Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая символика




Основные понятия: символ, миф, стереотип, герб, гимн, геральдика.

Самый точный и скрупулезный анализ социально-экономичес­ких, политических и иных интересов различных категорий населения, законов и проектов реформ, принимаемых и осуществляемых госу­дарством, партиями или отдельными политическими деятелями, без

учета человеческого фактора не может дать правильного пред­ставления о реальных пружинах, мотивах и сущностных характе­ристиках политического процесса. Экономический интерес не единственный определяющий фактор всех без исключения сто­рон и проявлений человеческой жизни, в том числе и в полити­ческой сфере. Ведь человек — существо не только экономичес­кое и политическое, но и социокультурное. Рациональные элементы в его сознании и поведении тесно переплетаются с эмоционально-волевыми и национально-психологическими, чело­век живет в мире традиций и мифов, символов и легенд, обычаев и стереотипов.

Естественно, материальные интересы социальных слоев, клас­сов и групп представляют собой могущественный фактор развития общественно-исторического процесса. Однако такие качества, как патриотизм, дружба, преданность семье, забота о больных и ста­риках, инвалидах, тоже играют значительную роль в определении содержания и направленности интересов и политического поведе­ния людей. Человеком движет не только рациональный выбор, рас­чет, соображения выгоды, материальный интерес, но и вера, убеж­дения. Они передаются от поколения к поколению и далеко не всегда поддаются рациональному истолкованию.

Мифы, стереотипы, верования неверно считать заблуждениями, полагать, что они рассеиваются в свете разума. Установить истинный смысл и содержание обще­ственно-политической жизни можно лишь в том случае, если изучается не только сама объективная реальность, но и область мифологического, традиционного, ока­зывающая значительное влияние на формирование основных представлений людей об окружающем их мире. В современных условиях ряд важнейших социальных и по­литических проблем в обществе имеет социокультурное измерение и правильно оце­нить политическое поведение людей в той или иной конкретной ситуации невозможно без учета состояния нравов, социально-психологической атмосферы, национальных отношений, уровня религиозности населения.

Отсюда можно, в частности, заключить, что неотъемлемой ча­стью формирования и воспроизводства самосознания любого наро­да и государства являются национально-государственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными связующими элементами политической культуры.

Символ представляет собой концентрированное зримое выра­жение основной идеи, смысла явления или понятия, основанное на его структурном сходстве или ассоциативном сходстве с этими по­следними. Символ является особым средством общения между людьми. Он объединяет людей, принадлежащих к конкретной соци­альной общности, запечатлевает в их умах и душах центральную идею, через которую общество осознает смысл своего существова­ния. Одной из форм символа является эмблема. Русский философ А. Ф. Лосев относил к эмблемам и государственную символику. Ча­стным видом эмблемы является герб, флаг и другие атрибуты, во­площающие прежде всего идею национально-государственного

единства и величия. Для того чтобы постичь заложенную в симво­ле идею, требуется активная работа ума и воображения.

Символы могут быть изображены условно-графически (христианский крест, серп и молот, нацистская свастика и т. д.), человеческими или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т. д.). Символы, как, например, флаг страны или сигнальный свет светофора, имеют значение лишь в качестве средств передачи определенной информации, связанной с действиями людей. Комплексные системы типа речи, пись­ма или математических знаков — это тоже символы, поскольку звуки и знаки об­ладают значимостью только для тех, кто умеет их читать, расшифровывать их смысл.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политиков и политических партий, сколько их символический смысл, господ­ствующая в обществе система символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в общественном сознании, не могут правильно объяснить подлинные механизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политиче­ских группировок. Зачастую разного рода символы создаются ис­кусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и общественно-политических процессов и явле­ний. И тем не менее общий язык символики (всей совокупности символов, имеющихся в конкретный исторический период в обще­стве) свидетельствует о единстве политической культуры данного общества.

Каждый народ создает и почитает собственные национально-го­сударственные символы, в которых проявляются вековые традиции его политической культуры. Часть символов формируется спонтан­но в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов на­ционального сообщества, а другая часть создается и целенаправ­ленно внедряется господствующими элитами.

