Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные характеристики правового государства




Основные понятия: право, правовое государство, закон, законность.

Представление о правовом государстве основано на двух осно­вополагающих принципах — порядок в государстве и защищен­ность гражданина. В правовом государстве каждый человек вправе рассчитывать на предсказуемость, последовательность и надеж­ность принимаемых решений, знает свои права и обязанности, чет­ко определенные законом. Главная цель правового государства — обеспечить гарантию прав и свобод граждан. Но для этого необхо­димо, чтобы и граждане в свою очередь проявляли уважение к за­конам и институтам существующей системы. Правовое государство стремится установить такой единый и обязательный для всех граж­дан правовой порядок, который обеспечивал бы им возможно мень­шую зависимость от прихотей политиков.

Основные институты и принципы правового государства сводят­ся к следующему: политическое представительство, выборность власти, парламентаризм, конституционализм и разделение властей, отделение церкви от государства.

Правовое государство в отличие от деспотического или поли-

цейского ограничивает себя определенным комплексом постоянных норм и правил. Центральное место среди них занимает принцип разделения властей на три главные ветви — законодательную, ис­полнительную и судебную. Каждая ветвь власти осуществляет свой четко очерченный круг функций. И вместе они сдерживают и урав­новешивают друг друга, обеспечивая тем самым гарантии против нарушения демократических норм и злоупотребления властью. Граждане государства через выборы, проводимые на основе всеоб­щего и равного избирательного права, имеют возможность контро­лировать власти и корректировать их действия.

Этот принцип взаимного контроля, характерный для правового государства, сформулировал еще немецкий философ И. Кант. Он, в частности, утверждал, что каждый гражданин должен обладать той же возможностью принуждения властвующего к точному и бе­зусловному исполнению закона, что и властвующий в отношении к гражданину. Иначе говоря, законодатель так же подзаконен, как и любой гражданин.

Подзаконность человека государственной власти неотделима от признания за индивидом неотъемлемых, неприкосновенных прав и свобод, которыми гражданин неделен не по воле государства, а в силу естественного права. С точки зрения последователей И. Кан­та, сила государства, меры принуждения, к которым оно прибега­ет, законны лишь в том случае, если они применяются в строгом соответствии с правом, если они всецело служат праву. Законная власть для своего утверждения и укрепления облекается в форму права, ибо сила сама по себе не создает власти. Государство свя­зано правом, правовыми нормами, и потому оно есть не что иное, как сила, призванная служить праву. Это, в свою очередь, предпо­лагает, что государство не может создавать законы, противореча­щие естественному праву. Если закон принят, власти должны дей­ствовать в соответствии с ним, пока он не будет отменен. Всякий, кто обладает политической властью, будет ли это отдельный человек, класс или численное большинство населения страны, обладает ею фактически, а не по праву, и действия, которые он производит, приказы, которые он формулирует, законны и обязательны для повиновения только в том случае, если они соответствуют верховной норме права, обязательной для всех управляющих и управляемых

В правовом государстве право выступает как гарант свободы индивида. Под защитой права человек может по собственному усмотрению выбрать место жительства, сферу и род деятельности, образ жизни. Закон, как уже отмечалось, обеспечивает неприкос­новенность собственности, жилища, частной жизни, политические и социально-экономические права и свободы граждан. Функции го­сударства состоят в регулировании отношений между гражданами на основе закона. Самоочевидными признаками демократического правового государства являются смена правительства, состава За­конодательного собрания в соответствии с результатами всеобщих

выборов, участие оппозиции в политическом процессе, отказ партий от неконституционных методов борьбы за власть, другие нормы и принципы парламентаризма и демократии.

Право ставит пределы не только власти государства, но и воле большинства. Большинство, да и народ в целом, при определенных ус­ловиях может быть таким же тираном, как и единоличный деспот (до­бавим: и как правящее меньшинство — элита). Не случайно многие мыслители прошлого, отнюдь не враждебно настроенные в отношении демократии, настойчиво предупреждали об опасности тирании боль­шинства. Поэтому очевидно, что идея власти большинства сама по се­бе не может раскрыть смысла демократии. Как отмечал русский пра­вовед Б. П. Вышеславцев, сущность власти нужно искать в праве, а не во власти. Демократию он характеризовал как правовым образом организованный народ. В защиту правовых начал государства высту­пали известные русские философы, политологи и правоведы Б. Н. Чи­черин, В. С. Соловьев, П. И. Новгородцев, Л И. Петражицкий, Б. А. Кистяковский. Им приходилось дискутировать со славянофилами (и не только с ними), которые считали, что сама идея политических прав чужда русскому народу. Они подчеркивали мысль о том, что по­литическая свобода органически связана с твердостью закона и влас­ти Так, Б. А Кистяковский писал: «Дисциплинированное общество и общество с развитым правовым порядком — тождественные понятия».

