Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Консерватизм




Основные понятия: органическая теория, традициона­лизм, неоконсерватизм, традиционный консерватизм, новые правые.

Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, традиции. К его идейным предшественникам и от­цам-основателям причисляют Платона, Цицерона, Н. Макиавел­ли, Э. Верка, Ж. де Местра. Впервые основные положения консер­ватизма были сформулированы в работах Э. Берка, Ж- де Местра, Л. де Бональда, их единомышленников и последователей. Датой рождения современного консерватизма принято считать выход в свет в 1790 г. книги Э. Берка «Размышления о революции во Франции». Серьезный вклад в развитие консервативной традиции во второй половине XIX— начале XX в. внесли русские философы, социологи и политические мыслители, такие, как К. Леонтьев, Н. Данилевский, В. С. Соловьев, И. Ильин, а после прихода к вла­сти большевиков — ряд представителей Русского зарубежья.

Сущностные признаки консерватизма. Термин «консерватизм» получил распространение в начале XIX в. Он происходит от ла­тинского слова conservare, означающего «сохранить», «консерви­ровать». С самого начала консерватизм выступал за сохранение существующей системы без каких-либо радикальных изменений. Важнейшие положения консерватизма сформировались и эволюци­онировали в качестве ответной реакции на противостоящие ему идей­но-политические течения: либерализм, социал-демократизм, марк­сизм. По выражению одного из исследователей, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага».

Первые критические выпады консерватизма были обращены против либералов. Консерваторы противопоставили идеям прогресса, индивидуализма, личной свободы, переустройства общества, выдвинутым Просвещением и Великой французской ре­волюцией, взгляд на общество как на органическую и целостную систему. Централь­ное место в их построениях заняла мысль о неразрывной связи человека с про­шлым, с вековыми традициями и обычаями. Реализация идей Просвещения и Великой французской революции, утверждали духовные отцы консерватизма, при­ведет к невосполнимой утрате унаследованных от предков традиций, к бессмыслен­ному разрушению моральных и материальных ценностей общества.

В предложенной ими органической теории общества государство представало существом, стоящим над всеми людьми и обладающим способностью к самосохра­нению. Возводя власть и общество к проявлению промысла Бога, Л. де Бональд, например, рассматривал власть как «живое существо», воля которого «называется законом, а его действия — правительством». С точки зрения консерваторов, обще­ство, как и всякое естественное образование, имеет свое детство, юность, зрелость. Возражая Руссо и Канту, которые считали, что общество и государство созданы че­ловеком и для человека, де Бональд утверждал: «Человек существует только для общества; общество создается только для самого себя». По его мнению, государ­ство — это «большая семья», которой душой и телом принадлежат все составляю­щие ее «обездоленные индивидуумы».

Отправным пунктом философии консерватизма является убеж­дение в греховной сущности человека. Для консерваторов зло и страдания неотделимы от самого человеческого существования, и мудрость правителей состоит в том, чтобы не пытаться полностью искоренить пороки общества — такая цель утопична, а свести зло к минимуму. Консерватизм отвергал абстрактные идеи индивидуаль­ной свободы, прав человека и общественного договора, а также ве­ру в прогресс. Как утверждал, например, Э. Берк, над человеком довлеет проклятие первородного греха. В силу греховной сущности своей природы индивид не ведает собственного блага — в своей гордыне он полагается на разум, но только опыт предков может предостеречь его от заблуждений. Человек не только не способен переустроить общество, но и не должен стремиться к этому, по­скольку такое стремление явилось бы насилием над естественны­ми законами развития социального организма. Политические прин­ципы следует приспосабливать к обычаям, национальным традициям, установившимся формам общественно-политических институтов.

Существующим институтам, по мнению консерваторов, следует отдать предпочтение перед любой теоретической схемой, какой бы совершенной и рациональной она ни казалась. Идеологи консерва­тизма считали естественным и законным существование социаль­ной иерархии: как отдельные органы человеческого тела обеспечи­вают жизнеспособность и целостность всего организма, так и каждой социальной группе отведена своя роль в поддержании жиз­неспособности и целостности общества. Идеал социального равен­ства, с точки зрения консерваторов, не только недостижим, но и крайне опасен — благой порыв ненавистников знати и борцов за низвержение монархии оборачивается не царством свободы, а гиль­отиной, на которую в свой черед восходят и сами пламенные рево­люционеры. В обществе всегда будет элита, но это должна быть не аристократия денежного мешка, а элита духа, ума и таланта, до-' стойная стоять у руля правления и сознающая свою ответствен­ность за судьбу страны. В отличие от либералов XIX в., полагав­шихся на спасительную роль свободного рынка и неограниченной конкуренции, консерваторы были убеждены, что государство во

имя сохранения социальной солидарности не вправе уклоняться от помощи неимущим — приоритет политики социальной защиты при­надлежит консервативным правительствам.

