Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация и проведение выборов. Избирательная кампания




Основные понятия: выборы, всеобщее и равное избирательное право, ценз, избирательная кампания, избирательный округ.

В либерально-демократической традиции интерес к политике и готовность уча­ствовать в политической жизни оцениваются как одна из высших гражданских доб­родетелей. Предполагается, что эффективность и устойчивость политической систе­мы во многом зависят от степени зрелости общественного мнения, уровня осознания людьми своих интересов, желания и способности граждан реализовать те возмож­ности, которые предоставляются всеобщим и равным избирательным правом, дру­гими каналами политического участия. Политическая активность, направленная на совершенствование существующих институтов, рассматривается не только как сви­детельство прочности демократических норм, но и как самостоятельная ценность — сфера самореализации индивида.

На практике основной формой политической активности боль­шинства граждан современного демократического общества стало участие в выборах. В лексиконе демократической политики найдет­ся немного слов, способных по значимости встать вровень с тер­мином «выборы». Как прихожанин следует циклическому церков­ному календарю и каждый год в постах и праздничных днях заново переживает основные вехи Священной истории, так и жизнь «че­ловека политического» подчинена собственным ритмам. В демокра­тических странах главными событиями, отмеряющими течение по­литического времени и придающими ему внешнюю упорядоченность, являются выборы. Политическое время движется размеренно — выборы проводятся регулярно, через определенные, предусмотрен­ные законом промежутки времени.

Президент, депутаты высшего законодательного собрания избираются обычно на срок от 4 до 6 лет. Считается, что такой промежуток времени достаточен кандидату для выполнения предвыборной программы, позволяет обеспечить стабиль­ность и преемственность политического руководства и вместе с тем не настолько

велик, чтобы политик мог позволить себе не задумываться о предстоящих выборах, забыть о своей ответственности перед избирателями.

Местные органы власти также избираются на 4—5 лет, редко на более дли­тельный срок — до 12 лет, как, например, в Германии. Дата очередных выборов ус­танавливается в законодательном порядке или объявляется указом главы государ­ства. В парламентских республиках и парламентарных монархиях предусмотрена возможность досрочного роспуска законодательного собрания, и тогда назначаются внеочередные выборы. Внеочередные выборы могут проводиться и в том случае, ес­ли политик, занимающий выборный пост, отстранен от должности или болен и не в состоянии выполнять свои обязанности.

В демократических странах выборы проводятся на основе всеобщего и равного избирательного права. Ставшее в Европе знаме­нем буржуазных революций требование отмены сословных ограниче­ний и равенства политических прав граждан нашло в идее всеобщего и равного избирательного права свое логическое завершение. Не случайно этот принцип впервые был реализован радикальными де­мократами в ходе Великой французской революции. Затем избира­тельное право на долгие десятилетия стало действительно всеобщим только для собственников: предоставление права голоса обусловли­валось имущественным цензом — уплатой определенной суммы на­лога с недвижимого имущества, владением собственным домом или арендой жилого помещения с квартирной платой выше установлен­ного минимума. В результате избирательное право в европейских стра­нах в XIX в. получили от 1 до 10% взрослых мужчин.

Требование имущественного ценза отражало сформировавшее­ся еще в Средние века представление, согласно которому права со­словия и принадлежащих к нему людей неотделимы от обязаннос­тей, определяются личной службой, поэтому уплата налогов, т. е. выполнение денежной повинности, заменяющей личную службу, рассматривалась как условие предоставления политических прав.

В буржуазном обществе идея связи политического участия и имущественного положения человека получила иное звучание: ут­верждалось, что собственник имеет наибольший интерес в общест­венных делах, обладание собственностью необходимо для ответст­венного политического участия.

На протяжении всего XIX в. велась борьба за расширение до­ступа к политическому участию, за снижение, а затем и отмену имущественного ценза, который был основным препятствием к по­лучению избирательных прав большинства граждан. В настоящее время имущественный ценз в избирательном законодательстве де­мократических государств практически не встречается.

С имущественным был тесно связан образовательный ценз, от­страняющий от голосования неграмотных и предоставляющий до­полнительный голос на выборах высокообразованным избирателям как наиболее сведущим в политике.

До сегодняшнего дня образовательный ценз сохранился в нескольких странах Латинской Америки — Бразилии, Перу, Чили, Эквадоре. В большинстве азиатских

и африканских государств неграмотные избиратели допускаются к участию в выбо­рах — они голосуют, ориентируясь на внесенные в избирательные бюллетени сим­волы партий и ставя вместо подписи какой-либо знак или отпечаток пальца, что од­новременно позволяет предотвратить повторное голосование. Выбор партией своего символа в странах с высокой долей малограмотного населения становится важной частью предвыборной стратегии: каждая партия стремится получить символ, так или иначе связанный с национальной и религиозной традицией, привлекающей избирателя.

