Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура и функции политических партий




Основные понятия: политическая партия, партийный аппарат, социальная база партии, электорат партии, политический лидер.

Неотъемлемой частью политической системы современного де­мократического общества стали политические партии. Партия — это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество, а зачастую ожесточенная борьба группировок, объединенных вокруг популярных лидеров или влиятельных семей, прослеживаются в по­литической истории со времен Древнего мира. Но те образования, которые мы сегодня называем политическими партиями, возникли в Европе и США не ранее начала XIX в. В текстах наиболее из­вестных политических документов конца XVIII в.— Декларации прав и свобод гражданина, американской конституции — еще нет даже упоминания о политических партиях. Политики и идеологи той эпохи говорили, правда, о борьбе фракций, однако оценивали ее сугубо негативно, как следствие несовершенства общественного ус­тройства или как неизбежный результат утверждения политической свободы в обществе, в котором существует неуничтожимое разли­чие социальных интересов. Для большинства политических деяте­лей вплоть до начала XIX в. было характерно настороженное от­ношение к самой идее партий. Они полагали, что партийная борьба может иметь для государства и общества разрушительные послед­ствия, и искали средства если не к прекращению ее, то по край­ней мере к ограничению и упорядочению.

Формирование партий было длительным процессом, развер­тывающимся вместе с распространением норм парламентаризма, практики выборности законодательной и исполнительной властей, постепенным переходом к всеобщему избирательному праву. На начальных стадиях становления партии не имели постоянно действовавших местных отделений и сколько-нибудь прочной связи со своими сторонниками. Их деятельность активизировалась пре­имущественно в периоды проведения избирательных кампаний, ког­да при участии известных политиков, адвокатов, журналистов об­разовывались комитеты в поддержку отдельных кандидатов. В Европе основой части партий послужили профсоюзные структуры, а также организации, созданные под покровительством церкви. По завершении выборов единственной активной и организованной ча­стью партии становилась ее депутатская группа.

М. Вебер так обрисовал картину возникновения политических партий: «...Партии в нашем обычном смысле первоначально... бы­ли, например, в Англии только свитой аристократии. Каждый пе­реход в другую партию, совершаемый по какой-либо причине пэ-

ром, влек за собой немедленный переход в нее всего, что от него зависело. Духовенство, учителя, профессора, адвокаты, врачи, ап­текари, состоятельные сельские хозяева, фабриканты... образовы­вали сначала нерегулярные политические союзы, самое большее — локальные политические клубы. Сплоченность обеспечивают толь­ко парламентарии; решающую роль при выдвижении кандидатов... играют люди, уважаемые на местах. И лишь в больших городах постоянно имеются партийные союзы с умеренными членскими взносами, периодическими встречами и публичными собраниями для отчета депутатов».

К своего рода «ассоциациям избирателей» близки и современ­ные организационно неоформленные партии. В них нет официаль­ного членства, работу в избирательных комитетах выполняют по большей части активисты, а для того чтобы присоединиться к такой партии, достаточно проголосовать на выборах за выдвинутого ею кандидата. Наиболее известными примерами подобного типа партий являются республиканская и демократическая партии США, консер­вативная партия Великобритании. Политические партии со знакомы­ми нам признаками — оформленное членство, партийные билеты, взносы, внутрипартийная дисциплина — появились в Европе с воз­никновением массового организованного рабочего движения.

Общее, что присуще всем современным политическим партиям и отличает их от партий начала и первой половины XIX в.,— это наличие партийного аппарата, т.е. организованной группы людей, для которых партийная, политическая деятельность является про­фессией. Структура партийного аппарата, его центрального коми­тета и низовых звеньев в демократических странах отвечает преж­де всего задачам ведения избирательной борьбы, так как без хорошо отлаженной системы привлечения голосов избирателей и поступления пожертвований партия вряд ли сможет добиться успе­ха на выборах.

Очевидная взаимозависимость и синхронность процессов «общественного при­знания» партий, с одной стороны, и быстрого расширения круга избирателей — с другой, ведут иногда к излишне прямолинейному взгляду на предпосылки появле­ния партий. Действительно, стоит задаться вопросом о том, какие представления ассоциируются у нас со словом «партия», ответом, скорее всего, будет: «кандида­ты», «выборы». Конечно, партии играют самую активную роль в избирательных кампаниях, но далеко не только практика регулярного проведения выборов вызва­ла к жизни политические партии.