В целом консерватизм отражает идеалы, установки, ценности тех классов и со­циальных групп, положению которых угрожают объективные тенденции обществен­но-исторического развития и которые испытывают давление со стороны не только демократических сил, но и наиболее динамичных групп имущих слоев населения. Вместе с тем нередко консерватизм был своего рода защитной реакцией тех сред­них и мелких предпринимателей, фермеров, ремесленников, просто жителей сель­ской местности, которые испытывают страх перед будущим, несущим с собой не­определенность и зачастую реальное понижение социального статуса.

При анализе консерватизма необходимо помнить, что общест­венно-политический процесс имеет двойственную природу. Это, с одной стороны, разрыв с прошлым, с другой — сохранение и пере­нос в настоящее и будущее непреходящих ценностей. Форсирова­ние процесса разрушения старого мира во имя построения на его развалинах светлого будущего, как показал исторический опыт, за­нятие опасное, чреватое неисчислимыми трагическими последстви­ями. Лишь при наличии взаимодействия и тесного переплетения двух начал: создания и развития нового, с одной стороны, сохране­ния преемственности с прошлым — с другой, можно говорить об истории и общественно-историческом процессе.

Принимая существующее положение вещей, консерватизм де­лает ударение на необходимости сохранения традиционных пра­вил, норм, иерархии власти, социальных и политических струк­тур и институтов. Вместе с тем истинный консерватизм, призванный защищать существующий порядок, отнюдь не закрывает глаза на изменяющиеся реальности. Поскольку мир динамичен и подвержен постоянным изменениям, консерватизм не может с порога отвер­гать все новое только на том основании, что оно еще не приобре­ло характер традиции. Начиная со второй половины XIX в., осо­бенно в XX в. (в ряде случаев после Второй мировой войны), консерваторы приняли многие важнейшие идеи и принципы, кото­рые раньше ими оценивались негативно.

Речь идет, например, о свободно-рыночных отношениях, кон­ституционализме, системе представительства и выборности органов власти, парламентаризме, политическом и идеологическом плюра­лизме. При всей своей приверженности религиозной вере большин­ство консерваторов после Второй мировой войны смягчили свои позиции в отношении рационализма и технократизма. Не было пре­пятствий к тому, чтобы они приняли также идеи государственного регулирования экономики, социальных реформ, государства благо­состояния. Особенно значительные изменения консерватизм пре­терпел в 70—90-е гг. XX в.

Консервативная волна. В странах Запада 70—90-е гг. прошли под знаком роста влияния консервативных и правых сил. Полито­логи заговорили о консервативной или неоконсервативной револю-

ции. Особенность этого периода состояла в кризисе левых — от коммунистических до социал-демократических и кейнсианских — моделей общественного развития. Консерватизм, по сути дела, за­полнил тот вакуум, который образовался с утратой левыми своих позиций, их ослаблением, дефицитом дееспособных идей и концеп­ций на левом фланге.

Приход к власти в США в 1980 г. Р. Рейгана и его победа на второй срок в 1984 г., победа консервативной партии во главе с М. Тэтчер в Англии 3 раза подряд, ре­зультаты парламентских и местных выборов в ФРГ, Италии, Франции показали, что идеи и принципы, выдвигавшиеся этими силами, оказались созвучными настроени­ям довольно широких слоев населения.

Успехи партий неоконсервативного толка не в последнюю оче­редь привлекли внимание исследователей к самому консерватизму как идейно-политическому течению, его истории и перспективам. В настоящее время среди представителей консерватизма принято вы­делять неоконсерваторов, новых правых и традиционалистов. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что сегодня кон­серваторов разделяют весьма глубокие расхождения, но все же они имеют и немало общего.

Для неоконсерваторов характерно прежде всего стремление вернуть ценности протестантской этики с ее духом самодисципли­ны и трудовой аскезы. Они превозносят принципы свободного рынка, критикуют практику государственного вмешательства в экономику, высказывают неприязнь к политике расширения социальных реформ. По их мнению, чрезмерно разросшиеся програм­мы социальной помощи подрывают принцип опоры человека на собственные силы, воспитывают в людях иждивенческие настроения. Вместе с тем, придя к власти, неоконсерваторы в определенных сферах даже усиливали роль государства, не делая решительных шагов к демонтажу механизмов государственного регулирования, «уходу» государства из экономики и отказу от со­циальных программ.