Длительной была борьба за предоставление избирательного

права женщинам. В политических правах женщины приравнива­лись к несовершеннолетним — как правило, они не имели самосто­ятельного источника доходов и были материально зависимы от от­ца, мужа или брата. На этом основании считалось, что мужчины — главы семей представляют на выборах не только свои интересы, но и интересы всех домочадцев — детей и женщин.

Первой страной, установившей всеобщее избирательное право для граждан старше 21 года, стала Австралия, где это было сделано в 1902 г. В Европе ее при­меру последовали сначала Финляндия — в 1906 г., затем Россия, где право голоса женщинам предоставила Февральская революция 1917 г. В Англии женщины стар­ше 30 лет получили право голоса в 1918 г., в США — на два года позже, в 1920 г., во Франции — в 1944 г., в Италии — в 1945 г., в Греции — в 1956 г., в Судане — в 1965 г. В Швейцарии женщины были лишены права участвовать в выборах до 1971 г., а в Лихтенштейне право избирать депутатов парламента оставалось при­вилегией мужчин до 1984 г. (правда, реально воспользоваться предоставленным им правом женщины смогли только в 1986 г., на первых после принятия закона пар­ламентских выборах). До сих пор женщины отстранены от участия в выборах в 10 странах мира, в том числе в Белизе, Бутане, Кувейте, Саудовской Аравии.

Долгое время в большинстве западно-европейских стран и США существовал относительно высокий возрастной ценз: актив­ное избирательное право — право избирать предоставлялось с 21 — 23 лет, т. е. со времени, когда человек обычно получал профессию, имел твердый заработок и обзаводился семьей.

В странах Запада в 70-е гг. на пике активизации молодежного движения возра­стной ценз был снижен до 18 лет. США, например, предоставили право голоса до­стигшим совершеннолетия гражданам в 1971 г., Франция — в 1974 г., Италия — в 1975 г. Активное избирательное право с 18 лет существует в Автралии, Бенине, Египте, Индии (с 1989 г.) и во многих других странах. На Кубе и в Никарагуа пра­вом избирать граждане обладают с 16 лет, в Иране — с 15 лет, в Индонезии — со времени вступления в брак, а не состоящие в браке — с 18 лет. Получение пассив­ного избирательного права — права быть избранным, как правило, обусловлено бо­лее высоким возрастным цензом: депутат нижней палаты парламента обычно не дол­жен быть моложе 21—25 лет, верхней палаты — 30—40 лет, право баллотироваться на пост главы исполнительной власти предоставляется с 34—40 лет.

Для кандидатов на высшие посты существуют высокие цензы оседлости: от них требуется прожить в стране к моменту участия в выборах не менее 10—15 лет, постоянно проживать в той местно-

сти, от которой они баллотируются в парламент. Едва ли подобные требования к кандидатам можно счесть нарушением демократичес­ких норм: их цель состоит в том, чтобы обеспечить право избира­телей иметь в выборных органах власти опытных и знающих поли­тиков. Сохранившийся в немногих странах ценз оседлости для избирателей не превышает нескольких месяцев и, как и другие не­значительные ограничения, не является в большинстве случаев препятствием к участию в выборах.

Со дня объявления даты выборов официально начинается избирательная кампания: составляются списки избирателей, прохо­дит выдвижение и регистрация кандидатов, ведется предвыборная агитация и, наконец, проводится голосование. После завершения избирательной кампании организуется подсчет голосов и объяв­ляются итоги выборов.

Выборы проводятся по избирательным округам. Территория страны, провинции, штата, республики разбивается на округа, на­селение которых выбирает одного или несколько депутатов. Для выборов местных органов власти создаются небольшие по числен­ности населения избирательные округа, включающие городской район, квартал, поселок или деревню. На выборах высших законо­дательных органов или главы исполнительной власти один округ охватывает целую область, провинцию или край. Округа, от кото­рых избирается один депутат, называются одноименными (униноми-нальными), несколько депутатов — многоименными (полиноми­нальными).

Избирательные округа создаются таким образом, чтобы каждый депутат избирался примерно равным числом жителей или избира­телей — только тогда обеспечивается действительное равенство избирательных прав. Понятно, что если в двух расположенных ря­дом избирательных округах выбирается по одному депутату, но в первом округе насчитывается 50 тыс. избирателей, а во втором — 100 тыс., то голоса избирателей в первом округе окажутся вдвое весомее.