Можно выделить две важнейшие предпосылки утверждения партий как легитимных и постоянных участников политической борьбы. Об одной из них уже неоднократно говорилось в предше­ствующих разделах — это становление политики в качестве отно­сительно самостоятельной сферы общественных отношений. От­сюда и важнейшая функция партий в западном демократическом обществе — представительство социально-экономических интере­сов, институционализация связи между гражданским обществом и

государством. Через партии основные социальные группы заявля­ют о своих политических требованиях и социально-экономических предпочтениях, осуществляют поиск общественного согласия. В борь­бе партий выявляются, «выводятся на поверхность» существующие в обществе политические и социально-экономические противоре­чия, что снижает вероятность возникновения непредвиденных кон­фликтов, делает политику более предсказуемой.

Если в обществе прочно укоренены традиции неприятия край­них, экстремистских средств и методов политической борьбы, если основные социальные группы используют легальные, регламенти­руемые законом средства защиты своих интересов, если выработаны приемы и механизмы, позволяющие смягчать остроту социальных конфликтов, то политические партии служат сохранению социаль­ной стабильности.

Вторую главную предпосылку формирования политических пар­тий можно определить как обмирщение общества. Во всех рели­гиозных традициях, в том числе и христианстве, мы находим пред­ставление об обществе как об органической целостности. Люди, воспитанные в религиозной культуре, воспринимают единство и со­гласие внутри социального сообщества как норму, а разделение, раскол, конфликт — как следствие уклонения от истины, ослаб­ления веры, нарушения справедливости. В такой мировоззренчес­кой системе естественно стремление к восстановлению гармонии, а не к «нормативизации» конфликта, чему служат современные партии, намерение избежать противостояния, а не утверждать его как средство сохранения свободы индивида. Понятно, почему в кон­це XVIII в. в Европе и США еще очень живо было негативное вос­приятие партий и партийной борьбы.

Не менее важно и другое: до тех пор пока основной круг идей, которыми жи­вет общество, очерчивается религиозной традицией, невозможно принципиальное расхождение взглядов на смысл земного бытия, не возникает идеологического про­тивоборства — продукта современной европейской истории, идейно-политические дискуссии сводятся к различным толкованиям признанного всеми священного тек­ста, а партии неизбежно остаются более или менее прочными союзами, объединив­шимися вокруг лидеров из городской или сельской аристократии (следы чего еще застал М. Вебер в сельской Англии). Без идей социального прогресса, открытости истории, чуждых религиозному сознанию, не могло возникнуть такое явление, как идеология — мировоззренческая система, определяющая социальные, политические и иные цели и направления линейного развития секуляризованного, обмирщенного общества.

Европа знала два рубежа на пути к секуляризации. На первом этапе, после Реформации и полосы религиозных войн, принесших чудовищные разрушения и жертвы, католическая церковь была вы­нуждена смириться с признанием за схизматиками — протестанта­ми равных с католиками политических прав. После Великой фран­цузской революции был сделан решающий шаг — вера признана частным делом индивида. На долгое время в европейском общест-

ве оказались сосуществующими две системы ценностей — религи­озная, прежде определявшая все правовые, политические, мораль­ные, поведенческие нормы, и возникшая в противоборстве с рели­гиозной, но не вне ее светская культура.

Два типа ценностных ориентации, выявлявшихся в борьбе пар­тий, были отчетливо видны современникам: «Все партии стремят­ся сплотиться в две группы: одну — консервативную, другую — де­мократическую, а эти обе стремятся, в свою очередь, опереться на теорию двух крайних доктринерских партий, для которых политика является только средством. Эти же крайние партии излагают в сво­их вероучениях... два диаметрально противоположных воззрения... церковь остается верной абсолютистской традиции о божественном происхождении верховной власти, осуществляемой лицами, окру­женными священным ореолом; социалисты, следуя демократическо­му принципу, признают только власть, исходящую снизу и доверен­ную народным уполномоченным, но практическое руководство политической жизнью остается в руках промежуточных партий, парламентских или либерально-консервативных — партий, склон­ных идти на сделки, занятых больше практическими делами, чем принципами, которые, смягчая столкновения между обоими проти­воположными воззрениями, поддерживают среди горячей полемики социальный мир и свободу...» Так оценивал развитие европейских партий в XIX в. французский историк Ш. Сеньобос. Сегодня преж­ний ценностный раскол утратил остроту и идейные споры приобре­ли хорошо известный нам облик борьбы партийных программ.