Европейские новые правые заявили о себе идеей возрождения «духа старой Европы». В требовании возврата к прошлому новые правые дошли до мысли отказа от иудеохристианской традиции, превознесения ценностей язычества. «Песнь мира — языческая, таково послание революции грядущего века»,— полагают французские новые правые. Они отвергают христианскую пропо­ведь равенства людей и призывают вернуться к древней индоев­ропейской традиции, говорят о «глубоких различиях» между раса­ми, «генетической» предрасположенности рас к раз и навсегда установившимся моделям социокультурного развития. Вместе с нео­консерваторами новые правые делают упор на культурной и рели­гиозной проблематике, на темах упадка морали, духовной нищеты современного общества, утраты им подлинной элиты. По словам одного из идеологов американских новых правых, «сама суть ново­го правого — это основанный на морали консерватизм».

В чем же в целом состоит новизна современного консерватиз маэ Как правило, в качестве одного из важнейших элементов кон серватизма рассматривается неприятие им идеологии Нередко даже считается, что консервативное мышление носит «антитеоретичес кий» характер Конечно, это не означает отрицание у консервато ров идей и теорий Но сторонники этого течения отдают предпо­чтение прагматизму перед абстрактными схемами, опыту перед теорией Консерваторы против абсолютизации каких бы то ни бы­ло идей, тем более против их осуществления в чистом виде на практике

Заметим что в этом они совершенно правы Ведь история дает множество при меров когда попытки реализации самых казалось бы прекрасных и совершенных идеи в чистом виде (как это было в СССР) заканчивались установлением чиктатор ских режимов Да консерваторы имеют идеи концепции и теории но они прежде всего ищут ключи к решению проблем на практике и в конкретных делах Теперь же сделав поворот на 180° консерваторы выступили с призывом реидеологизации политики восстановления определяющей роли идеологии Реидеологизация выра зилась прежде всего в решительной защите ими принципов свободно рыночных от ношений индивидуализма в свободной конкуренции, критике неэффективности го сударства благосостояния

Традиционно консерватизм отождествлялся с защитой сущест­вующего порядка вещей в обществе, хотя, как уже отмечалось, он не мог полностью игнорировать все изменения Консерваторы вы­ступали за медленные и постепенные реформы «сверху», чтобы из­бежать революционных потрясений «снизу» Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном возрождении состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен В этом плане неоконсерваторы проявили изрядную степень гибкости и прагматизма, способности приспосабливаться к создавшимся уело виям Они чутко уловили настроения широких масс населения, тре­бующих принятия мер против застоя в экономике, безработицы, стремительно растущей инфляции, расточительства государствен­ных средств, негативных явлений в социальной жизни

В значительной степени разгадка успеха представителей кон сервативных сил сначала в Англии и США, а затем в ФРГ, Фран­ции и других странах кроется в том, что они предложили програм му решительных действий в момент, когда большинство избирателей желало смены курса Лейтмотивом предвыборных платформ большинства консервативных партий стали обещания пе ремен Их словарь изобиловал такими понятиями, как «поворот», «переоценка ценностей», «новая ориентация», «консервативное обновление» и др Более того, консерваторы объявили себя ради­калами и революционерами Один из руководителей французских новых правых А Бенуа утверждал, что «любой консерватизм ре волюционен» Особенность консерватизма 70 — 90 х гг состоит также в том, что из противников научно-технического прогресса консерваторы в большинстве своем превратились в убежденных его

сторонников Быть консервативным, утверждали они, означает «маршировать во главе прогресса», а тот, кто закрывает дорогу прогрессу, становится реакционером

В то же время современный консерватизм сохраняет привер­женность социокультурному и религиозному традиционализму От­каз от традиционных ценностей по-прежнему рассматривается им как главная причина всех негативных явлений в современном об­ществе Поскольку лишь физический, чувственный мир стал счи­таться единственно реальным, начался, как полагают консервато­ры, упадок веры, дисциплины, патриотизма, приверженности закону и порядку Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления авторитета традиционных идеалов, акценти­руя внимание на ценности семьи, общины, церкви

Значительное место в конструкциях современных консерваторов занимают про блемы свободы, равенства власти, государства, демократии Следует отметить, что сегодня большинство консерваторов считают себя решительными защитниками прав человека и принципов демократии В целом для неоконсерваторов характерно двои ственное отношение к государству «Человек рожден свободным, но он всюду в це пях»,— говорил демократ Ж -Ж Руссо «В цепях он и должен быть»,— отвечает на это консерватор, защищающий «необходимые цепи традиции и исторической пре емственности»