При подготовке выборов партиям важно знать, как распределя­ются их сторонники по округам. Если, например, одна из партий пользуется влиянием главным образом в сельской местности, а другая — в индустриальных центрах, то первая партия будет заин­тересована создавать избирательные округа примерно равными по территории: в этом случае сельские округа с малой плотностью на­селения получат преимущества в сравнении с городскими. При об­разовании избирательных округов учитывается множество факто­ров: численность населения, административно-территориальные границы, проживание этнических и иных меньшинств. К этой ра­боте привлекаются специалисты — социологи, политологи, демо­графы. Находящаяся у власти партия обычно стремится использо­вать их знания в своих целях и образовать избирательные округа так, чтобы увеличить собственное представительство в парламенте и других выборных органах власти.

В списки избирателей заносятся все граждане, имеющие пра­во голоса. В Малайзии, США, Франции, некоторых других странах избиратели должны сами прийти на избирательный участок и заре­гистрироваться для участия в выборах. В большинстве стран спи­ски избирателей составляют местные органы власти.

Одновременно с регистрацией избирателей идет выдвижение кандидатов на выборные должности. Существует несколько спосо­бов выдвижения кандидатов.

В Великобритании, Бельгии, Дании, Малайзии, Франции достаточно подать в специальную комиссию или местным властям заявление самого кандидата, подпи­санное вместе с ним избирателями. Подписей должно насчитываться от 2—6 до не­скольких тысяч, в зависимости от установленной законом страны нормы. Формаль­но выдвижение избирателями или самовыдвижение открывает независимым кандидатам доступ к участию в предвыборной борьбе.

Другой способ выдвижения кандидатов — подача заявления, петиции от имени партии. Такой порядок действует в Австрии, Индии, ФРГ, Швейцарии и других стра­нах. Еще одним способом выдвижения кандидатов является получившая распрост­ранение в США и ЮАР система первичных выборов (праймериз). Первичные вы­боры — это предварительная проба сил претендентов, своего рода репетиция решающего голосования. Победитель праймериза становится официальным канди­датом партии и получает возможность продолжить борьбу за выборный пост. Ре­зультаты первичных выборов позволяют партии определить, кто из ее кандидатов пользуется наибольшей поддержкой среди избирателей, какова популярность их программ. Одновременно праймериз делает процесс выдвижения кандидатов более демократичным, открывая его для участия всех заинтересованных избирателей.

Независимо от порядка выдвижения кандидата решающая роль на первом этапе избирательной кампании в большинстве случаев принадлежит политическим партиям: они осуществляют подбор кандидатов, оказывают им организационную и финансовую помощь. Большие средства и усилия затрачиваются партиями и кандидата­ми на предвыборную кампанию.

Смысл проведения предвыборной кампании состоит в том, чтобы дать избирателю возможность познакомиться с программами претен­дентов на выборные должности и сделать осознанный, продуманный выбор. Каждая партия в ходе предвыборной кампании стремится за­ручиться поддержкой наибольшего числа избирателей. Цель предвы­борной агитации каждой партии — убедить избирателей, что именно она призвана защитить их интересы, способна предложить наиболее реальные и доступные ответы на волнующие общество проблемы.

В период предвыборной кампании партия делает все возможное для привлечения на свою сторону дополнительного числа избира­телей. Активисты не жалеют усилий на проведение митингов и со­браний, кандидаты без устали выступают на встречах с жителями своего избирательного округа, в прессе и на телевидении. Реаль­ные гарантии свободы слова и собраний, неприкосновенности лич­ности составляют необходимое условие проведения действительно демократических выборов.

Предвыборная кампания — сложное и дорогостоящее дело, в которое вовлекается множество людей: служащие аппарата партии, сотрудники средств массовой информации, политологи, социологи, активисты партий.

Современная предвыборная кампания невозможна без участия средств массовой информации. Давно отошли в прошлое те вре­мена, когда избиратели за многие километры добирались в мест­ный клуб на предвыборное собрание. Сегодня не нужно выходить из дома, чтобы едва ли не ежедневно слышать с экрана выступле­ния кандидата. Даже организуемые партиями митинги не столько имеют целью знакомство избирателей с программами кандидатов, сколько рассчитаны на привлечение внимания корреспондентов га­зет, теле- и радиожурналистов. С появлением средств массовой ин­формации, особенно радио и телевидения, расходы политических партий и кандидатов на предвыборную кампанию многократно воз­росли.

В последние десятилетия в странах Европы и США была зна­чительно усовершенствована техника проведения предвыборных кампаний.