Правовое государство, основанное на примате права, обязыва­ет власти руководствоваться критериями объективности и непред­взятости. Право призвано гарантировать защищенность личности от возможных злоупотреблений со стороны государственной власти. Оно обеспечивает предсказуемость действий людей и самого госу­дарства. Его задача — заменить диктат силы диктатом права, ис­ключить практику силового решения спорных проблем, неотврати­мо ввергающую общество в состояние войны всех против всех.

В правовом государстве все граждане, будь то президент или рядовой служащий, генерал или солдат, директор завода или со­трудник, занятый неквалифицированным трудом, равны перед зако­ном и несут равную ответственность за его нарушение. Даже ве­личайшие заслуги перед страной не освобождают человека от наказания, если он преступает закон. Глава государства, руководи­тель крупной корпорации, спортсмен — кумир миллионов болель­щиков могут быть привлечены к ответственности по закону.

В этой связи чаще всего вспоминают историю отставки президента США Р Ни­ксона Общепризнаны заслуги этого государственного деятеля как перед американ ским народом, так и перед мировым сообществом Именно в его президентство был положен конец многолетней войне США во Вьетнаме, заключен советско-американ­ский договор о противоракетной обороне Он пользовался большим авторитетом и поддержкой американского народа Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Р Никсон два срока подряд (в 1968 и 1972 гг) с большим отрывом от соперников избирался на высший государственный пост

Однако вскоре после победы на выборах 1972 г обнаружилось, что в разгар борьбы за голоса избирателей помощники Р Никсона пытались установить подслу-

шивающие устройства в штаб-квартире соперников-демократов в отеле «Уотергейт» Президент знал об этом, но скрыл информацию от следственных органов Когда сведения о неблаговидных действиях чрезмерно энергичной команды кандидата и попытках замять скандал просочились в средства массовой информации и ими заинтересовались высшие правоохранительные органы США, над Р Никсо­ном нависла угроза импичмента, отстранения от власти по суду С целью избежать судебного разбирательства Р Никсон был вынужден подать в отставку и покинуть кресло президента Таким образом, закон восторжествовал, хотя, несомненно, все-[да находились скептики, готовые утверждать, что президент действовал в духе обычных нравов предвыборной борьбы, и, если бы за публикациями в прессе не стояли могущественные политические силы, заинтересованные в уходе Р Никсона из Белого дома, его проступок не получил бы О1ласки

В процессе формирования правового государства не только раз­рабатывалось и закреплялось законодательное обеспечение инди­видуальных прав и свобод, но и утверждалась власть государства в качестве главного гаранта нормального существования и функцио­нирования гражданского общества, его основных институтов, прин­ципов и ценностей. Правовое государство имеет ряд общих и объ­единяющих всех членов гражданского общества правовых основ, которые по своей сути носят надклассовый характер.

В гражданском обществе концентрируются частные, нередко противостоящие друг другу интересы. Правовое государство, выра­жающее всеобщую волю граждан, призвано примирить и совмес­тить эти интересы в реальном жизненном процессе. Конечно, иму­щие классы стремятся превратить институты власти в орудие своего господства. История знает немало примеров, когда эконо­мическое господство собственников уживается с разными формами государства и политических систем — как с диктатурой, так и со своего рода олигархической республикой. Но демократические принципы, заложенные в основу государственного устройства, обеспечивают значительную степень независимости государства, деятельности его институтов от тех или иных экономических и со­циально-классовых интересов. Гарантией этой независимости слу­жит существование гражданского общества и правового государства.

О том, что гражданское общество и правовое государство пред­полагают, хотя и не подменяют друг друга, свидетельствует опыт тоталитарных режимов. Для тоталитарной системы характерен бе­зусловный приоритет классовых интересов перед правами и свобо­дами граждан, перед интересами всего общества. На первый план выдвигаются не идеи самоценности и неповторимости каждой лич­ности, а установки на жертвенность интересами ныне живущих по­колений ради тех, кто идет им на смену. Для преодоления конфлик­та интересов общества и государства, а также противостояния классов внутри самого гражданского общества проводится полити­ка национализации, уничтожения частной собственности. Огосударствление собственности неизбежно приводит к огосудар­ствлению гражданского общества, его поглощению государством, а вслед за тем на смену власти права приходит произвол власти.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. На каком этапе исторического развития и при каких усло­виях возникло правовое государство?
  2. 2. В чем состоит главное предназначение правового государства?
  3. 3. В чем смысл подчинения государства и власти праву?
  4. 4. Как обеспечивается равенство всех граждан перед законом?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.