Современные партии создавались большей частью для защиты интересов отдельных социальных групп. Постепенно общенацио­нальные партии привлекали к себе все новые и новые категории избирателей. В результате в большинстве своем они стали объеди­нениями, в которых в том или ином сочетании представлены ин­тересы различных социальных слоев. Те слои общества, среди которых партия пользуется наибольшим влиянием и которые под­держивают ее на протяжении длительного времени, составляют ее социальную базу, а избиратели, регулярно отдающие ей голоса на выборах, — ее электорат.

Партии выражают общие, долговременные интересы социаль­ных групп. С какой именно партией связывают свои политические интересы те или иные социальные силы, зависит от конкретных ус­ловий, от тех позиций, которые занимали партии в переломные пе­риоды национальной истории, от того, чью сторону они принимали в социальных конфликтах и столкновениях, от этнического и кон­фессионального состава населения.

Традиционной социальной базой социал-демократических пар­тий в Европе были люди наемного труда с невысоким уровнем до­ходов. Либерально-демократические партии пользовались влиянием среди служащих, интеллигенции, мелких предпринимателей. Пар­тии консервативной ориентации получали поддержку крупных соб­ственников, части средних слоев и крестьянства. Аграрные партии

опирались на сельское население, за конфессиональные партии от­давали голоса верующие.

В последние годы политологи и социологи отмечают, что во многих европейских странах традиционные связи социальных групп с какой-либо одной партией ослабли. Все реже мотивом для голо­сования служит семейная привычка или корпоративная, групповая лояльность. Избиратель делает самостоятельный выбор, опираясь на собственную оценку способности партии справиться с наиболее актуальными для общества в данный момент социально-экономиче­скими и политическими проблемами. Исход выборов становится менее предсказуемым, а электорат крупных партий нередко почти точно воспроизводит социальную структуру населения.

В программах ведущих партий всегда подчеркивается намерение служить интересам всего общества, способствовать росту благо­состояния большинства граждан. В практической политике партии стремятся учитывать интересы различных категорий избирателей, поскольку, чем шире круг сторонников, тем выше шансы одержать победу на выборах. Вместе с тем в европейских странах (в зна­чительно меньшей мере в США) партии продолжают сохранять собственное политическое и идеологическое лицо. Основу идео­логических расхождений партий составляют разделяемое ими пред­ставление о природе и функциях государства, отношение к тради­циям, понимание свободы и справедливости. В программах партий их мировоззренческие принципы преломляются в конкретные со­циально-экономические и политические требования и обещания.

В программах социал-демократов избирателей привлекают идеи социальной со­лидарности, ответственности, сотрудничества, равенства возможностей. От социал-демократов ожидают проведения сильной социальной политики, сохранения и совер­шенствования существующих программ помощи социально незащищенным группам населения — безработным, престарелым, молодежи, начинающей искать работу, женщинам с детьми. В то же время избиратели знают, что в случае прихода к вла­сти социал-демократической партии расходы на социальные нужды, скорее всего, возрастут, а это может потребовать увеличения налогов.

Республиканцы в США, консерваторы в Великобритании, ХДС в Германии в глазах избирателей предстают как партии, тесно связанные с крупным капиталом, ориентированные на защиту интересов бизнеса, предпринимателей. Этим партиям избиратель отдает предпочтение в том случае, если уверен, что дальнейшее увели­чение социальных расходов нецелесообразно, что социальные программы государ­ства недостаточно эффективны и основные усилия необходимо направить на поощ­рение частной инициативы, на повышение экономической активности в стране. Решая, за кого проголосовать на выборах, избиратель не может не учитывать сло­жившийся в общественном мнении идеологический образ партии.

Говоря о партиях, нельзя не упомянуть еще об одной их функ­ции — выдвижении и отборе политических лидеров.

Для того чтобы профессионально заниматься политикой, необ­ходимо обладать многими качествами — волей, честолюбием, на­стойчивостью, целеустремленностью, огромной работоспособно-

стью, умением привлекать и располагать к себе людей, находить общий язык с самыми разными собеседниками и убеждать их в сво­ей правоте, отстаивать собственную точку зрения, не отталкивая оппонентов и не превращая их в недругов. Профессиональному по­литику должна быть присуща способность быстро ориентироваться в расстановке политических сил, предвидеть отдаленные последст­вия своих действий, находить союзников, нейтрализовать соперни­ков, безошибочно выбирать наиболее эффективные пути достиже­ния поставленных целей.