Со времени возникновения национального государства полити­ческие лидеры разрабатывали и использовали различные нацио­нальные символы — флаги, гимны, конституции, денежные знаки, праздники — с целью объединить нацию вокруг какой-то масштаб­ной идеи, подвигнуть людей на те или иные действия.

Центральное место среди этих символов, естественно, зани­мают государственный флаг и герб. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 г.: «Если вы отнимете у ме­ня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мощи Фран­ции, как здесь в стране, так и за границей». Вслед за француз­ским политиком эти слова могли бы повторить лидеры многих государств мира. Национальные символы — это современные то­темы, знаки, с помощью которых каждый народ выделяет себя среди других, выражает свое самосознание, определяет свою самоидентичность.

Каждая страна имеет свой государственный или национальный флаг, олицетворяющий ее независимость и суверенитет как пол­ноправного участника мирового сообщества. Под сенью государ­ственного флага главы государств (президенты, монархи), вступая в должность, произносят клятву верности стране и народу. Любое оскорбление флага в большинстве стран рассматривается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих странах вос­принимается как воплощение нации.

Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага. Он водружается на зданиях резиденции главы государства и правительства. В дни официальных праздни­ков государственный флаг вывешивается на общественных здани­ях. Он является неизменным атрибутом международных встреч, двусторонних или многосторонних переговоров. Флаги, развеваю­щиеся на флагштоках перед зданием ООН, символизируют страны, входящие в эту международную организацию.

Государственный флаг каждой страны имеет собственную историю. К примеру, современный российский флаг в его нынешних цветах восходит к военно-морскому флагу, который впервые появился в 60-х гг. XVII в. и к концу века стал общепри­нятым. Его поднимали на ботике Петра I в 1688 г., на судах, курсирующих в Белом море в 1693 г., на кормах кораблей Азовского флота в 1697—1700 гг. В начале XVIII в. этот военно-морской флаг описывали следующим образом: «Флаг Его Цар­ского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя си­няя, нижняя красная. На синей полосе золотой с царской короною венчан двоегла-вый орел, имеющий в средней красное клеймо с серебряным св. Георгием без змия».

В выборе цветов флага определяющую роль сыграла русская национальная традиция. У русских с незапамятных времен белый цвет воспринимался как символ свободы и величия — отсюда фольклорный «белый царь». Голубой считался цветом Богоматери. Как полагают исследователи, голубые балдахины патриархов во время крестных ходов символизировали их причастность к служе­нию Богоматери. И наконец, третий, красный — цвет жизни, жиз-неутверждения, красный — не только красивый, но и лучший, старший. Царские грамоты скреплялись печатью красного воска, под красным балдахином появлялись цари перед народом.

Постепенно бело-сине-красный флаг, переданный Петром I в 1705 г. торгово­му флоту, стал государственным. Позже в XIX в. белую, синюю и красную полосы на флаге стали истолковывать как символ единства соответственно Белой, Малой и Великой Руси. Собственно Россия, Великая Русь, олицетворялась красным цветом. Позже цвета флага неоднократно менялись, но триколор (сочетание белого, синего и красного цветов) вошел в традицию, в быт: трехцветными флагами украшали ледяные горки на Масленицу и балаганы на ярмарках, они появлялись при празд­новании юбилеев Петра I. Именно бело-сине-красные флаги поднимались при от­крытии памятника Пушкину в 1880 г. в Москве, а также на Всероссийских худо­жественно-промышленных выставках.

Царь Александр III перед своей коронацией 7 мая 1883 г. дозволил украшать здания бело-сине-красными флагами. В вопросе о сочетании цветов российского флага последняя точка была поставлена в 1896 г. В том году особое совещание при Министерстве юстиции накануне коронации Николая II определило, что националь­ным или государственным следует «окончательно считать бело-сине-красный цвет, и никакой другой».

Национальный бело-сине-красный флаг снова стал достоянием российского народа в 1989 г., когда он появился на несанкциони­рованных митингах и демонстрациях в Москве и ряде других горо­дов. В рамках решения Правительства РСФСР от 5 ноября 1990 г. о создании новой российской символики 21 августа 1991 г. Чрез-вычайная комиссия Верховного Совета РСФСР постановила «счи­тать исторический флаг России — полотнище из равновеликих го­ризонтальных белой, лазоревой и алой полос официальным Национальным флагом Российской Федерации». 31 декабря 1991 г. этот флаг был утвержден Съездом народных депутатов РСФСР. При всех трудностях, переживаемых нашей страной, трехцветному флагу суждено стать символом объединения всех россиян.