С одной стороны, в глазах консерваторов государство — защит­ник закона и морали Без сильного государства общество оказыва­ется во власти анархии С другой стороны, сильное государство мо­жет стать инструментом подавления индивидуальной свободы При необходимости выбора между интересами индивида и общества зна­чительная часть консерваторов отдает приоритет обществу

Особенно далеко идущие выводы в этом плане делают так назы­ваемые традиционалисты (голлисты во Франции, тори в Англии) Считая, что государство должно проявлять отеческую заботу о сво­их подданных, они в качестве важного шага к преодолению наме­тившегося во второй половине 70-х — начале 80 х гг «кризиса до­верия» предлагают восстановление авторитета и престижа власти и государства Развивая традиционную идею консерваторов о том, что власть — предпосылка всех свобод, они придают первостепен­ное значение закону и порядку, авторитету и дисциплине Подлин­ный порядок в обществе зиждется, по их мнению, на образовании и дисциплине, прочности нравственных устоев, а свободу может обеспечить только сильное государство

Здесь с консерваторами в значительной степени следует согла­ситься — где нет дисциплины, закона и порядка, там нельзя гово­рить об эффективности государственных структур, о законности их действий в глазах большинства населения В современных услови­ях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость — они пытаются привести новые аргу­менты в пользу синтеза ценностей индивидуализма и принципа авторитета государства

В целом консерваторы предпочитают известное неизвестному, настоящее и прошлое будущему В деле сохранения стабильности общества, полагают они, лучше руководствоваться мудростью, унас­ледованной от прошлых поколений, чем взвешивать каждый вопрос на весах личных мнений и разума Индивид глуп, а род мудр

Для «здорового» разнообразия в обществе должны существо­вать различные группы и классы, неравенство экономического по­ложения, власти, социального статуса Неравенство благотворно и необходимо Истинное равенство может быть только перед Богом Жизнеспособность общества обеспечивается наилучшим образом, когда оно направляется мудрым и способным руководством, если разрушить естественные различия, то вакуум заполняется тираном Частная собственность — продукт разнообразия и неравенства че­ловеческих способностей, без нее свобода невозможна, а общест­во обречено на гибель

Подводя итоги изложенному, можно констатировать, что совре­менный консерватизм, прошедший длительный путь исторического развития, представляет собой весьма сложное и многослойное об­разование В нем уживаются самые разнообразные, порой кон­фликтующие идеи, концепции, установки и принципы, и поэтому естественно, что он пронизан глубокими противоречиями Консер­ваторы являются одновременно приверженцами индивидуализма и коллективизма, авторитаризма и свободы

Разнородны и противоречивы выдвигаемые ими идеи и рецепты решения про блем, стоящих перед капиталистическим обществом С одной стороны, они ратуют за восстановление принципов свободной конкуренции и свободно-рыночных отноше ний С другой стороны, всячески подчеркивают свою приверженность традиционным ценностям и идеалам, ценностям семьи, общины, церкви, которые подрываются в процессе реализации принципов свободно рыночной экономики Вместе с тем тра диционалистское и патерналистское течения консерватизма выступают в защиту сильной власти и государства, видя в них средство обеспечения закона и порядка

Такая противоречивость и двойственность вполне объяснимы, если учесть, что социально политические проблемы слишком сложны и не поддаются решению с по мощью простых и однозначных формул Особенно настороженно ко всем обещани ям быстрого и безболезненною реформирования общества следует подходить в пе риоды крупных социально экономических сдвигов, когда людям свойственно впадать в крайности, искать радикальные рецепты излечения социальных недугов, что поч ти всегда оборачивается самыми разрушительными последствиями Любая страна, любой народ нуждается в категории людей, партий и идеологий, призванных охлаж дать революционные порывы, сохранять и передавать будущим поколениям все цен ное, что накоплено веками, проверено опытом

С этой точки зрения достоинство консерватизма состоит в том, что он привер жен искусству политического компромисса, идеям стабильности, равновесия и уме ренности В условиях масштабных и глубоких перемен, которые в настоящее вре мя переживает наша страна, умеренность, взвешенность, здравый смысл, характерный для консерватизма, способны послужить противовесом всякого рода опасным крайностям

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ

  1. 1. Когда возник консерватизм'' Кого можно назвать его отца­ми-основателями?
  2. 2. Каковы сущностные признаки консерватизма?
  3. 3. Назовите основные этапы эволюции консерватизма.
  4. 4. Какие идеи консерватизма вам близки? Проголосовали бы вы на выборах за кандидата консервативных взглядов?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-29; Просмотров: 2206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.