращения неэффективных расходов предприятиям жилищно-коммунального хозяйства и перевод отрасли на самофинансирование при соблюдении мер социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения
Эффективность управления бюджетом
16. Исполнение V=МАХ{(Af-Ap)/Ap;(Bf- 0% -5% Данный индикатор отслеживает соблюдение заранее утвержденной укрупненной структуры расходов бюджета, отражающей приоритеты бюджетной политики. Этот показатель позволяет проверить эффективность распределения расходов бюджета.
  плана по расходам в разрезе статей укрупненной структуры расходов бюджета Bp)/Bp;(Cf-Cp)/Cp;(Df-Dp)/Dp}   MAX – максимальное значение; A – расходы на образование; B – расходы на здравоохранение и физическую культуру; C – расходы на жилищно-коммунальное хозяйство; D – расходы на транспорт, связь и информатику; p – утверждено нормативно-правовым актом о бюджете муниципального образования; f – фактически израсходовано.      
17. Коррекция объема расходов бюджета в соответствии с исполнением плана по доходам бюджета V=(Af/Ap–Bf/Bp)n-2+(Af/Ap–Bf/Bp)n-1+(Af/Ap–Bf/Bp)n,   A – всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета; B – всего доходов бюджета муниципального образования за исключением субвенций из регионального бюджета; p – утверждено нормативно-правовым актом о бюджете муниципального образования; f – фактически получено/израсходовано; n – последний отчетный бюджетный год В случае, если Af/Ap<Bf/Bp в конкретном году, в расчете данные по этому году не используются 3% 15% Данный индикатор отражает соответствие соотношений плана и факта по доходам и по расходам муниципального бюджета за три последних отчетных года. Под планом по доходам и расходам понимается объем доходов и расходов бюджета в первой редакции нормативно-правого акта о бюджете муниципалитета. Значение индикатора рассчитывается как сумма ежегодной разности соотношений факта и плана по доходам и по расходам бюджета в процентных пунктах. Данный индикатор отражает изменение объема фактических расходов бюджета в зависимости от фактического поступления доходов. Требования финансовой дисциплины предполагают коррекцию плана расходов в зависимости от фактического исполнения плана по доходам. При этом важно, чтобы расходы бюджета увеличивались не в большей степени или уменьшались не в меньшей степени в сравнении с первоначальным планом, чем доходы бюджета.
18. Совокупная эффективность финансового муниципального контроля Уэф = (0н : Об )*100% Он- объем нарушений в денежном выражении, выявленных контрольными органами и касающихся расходования средств отчетного периода; Об - объем бюджетных средств, ассигнованных в отчетном периоде. 70% 150% Высокая эффективность контроля соответсвует высокому уровню эффективности бюджета
19. Доля закупок товаров (работ, услуг) для нужд субъекта по контрактам, заключенным по результатам проведения открытых конкурсов, в общем объеме расходов V=A/B   A – общая стоимость контрактов, заключенных по результатам открытых конкурсов; B – всего расходов бюджета муниципального образования с учетом прироста кредиторской задолженности за исключением субвенций из регионального бюджета 50% 25% Данный индикатор отражает применение органами местного самоуправления процедуры открытого конкурса при проведении закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд. Процедура открытого конкурса в сравнении с другими методами закупок — закрытым конкурсом, запросом котировок и закупками у единственного источника наиболее эффективна при значительном масштабе проводимых закупок
20. Разработка и утверждение системы индикаторов эффективности бюджета на постоянной основе   1) система индикаторов и порядок проведения мониторинга эффективности бюджета муниципальных образованийутверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) мониторинг эффективности бюджета муниципальных образований проводится не реже 1 раза в год и включает анализ эффективности управления бюджетом, эффективности бюджета с точки зрения бюджетных обязательств и т.д.; 3) результаты мониторинга публикуются в СМИ и Интернете Мониторинг эффективности бюджета муниципальных образований позволяет существенно повысить качество управления органами власти, информированность общества, повысить прозрачность межбюджетных отношений, сформировать адекватную конкурентную среду между муниципалитетами.