Наряду с флагом символом страны в представлении как ее граждан, так и иностранцев выступает ее герб. Часто в качестве центрального элемента гербов приняты изображения растений (на­пример, у Ливана — кедр, Канады — кленовый лист), животных (лев у Великобритании), птиц (орел у США, Германии, России). В последних двух случаях аналогии весьма прозрачны: стилизован­ные фигуры льва — царя зверей или орла, царствующего среди птиц, призваны были символизировать мощь и величие страны, не­победимость ее армии и одновременно верховную власть монарха (главы государства).

В Государственном гербе России центральное место занимает изображение двуглавого орла. Двуглавый орел — один из древней­ших символов власти, силы и мудрости. Орлы в таком качестве предстают уже на документах времен Древнего Египта. В VII в. до н. э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндри­ческих печатях Халдеи, датирующихся VII в. до н. э. В Средние ве­ка золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Визан­тийской империи. В XV в. черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) империи.

По данным ряда исследований, в России двуглавый орел по­явился среди геральдических символов в XV в. Как полагают ис­торики, изображение византийского золотого орла на красном фоне было заимствовано Русью после женитьбы великого московского князя Ивана III на племяннице последнего византийского импера­тора Софии Палеолог.

С тех пор российский герб неоднократно подвергался изменениям. Согласно принятому в 1856 г. закону центральное место на гербе занимал двуглавый орел, изображенный на фоне геральдического щита, который держали ангелы и

архангелы — Михаил и Гавриил с мечом и крестом. Каждая из голов орла несла по короне, над ними возвышалась третья, значительно большая корона. Как указыва­лось в описании герба в законе 1856 г., на груди орла изображен «герб москов­ский: в червленом с золотыми краями щите святой великомученик и победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазурной приволоке на серебряном, покрытом багряной тканью с золотою бахромою коне, поражающий золотого с зелеными кры­льями дракона золотым осьмиконечным наверху копьем».

В свою очередь, сам геральдический щит, увенчанный императорской короной, был изображен на фоне сени или мантии, соединенной с шлемом Александра Нев­ского. Над ним возвышалась еще одна корона, а над нею — хоругвь с полным по­вторением всех названных выше изображений. Венчал хоругвь символ православия — восьмиконечный крест. Идею государства передавала надпись: «С нами Бог». При­чем этот девиз повторялся на шлеме Александра Невского и хоругви. Далее на гер­бе воспроизводился целый ряд других эмблем и символов, призванных передать все нюансы титулатуры российского царя и подчеркнуть его власть над 50 различными по политическому статусу и размерам, а также экономическому, культурному, кон­фессиональному положению землями Российской империи.

Таким был герб России до революции 1917 г. и установления советского режима. В 1993 г. утвержден новый герб Российской Федерации, в котором воспроизведены основные атрибуты тради­ционного Государственного герба Российской империи. В соответ­ствующих документах этот герб описывается следующим образом: «Государственный герб Российской Федерации представляет собой золотого двуглавого орла, помещенного на красном поле. Над ор­лом три исторические короны Петра Великого (две малые — над головами и над ними — одна большого размера). В лапах орла — скипетр и. держава. На груди орла на красном щите изображение всадника, поражающего копьем дракона». Здесь корона — символ не монархии, как это было раньше, а суверенитета. Две головы ор­ла символизируют положение России как евразийской державы, со­единяющей территории, культуры и народы Европы и Азии, страны, обращенной одновременно и на Запад, и на Восток. Шарообраз­ность державы указывает на единство государства, скипетр же сим­волизирует власть. Всадник, поражающий дракона,— древний сим­вол торжества добра, побеждающего зло.

Наряду с девизом, гербом, флагом немаловажное место в на­ционально-государственной символике занимает гимн. Он исполня­ется на официальных церемониях, в дни общенациональных празд­ников, под звуки своего национального гимна спортсмены получают высшие награды на международных соревнованиях.