Политический талант столь же редкий дар, как и выдающиеся научные, худо­жественные или музыкальные способности. Появление талантливого политика — событие редкое, и, какие бы усилия ни прикладывали функционеры, далеко не каж­дой партии удается выдвинуть сильного лидера. В то же время осуществляемый пар­тиями отбор позволяет отсеять случайных в политике людей, открыть дорогу но­вичкам, которые наделены политическими дарованиями и смогут выполнять свои обязанности на хорошем профессиональном уровне.

Человек, избравший занятие политикой, нередко уже в студенческие годы на­чинает работать в молодежной организации той партии, взгляды которой он разде­ляет. Затем способный молодой политик может стать кандидатом партии на выбо­рах в местные органы власти. Получив необходимый опыт, он баллотируется в парламент, участвует в работе одного из парламентских комитетов или занимает вы­борный пост в исполнительных структурах власти. В будущем, в случае победы пар­тии на парламентских или президентских выборах, он может получить назначение в состав правительства, возглавить фракцию или комитет в законодательном собра­нии.

Политик, ведя предвыборные кампании, участвуя в парламент­ских дискуссиях, работая над законопроектами, накапливает опыт политической и государственной деятельности, приобретает необ­ходимые знания и профессионализм.

Подобный тип политической карьеры, когда политик последова­тельно движется по ступеням власти, особенно характерен для ев­ропейских стран. В США сложилась иная традиция: часть высоких политических постов здесь обычно занимают люди, которые ранее профессионально политикой не занимались, но достигли известнос­ти в других сферах — в бизнесе, юриспруденции, науке. По окон­чании срока полномочий большинство из них возвращаются к преж­ним занятиям и продолжают работать в банках, компаниях, исследовательских организациях.

В западных демократиях политика не принадлежит к числу наиболее высокоопла­чиваемых занятий, что соответствует принятому в современных обществах, особенно в странах протестантского вероисповедания, прагматичному, приземленному взгляду на политику как на род деятельности, лишенный всякого мистического ореола, обычную профессию, требующую от овладевшего ею специалиста знаний и навыков, а не муд­рости и жертвенности. Жалованье парламентариев и министров, конечно, выше, чем заработная плата квалифицированного рабочего или служащего, но даже денежное вознаграждение президента страны или премьер-министра блекнет на фоне доходов

глав крупных корпораций, банков, преуспевающих менеджеров, звезд эстрады и спор­та. Политик вправе иметь и дополнительные доходы в виде гонораров за чтение лек­ций, статьи, выступления, но в демократических странах закон ограничивает размеры этих сумм, чтобы они не становились замаскированной формой подкупа.

Для одаренных политиков соображения материальной выгоды нередко отступают на второй план перед азартом политической борьбы, стремлением достичь вершин власти. Однако избиратели редко верят в полное бескорыстие своих избранников. На страже норм политической этики призвано стоять законодательство. Закон жестко регламентирует занятие политиков предпринимательской де­ятельностью: во избежание конфликта интересов они не должны совмещать государственные посты с работой в частном секторе, со­стоять в руководстве фирм или компаний и получать от них денеж­ное вознаграждение, использовать служебную информацию в целях личного обогащения. Закон требует, чтобы политик регулярно пред­ставлял декларацию о доходах и своем имущественном положении.

В 70—80-е гг. многие европейские и американские политоло­ги предсказывали «закат» партий, предрекали конец «партийной эры». Они ссылались на то бесспорное обстоятельство, что в со­временных условиях партии перестают быть единственными и ос­новными организаторами избирательного процесса, поскольку мно­гие кандидаты, особенно претенденты на высшие политические посты, ведут предвыборные кампании, полагаясь главным образом на средства массовой информации, на собственный штат помощни­ков и экспертов, не зависящих от партии. Тем не менее предска­зания политологов не оправдались. Безусловно, печать, телевиде­ние, радио стали непременными участниками избирательных кампаний, но они не могут заменить партии в их основных функ­циях — интеграции социальных интересов, обеспечении связи гражданского общества и государства, выдвижении политических лидеров, влиянии на политический процесс.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Сколько партий и движений представлено в настоящее время в Государственной думе — нижней палате российского парламента? Какие из них вы могли бы отнести к сформировавшимся по­литическим партиям?
  2. 2. Какие качества вы хотели бы видеть в политическом деятеле, баллотирующемся: а) на пост Президента России; б) в состав фе­дерального законодательного собрания; в) на должность мэра вашего города?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.