21. Разработка и применение методики оценки эффективности программ (проектов) капитальных вложений   1) методика оценки эффективности плановых и действующих инвестиционных проектов утверждена нормативно-правовым актом муниципального образования; 2) плановые значения индикаторов эффективности при отборе проектов соответствуют фактическим значениям Данный индикатор отражает использование местными властями формализованных оценок эффективности для отбора программ (проектов) капитальных вложений. Индикатор отслеживает наличие оценки эффективности капитальных проектов, претендующих на финансирование из бюджета муниципального образования, по индикаторам эффективности и практику отслеживания результатов реализации отобранных проектов. Формализованная оценка эффективности позволяет отобрать для финансирования наиболее эффективные проекты (программы) капитальных вложений (с позиций приоритетов развития муниципального образования и потребностей территориального сообщества).
22. Выполнение минимальных требований к составу годовой финансовой отчетности   1) финансовая отчетность за отчетный год опубликована в составе годового отчета в СМИ и Интернете не позднее 1 июля следующего финансового года; 2) в составе финансовой отчетности представлены: - первоначальный план; - уточненный план; - фактические значения, в том числе за два последних года; - план (прогноз) на следующий год Данный индикатор отслеживает состав финансовой отчетности муниципального образования, входящей в годовой отчет, и соответствие состава годовой финансовой отчетности запросам третьих лиц
23. Действующий официальный сайт (или раздел на сайте) финансового органа   Финансовый орган муниципального образования имеет собственный официальный сайт (раздел на официальном сайте), содержащий: - организационную структуру финансового органа муниципального образования; - законы о бюджете субъекта Российской Федерации и финансовоэкономический план на среднесрочную перспективу; - ежемесячную отчетность об исполнении бюджета муниципального образования; нормативно-правовые акты с муниципального образования, регулирующие бюджетные и налоговые отношения Официальный сайт финансового органа субъекта Российской Федерации (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) должен являться основным каналом раскрытия информации о финансовой политике органов государственной власти субъекта Российской Федерации
24. Проведение социологичес. опросов населения по вопросам, связанным с оказанием бюджетных услуг V=A/B A – число участвовавших в социологических опросах по инициативе местной администрации; B – численность населения муниципального образования. 5% 1% Индикатор отражает степень учета требований населения к конкретным параметрам налогово-бюджетной политики муниципального образования. Регулярное использование процедуры социологических опросов при принятии того или иного решения обеспечивает высокую прозрачность и эффективность бюджетного процесса.
25. Организация на регулярной основе курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов   Установленный нормативно-правовым актом муниципального образования порядок проведения курсов повышения квалификации сотрудников финансовых органов не реже 1 раза в два года В условиях реформирования межбюджетных отношений, появления сложных механизмов реализации бюджетной политики, возникает необходимость в организации постоянного учета новых положений в рамках работы финансовых органов и непосредственном применении их сотрудниками финансовых органов. Отсутствие регулярных курсов повышения квалификации приводит к отставанию уровня информированности и квалификации финансистов, что соответствующим образом отражается на эффективности бюджета.
26. Применение открытых конкурсных процедур для заполнения вакансий финансовых органов   1) установленный нормативно-правовым актом муниципального образования порядок организации конкурсов на замещения вакантных должностей в финансовых органах мунипалитета; 2) размещение информации о проводимых конкурсах на замещение вакантных должностей в СМИ и Интернете Использование открытых конкурсных процедур для замещения вакантных должностей в финансовых органах позволяет существенно повысить качество отбора кандидатов, прозрачность кадровой политики финансовых органов и, соответственно, эффективность бюджета.
               

Вывод:

Указанные методики могут быть целесообразны для определения финансового состояния бюджетов.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1473; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.