Символическое значение в политике имеют и действия, которые можно назвать политическими ритуалами, — они составляют весо­мый компонент так называемой гражданской или политической религии общества. Пройдя такие ритуалы, как, например, церемо­ния инаугурации (торжественного вступления в должность) прези­дента США и России или коронация короля в Англии, простые смертные превращаются в президентов и монархов. Политические

ритуалы обставляются со всей торжественностью. Так, коронация в Англии проходит как религиозная церемония в Вестминстерском аббатстве, ее совершает архиепископ Кентерберийский. Президент США, вступая в должность, произносит клятву на Библии.

Национально-государственные символы и идеалы тесно связа­ны между собой, они взаимодополняют друг друга. В качестве сим­волов могут выступать какие-либо документы, произведения искус­ства.

Из курса новой и новейшей истории вы знаете, например, что первым и, по­жалуй, фундаментальным символом американской нации и государственности явля­ется Декларация независимости, принятая Континентальным конгрессом 4 июля 1776 г. Она объявила о разрыве традиционных связей тринадцати колоний с Бри­танской империей и создании независимого государства — Соединенных Штатов Америки. Декларация независимости, в которой нашли отражение основополагаю­щие идеалы и чаяния американского народа — свобода, равенство и национальный суверенитет, по сути дела, явилась первым в истории официальным документом, в котором был провозглашен принцип народного суверенитета в качестве основы государственного устройства.

В течение длительного времени Декларация независимости бы­ла идейным символом сплочения нации. После Гражданской войны 1861 —1865 гг. роль главного символа нации Декларация незави­симости постепенно уступила Конституции США. А в период войн и революций на Европейском и Азиатском континентах в конце XIX— первой половине XX в. Конституция стала для американцев и символом стабильности. Большинство граждан страны рассмат­ривают Конституцию как своего рода священный текст. Не случай­но политологи проводят аналогию между ней и Библией, называя их «теологическими документами». Некоторые считают, что, подоб­но христианству, которое ассимилировало учения Коперника, Дар­вина, Эйнштейна, не изменяя древний библейский текст, Консти­туция также способна оставаться сакральным символом, невзирая на любые изменения, происходящие в американском обществе.

Завершенным и концентрированным воплощением идеалов свободы и прав че­ловека в США стала статуя Свободы, возвышающаяся в Нью-Йоркской гавани и как бы приветствующая всех прибывающих в Америку. Для многих поколений аме­риканцев, да и не только американцев, статуя Свободы была символом американ­ской мечты, успеха, страны неограниченных возможностей, принимающей в свои объятия гонимых борцов с деспотизмом, обездоленных и угнетенных со всех кон­цов земного шара. По данным исследователей, изучавших процессы социализации подрастающего поколения, дети начальной школы США называют статую Свободы и национальный звездно-полосатый флаг лучшими выразителями духа Америки.

Выразителями национального духа, фактором, способствующим формированию национального самосознания, и в то же время во­площением лица страны могут выступать также места крупнейших сражений, религиозные центры, те или иные города. Так, для США Вашингтон стал символом сплочения американского народа в

единую нацию и утверждения федеративной государственно-поли­тической системы. И это вполне объяснимо, если учесть, что Ва­шингтон — это Конгресс, президент, Капитолий, Белый дом и здание Верховного суда, Пентагон и Госдепартамент, т. е. те учреждения, которые составляют ядро американского государства. Не случайно, когда речь идет о вопросах и проблемах политического характера, под Вашингтоном, как правило, подразумевают Америку вообще или же правительство США, подобно тому как при упоминании Москвы, Лондона, Парижа имеют в виду соответственно Россию, Великобританию, Францию.

В качестве примера национальной символики мы привели не­которые российские и американские символы и знаки. Изучая курс истории Отечества, вы сами можете рассказать много интересного о российской государственной символике, расшифровать символы, связанные с советскими страницами истории России.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Что понимается под политической символикой?
  2. 2. Какое место в политической культуре занимают символы, стереотипы, мифы?
  3. 3. Какие вы знаете национально-государственные символы раз­ных стран?
  4. 4. Какие вы можете назвать символы Российского государства?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 1418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.