Партии стали широко пользоваться услугами социологов, изучающих общест­венное мнение, социальных психологов, исследующих настроения и симпатии лю­дей, специалистов по анализу политических текстов и подготовке речей. С появле­нием телевидения особое значение для кандидатов приобрело умение держаться перед телекамерой, уверенно и со знанием дела отвечать на вопросы соперников и журналистов, располагать к себе зрителей. Ведь за выступлениями кандидатов по телевидению, особенно за теледебатами, следят многие тысячи, а порой и миллио­ны избирателей, и невыгодное впечатление, произведенное на них несколькими не­удачными ответами, очень трудно исправить. Конечно, встречи кандидатов с теле­аудиторией тщательно готовятся: привлекаются консультанты, помогающие политику определить наиболее выигрышные темы выступлений, найти свой образ и стиль. Вместе с кандидатом его помощники работают над предвыборными речами, внима­тельно анализируют выступления соперников, следят за настроениями избирателей, корректируя тактику ведения предвыборной борьбы.

Вполне понятно, что пройти избирательную кампанию без опоры на партию или организованную группу влиятельных сторонников чрезвычайно сложно и не распо­лагающий подобной поддержкой кандидат едва ли сможет рассчитывать на успех.

Принципы демократической политики требуют, чтобы партии и кандидаты вели избирательную кампанию в равных условиях. Осу­ществить это требование на практике оказывается невозможно. Партии, пользующиеся поддержкой состоятельных слоев населе­ния, могут рассчитывать на крупные пожертвования в предвыбор­ные фонды и обеспечить себе доступ на телевидение, радио, стра­ницы газет. В привилегированном положении оказываются кандидаты правящей партии, претендующие на переизбрание. Как действующие политики — министры, парламентарии, губернаторы — они постоянно выступают по радио и телевидению, формально не нарушая закона о равенстве доступа к средствам массовой инфор-

мации. Партии, не сумевшие привлечь большие средства в свой предвыборный фонд, не могут позволить себе оплачивать услу­ги консультантов, рекламные выступления популярных артистов и лучшее время в эфире. Поэтому демократическое государство берет на себя часть расходов кандидатов по ведению предвыбор­ной кампании, предоставляет партиям время для выступлений на телевидении и радио, причем получаемое партиями время рас­пределяется или пропорционально популярности их программ среди избирателей, что определяется итогами предшествующих выборов и опросами общественного мнения, или (реже) поров­ну. Нормы политической этики в демократических странах тре­буют, чтобы средства массовой информации, за исключением от­крыто партийных изданий, не выказывали предвзятости к кандидатам, в идеале сохраняли нейтралитет в предвыборных сражениях, подчеркивая тем самым веру в здравый смысл самих избира­телей.

С той же целью — создания партиям и кандидатам равных условий — избирательное законодательство устанавливает огра­ничения на размеры пожертвований частных лиц и организаций в предвыборные фонды, на использование собственных средств кандидатов, общую сумму расходов на избирательную кампанию. Надо признать, что и в странах с устойчивыми демократически­ми традициями финансирование партий, их предвыборных кам­паний нередко остается сферой полузаконных операций. Нару­шение партиями финансового законодательства, раскрытие тайных источников финансирования кандидатов послужили поч­вой множества скандалов, выплескивающихся время от времени на страницы газет и экраны телевидения. Но как бы ни был оправдан скептицизм в отношении финансовой чистоты «предвы­борной кухни», демократические страны тем и отличаются, что политик не может пренебрегать общественным мнением, и не­редко даже слухи о финансовых злоупотреблениях, просочивши­еся в средства массовой информации, побуждают политика, не желающего наносить ущерб репутации своей партии, подавать в отставку.

Предвыборная агитация заканчивается за день до голосования. Последний день перед приходом на избирательный участок отводится избирателям на самостоятельное обдумывание своего выбора и принятие окончательного решения. Завершает избира­тельную кампанию голосование. Ничто не должно ограничивать свободу волеизъявления граждан. В изолированной кабинке изби­ратель самостоятельно заполняет бюллетень и сам опускает его в урну. В таких условиях участники выборов могут не опасаться нажима со стороны заинтересованных политиков или избиратель­ной комиссии. В некоторых странах бюллетени не применяются — для голосования используются специальные машины, позволяющие исключить подтасовку результатов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Какой способ выдвижения кандидатов и на посты какого уровня вы считаете оптимальным: открывающий дорогу к уча­стию в выборах как можно большему числу претендентов или предусматривающий определенные ограничения — организацион­ные, финансовые?
  2. 2. Знаете ли вы имена политиков, представляющих ваш изби­рательный округ в Государственной думе, в региональном за­конодательном собрании, в районном Совете депутатов? От ка­ких партий эти политики баллотировались или они вели предвыборную кампанию как независимые кандидаты?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.